Приложение 1 к ДООП
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка №129 от 29.08.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительной общеразвивающей программе «Умелые ручки»
Возраст обучающихся: 6.5-10 лет
Срок реализации -2 года
п. Азанка
1
1.Пояснительная записка
Общеразвивающая программа объединения «Умелые ручки» художественной направленности, предусматривает обучение детей на
доступном уровне различным видам декоративно-прикладного искусства. К ним относятся изготовление игрушек, сувениров и панно из
природного и подручного материала, пластилина, бумаги и т.п.
Отличительная особенность общеразвивающей программы
Отличительные
особенности общеразвивающей
программы в разнообразии декоративных работ, которое позволяет
предложить каждому ребенку занятие по его способностям и интересам, исключить монотонность и однобокость в творчестве, приобрести
широкий круг знаний и умений, создать в
объединении
все
условия
для проявления индивидуальных особенностей и
способностей детей.
Программа составлена на основе методических публикаций по данной теме, обобщенных и дополненных личным опытом педагога.
При составлении был учтен не только опыт прошлого, но и современные направления в работе с природным материалом, отобраны
оптимальные приемы, формы, технологии. Многое предлагается для изобретения самим детям. Сочетание теоретических знаний, изучения
истории, уверенное владение приемами помогает ребенку выработать свой авторский стиль Мастера.
Предлагаемый к изучению материал скомплектован по нескольким разделам, изучая которые дети одновременно знакомятся с
материалом, инструментами, приобретают элементарные навыки работы с природным материалом. Данные разделы представляют собой
комплекс подобранных по определенной теме заданий разного уровня сложности, что дает возможность лучшего усвоения материала в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, темпа восприятия ими материала.
Отличительная особенность программы так же и в структурной модели образовательного процесса в объединении, которая имеет:
•
стартовый уровень (1 год обучения) – первая ступень;
•
базовый уровень (2 год обучения) – вторая ступень;
На занятиях обучающимся предоставляется свобода выбора способов обработки природных материалов, разъясняется возможность
вариативного выполнения одной и той же работы (панно, сувенир), используется на этапе планирования проектировочная деятельность.
Особенность организации образовательной деятельности
Отличительные
особенности общеразвивающей
программы в разнообразии декоративных работ, которое позволяет
предложить каждому ребенку занятие по его способностям и интересам, исключить монотонность и однобокость в творчестве, приобрести
широкий круг знаний и умений, создать в
объединении
все
условия
для проявления индивидуальных особенностей
и способностей детей.
Программа составлена на основе методических публикаций по данной теме, обобщенных и дополненных личным опытом педагога. При
составлении был учтен не только опыт прошлого, но и современные направления в работе с природным материалом, отобраны оптимальные
2
приемы, формы, технологии. Многое предлагается для изобретения самим детям. Сочетание теоретических знаний, изучения истории,
уверенное владение приемами помогает ребенку выработать свой авторский стиль Мастера.
Предлагаемый к изучению материал скомплектован по нескольким разделам, изучая которые дети одновременно знакомятся с материалом,
инструментами, приобретают элементарные навыки работы с природным материалом. Данные разделы представляют собой комплекс
подобранных по определенной теме заданий разного уровня сложности, что дает возможность лучшего усвоения материала в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями детей, темпа восприятия ими материала.
процесса.
По данной программе занимается 2 группы.
Адресат общеразвивающей программы. Программа предназначена для детей 6.5-10 лет. Условия набора обучающихся в коллектив:
принимаются все желающие.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – 15 человек; второй год обучения – 12 человек. Уменьшение числа
обучающихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Целью программы является развитие творческой личности, способной к самовыражению в области декоративно-прикладного творчества,
понимающей и уважающей родную культуру, готовой к социально-полезной деятельности.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
- познакомить детей с историей различных видов рукоделия, историей развития декоративно-прикладного творчества.
- привить основные навыки в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
Развивающие:
- развить устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством и мотивацию к самосовершенствованию в данной области;
- формировать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- развивать творческое мышление, внимание, память, воображение;
- развить коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.
- формировать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, терпение, бережливость, улучшить моторику, гибкость рук и точность глазомера.
Воспитательные:
- формировать интерес детей к миру народной культуры;
- формировать эстетический вкус;
3
- обеспечивать эмоциональное благополучие ребёнка;
- создавать в объединении творческую атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, доброе отношение к товарищам, уважительное
отношение к семье;
- развивать положительные качества личности – доброту, отзывчивость, коммуникабельность;
- сформировать дружный коллектив;
- формировать положительное отношение к труду;
Задачи второго года обучения:
Образовательные:
- учить применять полученные навыки комплексно;
- учить основам планирования в творческой работе;
- формировать элементарные знания о техниках работы с природным и подручным материалом;
Развивающие:
- формировать организационно-управленческие навыки: (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать
в порядке своё рабочее место);
- коммуникативные качества:
- умение слушать и слышать, открытость, терпимость.
Воспитательные:
- воспитание волевых качеств личности: сдержанность, самостоятельность, мотивацию к успеху, целеустремлённость;
- формировать нравственно-личностные качества;
Режим занятий:
1-го года обучения – 34 часа в год,1 раза в неделю.
Формы организации образовательного процесса
беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
демонстрация и самостоятельное составление наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;
работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, эскизов, которые ребенок затрудняется сделать сам;
организация индивидуальных, групповых и коллективных форм художественного творчества;
организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
организация выставок детских работ;
работа с родителями.
4
Занятия могут проходить в форме:
Творческой мастерской;
игры-путешествия;
экскурсии;
беседы;
практикума;
выставки;
конкурса;
мастер-класса;
фольклорного праздника;
посещения музеев;
Срок реализации общеразвивающей программы -2 года.
3.Планируемые результаты
1 год обучения (стартовый уровень)
Предметные:
- обучающиеся развивают интерес к декоративно-прикладному искусству;
- композиционно правильно располагают изображения;
- используют различный природный и подручный материал для создания выразительного образа;
-составляют узоры и декоративные композиции из природных материалов;
-делают фигуры людей, животных, птиц, передовая выразительность
образа;
-создают общие композиции;
-аккуратно используют природный материал;
-выполняют лепку из пластилина разными способами:
-изготавливать сувениры, поделки из природного материала по образцу.
Личностные:
-учащиеся развивают образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, внимание, самостоятельность
дисциплинированность;
- развивают художественный вкус.
-знают правила поведения в природе;
5
-используют технологические приемы и способы обработки природного материала;
-знают технику безопасности при работе с природным материалом.
Метапредметные:
- становятся более трудолюбивыми, аккуратными, усидчивыми;
- создают атмосферу дружбы и коллективного сотворчества.
- учащиеся будут уважительно относиться к педагогу и всем обучающимся объединения, смогут самостоятельно организовать рабочее
место, бережно и аккуратно будут относиться к художественным принадлежностям.
Два раза в год на всех этапах обучения отслеживается успешность воспитанников по следующим параметрам:
теоретическая подготовка (знания по разделам и владение терминологией);
практическая подготовка (умения и навыки, включая творческие);
общеучебные ЗУН (умение анализировать специальную литературу; учебно-организационные, учебноинтеллектуальные и учебно-коммуникативные умения и навыки).
Методы и приемы проверки: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, рефлексия, мини – соревнования, диагностические игры и
викторины, зачет, собеседование, контрольные задания, тесты, викторина, самостоятельные творческие работы;
4.Формы проведения промежуточной аттестации
карта развития группы за полугодие;
защита творческой работы;
аналитическая справка по результатам входной диагностики;
журнал посещаемости;
материалы анкетирования и тестирования;
итоги выставок;
грамоты, дипломы, сертификаты;
Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень
Обучающийся освоил практически весь объём знаний, умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный
период.
Специальные термины употребляет осознанно в соответствии с их содержанием.
Экономно использует материалы в работе, инструменты применяет по назначению.
Точно соблюдает правила безопасности труда.
6
Работает самостоятельно, не испытывает трудностей.
Выполняет практические задания с элементами творчества
Объем освоенных знаний, умений и навыков составляет более ½.
Сочетает специальную терминологию с бытовой.
Недостаточно экономно использует материалы в работе, не всегда инструменты применяет по назначению.
Не всегда соблюдает правила безопасности труда.
Работает с помощью педагога.
Выполняет в основном задания на основе образца.
Средний уровень
Низкий уровень
Обучающийся освоил менее ½ объёма знаний, умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный период.
Избегает употреблять специальные термины.
Не экономно использует материалы в работе, инструменты не применяет по назначению.
Не соблюдает правила безопасности труда.
Испытывает серьезные затруднения в работе, нуждается в постоянной помощи и контроле.
Выполняет лишь простейшие практические задания педагога.
Сравнение результатов данных форм отслеживания результатов за два полугодия показывают динамику освоения воспитанниками
программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал;
отчет педагога;
карта развития группы;
тест;
«Праздник красоты»;
выставка;
самостоятельные творческие работы, выполненные на итоговых занятиях по темам программы (базовый уровень);
5.Комплекс организационно-педагогических условий:
7
Учебный план 1 год обучения
Тема
Кол-во часов
Всего
1.
Вводное занятие
Теория
Практика
1 1
Формы
аттестации/ контроля
Задания-тесты
2.
Лепка из пластилина
4 1
3
Диагностическое
задание
Выставка
Диагностическое
задание
Выставка
3.
Аппликация из
подручного и природного
материала
10 2
8
4.
Игрушки
и
сувениры из подручного
материала
10 2
8
Творческая
работа
5.
Экспериментирование с
различным природным
материалами
10 1
7
Диагностическое
задание
8
6.
Итоговое
занятие
Итого:
1 34
7
1
Задания-тесты
Выставка
27
Календарный учебный график 1 год обучения (базовый уровень)
1 ч в неделю
1.Вводное занятие
2.Навыки работы с пластилином.
3.Работы по образцу «Осенний лист».
4.Методы и приемы составления узора.
5.Методы и приемы составления узора.
6.Аппликации из природного и подручного материала
7.Декорирование малых форм: осенний лист, на бумаге и картоне.
8.Декорирование малых форм: осенний лист, на бумаге и картоне.
9.Аппликация из природного материала.
10.Аппликация «Кошка на окошке»
11.Декорирование панно (Крупа)
12.Изготовление сувениров к Дню матери.
13.Изготовление сувениров к Дню матери.
14.Конфетница
15.Игрушки и сувениры из подручного материала презентация
16.Игрушки и сувениры из подручного материала презентация
9
17.Новогодняя игрушка
18.Панно«Зимний лес»
19.Зимовье зверей
20.Подарки своими руками
21.Изготовление объемных сувениров. Пароход
22.Изготовление объемных сувениров. Пароход
23.Игрушки –мобили «Цыпленок в гнезде»
24.Открытка для мамы
25.Букет для бабушки
26.Экспериментирование с различными природными материалами
27.«Кофейный домик»
28.«Кофейный домик»
29.Сова
30.Открытки и сувениры к 9 мая
31.Открытки и сувениры к 9 мая
32Панно «Весна»
33.Скоро лето
34 Итоговое «Праздник красоты»
Содержание учебного плана
1 год обучения (стартовый уровень)
1.Вводное занятие
Теория: Знакомство с детьми (игра «Снежный ком», «Ладошки») и с организацией рабочего места. Введение в программу,
содержание курса (игра-путешествие по разделам программы, загадки, показ детских работ, презентация). Общие правила техники
безопасности.
10
Практика: Задания-тесты.
2Лепка из пластилина
Теория: Способы лепки: объѐмные фигуры, рельефная лепка, лепка модульным способом. Приемы передачи характерных
движений человека и животного. Использование в лепке различных выразительных средств. Изобразительные и технические приемы лепки
из куска (пластический способ): по представлению и с натуры, по типу народных глиняных игрушек. Обработка поверхности формы
(пальцами, стекой, украшение рельефом). Способы декоративной лепки (налепом и углубленным рельефом).
Практика: Лепка небольших скульптурных групп из 2-3 объектов передача пропорции, динамики («Грибное лукошко», «Снежный
котик»). Лепка на пластинах налепом и рельефом («Чудо-букет»).
3.Аппликация из природного материала
Теория: Виды аппликации: предметная, сюжетно-тематическая, декоративная, мозаика, коллаж, флоризм. Обследование
различных предметов, игрушек, произведение декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов, рассматривание
иллюстраций. Средства выразительности, образности. Методы и приемы составления узора, декоративных композиции на бумаге разной
формы, из геометрических и растительных форм, включая изображение птиц, животных по типу
народного искусства.
Способы вырезывания (учить детей сочетать приемы вырезывания ножницами с приемами обрывной аппликации). Приемы
составления сюжетной аппликации по представлению и с натуры, композиционно правильного расположения аппликации. Методика
засушивания цветов и
листьев, подготовка к работе природного материала.
Практика: Изготовление декоративного панно в технике аппликация или мозаика, коллаж или флоризм, с использованием
различного природного материала (крупа, яичная скорлупа, листья и т.д.) по заданной теме (напр., «Аквариум», «Кошки на окошке»).
Составление узоров и декоративных композиций из семян и листьев по заданной теме («Конфетница для мамочки»).
4. Игрушки и сувениры из природного материала
Теория: Приемы передачи выразительности образа. Показ способов обработки и крепления материалов (склеивание, отделка).
Использование вспомогательных материалов (пластилин, нитки, проволока). Разметка по шаблону на бумаге и на других материалах.
Классификация природного
материала по происхождению: растительного, животного, минерального.
11
Практика: Конструирование фигурок растений, животных, птиц по заданию и собственному замыслу. Изготовление объемных
игрушек, сувениров, поделок («Пароход», игрушки-мобили, «Цыпленок в гнезде»)
5. Экспериментирование с различным природным материалом
Теория: Приемы составления сюжетной аппликации по представлению и с натуры. Изобразительные и технические приемы лепки из
куска
Практика: Аппликация, лепка, рисование нетрадиционным способом. Апробирование инновационных техник и методик в данной
деятельности. Педагогическая диагностика. Проведение мероприятий по формированию экологической культуры детей. Игры, загадки,
задания и эксперименты по
экологии.
6. Итоговое занятие
Практика: Игра-путешествие «В гости к Радужке». Игровые задания тесты. Анализ творческих работ и подведение итогов
объединения за год. Поощрение
лучших
воспитанников.
Рекомендации.
Перспективы
по дальнейшей работе.
Календарный учебный график 2 год обучения (базовый уровень)
1 ч/неделю
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием утвержденным директором школы.
1.Вводное занятие
2.Работы по образцу с использованием природного материала (Декорирование
малых форм: осенний лист.
3.Работы по образцу с использованием природного материала (Декорирование
малых форм: осенний лист.
4.Рыбки» (листья)
5.Декорирование стеклянной поверхности
6.«Животные» (шишки)
12
7.Работа со скорлупой. Мозаика.
8.Работа со скорлупой. Мозаика.
9.Изготовление сувениров к Дню матери.
10.Изготовление сувениров к Дню матери.
11.Поздравительные открытки «Наши поздравления»
12.Зимний букет и композиция
13.«Новогодняя игрушка»
14.«Новогодняя игрушка»
15.«Оберег для дома»
16«Зимний лес»
17.«Зимний лес»
18.«Кофейный домик»
19.«Кофейный домик»
20.Изготовление изделий по замыслу обучающихся.
21.Изготовление изделий по замыслу обучающихся.
22.Все об интерьере, оформление кабинета
23.Все об интерьере, оформление кабинета
24.«Подарок для мамы»
25.«Подарок для мамы»
26.Топиарий-дерево счастья
27.Топиарий-дерево счастья
28.«Вазон»
29.«Предметы интерьера»
30.«Предметы интерьера»
31.Открытка к 9 мая
32.Весенние цветы
33.Панно Летнее настроение
34.Итоговое занятие Праздник красоты
13
1. Вводное занятие
Теория: Цель и задачи базового уровня. Демонстрация наглядности. Охрана природы и правила сбора природного материала. Техника
безопасности труда.
Практика: Игры на знакомство и правила поведения в природе. Изготовление сувенира в ранее изученных техниках. Конкурс сувениров.
2.Работы по образцу с использованием природного материала
Теория: Изделия из скорлупы могут быть объемные и плоские. Плоскостные композиции в мозаичной технике. Мозаика контурная и
сплошная. Объемные игрушки выполняются из целой скорлупы. Окрас скорлупы различными способами. Использование крупно и мелко
помолотой скорлупы. Создание форм из пластилина. Порядок изготовления. Последующая обработка. Покраска. Окончательная обработка
сувениров.
Практика: Аппликация, игрушки и сувениры из природного материала по предложенным эскизам и по образцу (напр., «Дерево», «Осень» и
др.).
3. Зимний букет и композиция
Теория: Методика засушивания цветов и листьев, разные способы. Характеристика растительного материала и его разнообразие.
Использование дополнительного материала. Эстетические требования. Требования к оформлению композиций к праздникам.
Практика: Засушивание цветов, трав, листьев. Составление эскиза композиции. Подбор природного материала в соответствии с эскизом.
Составление композиции с использованием растительного материала («На коре растут цветы», «Новогодняя композиция», «Праздничный
стол»).
4. Все об интерьере, оформление кабинета
Теория: Разнообразие направлений и стилей в дизайне интерьера.
Практика: Изготовление элементов декора и их презентация.
5. Итоговое занятие
Теория: Анализ творческих работ и поведение итогов работы объединения за год. Тестирование обучающихся. Поощрение лучших
учащихся. Рекомендации. Перспективы по дальнейшей работе. Праздник красоты – выставка творческих работ воспитанников.
Итого: 34часа. Практика-26ч. Теория -7ч.
6.Учебно- методические материалы
Педагогические технологии
Раскрытию у детей творческого потенциала способствует создание неформальной обстановки на занятиях в сочетании с современными
образовательными технологиями АМО.
14
Активные методы обучения деятельностного типа– это методы обучения, основанные на самостоятельной творческой деятельности
обучающихся по разрешению задач и ситуаций. Активные методы обучения повышают степень мотивации и эмоциональности учащихся,
обеспечивают постоянное взаимодействие учащихся и педагога в процессе диалоговых и полилоговых форм организации учебного
процесса, рефлексию результатов собственного учения, совместной коллективной деятельности.
К АМО деятельностного типа относятся:
ИКТ-технологии
Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, повышает творческий потенциал
ребенка. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. При подготовке к
занятиям и дети используют разнообразный иллюстративно-информационный материал и пошаговые мастер-классы по созданию изделий,
который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации, проекты, электронное портфолио. Создан электронный банк эскизов
по всем темам и разделам программы, разным направлениям (подарки, праздники, путешествия и т.д.).
Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность воспитанников, умение работать с различными источниками информации.
Игровые технологии
Исходя из опыта своей работы, я пришла к выводу, что для развития творческого потенциала детей больше всего подходят творческоинтеллектуальные игры, которые можно разделить на следующие группы:
- дидактические;
- строительные;
- игры-упражнения, игры - тренинги, тесты;
- игры-забавы;
- комплексные игры-занятия.
Для того чтобы воспитанники не только не потеряли интереса к занятиям, но и сами стремились к получению новых знаний и умений,
необходимо использовать названные выше игровые формы.
Здоровьесберегающие технологии
Для создания благоприятного психологического климата в образовательном процессе необходимо внедрять в образовательный процесс
здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки детей и сохранения их здоровья необходимо использовать
различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на
уроке, игры, различные комплексы физкультминуток, что способствует созданию положительного эмоционального комфорта и сохраняет
здоровье детей. А так же применять элементы игротерапии и арт-терапии (изо-терапию, музыкотерапию, рассказывание историй).
Таким образом, использование технологии АМО деятельностного типа, развивают познавательный интерес у обучающихся, повышают
общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность,
ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность, и являются одним из условий творческой самореализации.
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет делать занятия разнообразными, эмоционально
и информационно насыщенными.
15
Дидактический материал
Дидактический и лекционный материал
технологические карты;
презентации по темам занятий;
учебные пособия и таблицы;
объяснительно-иллюстративный материал;
изделия народных промыслов;
фонд детских работ;
альбомы по основам народного и декоративно-прикладного искусства, дизайну;
различные дидактические материалы по всем темам программы и пособия:
книги с описанием различных методик обучения, специальная литература;
литература для детей.
Раздаточный материал
трафареты, шаблоны;
карточки,
образцы,
формы для основы,
плоскостной материал;
эскизы.
Список литературы
Литература для педагога
1.
Витвицкая М.Э. Икебана, аранжировка, флористика: искусство составления букетов. – М.: ООО ИКТЦ ЛАДА, 2008.
2.
Колесникова Е. Фантазии из природных материалов. – М.: Эксмо, 2008.
3.
Коноплева И.П.Вторая жизнь вещей. - М.: Прогресс, 1991.
4.
Синеглазова М. О. Кожа. Предметы сервировки стола - М.: Культура и традиции, 2000.
5.
6.
Тукало Т., Чудина Е., Шквырня Ж. Оригинальные картины из зѐрен. Цветы и букеты. - М.: Контэнт, 2008.
Фѐдорова В.И. Забавные поделки. - М.: Мой Мир, 2008.
16
7.
Хайди Г.Т. Поделки и сувениры из природных материалов. - М.:
Мой Мир, 2006
8.
Чибрикова О. В. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Эксмо,
2006
9.
Шептуля А.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом - М.: Эксмо, 2007.
Литература для обучающихся и родителей
1.
Артамонова Е.В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
2.
Бакланова Л.В. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ Астрель, Фирсова А.В. Чудеса из соленого теста. - М.: Айрис-Пресс,
2008.
3.
Гибсон Р. Поделки. – М.:, РОСМЭН,1997.
4.
Дубровская Н.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ Астрель, 2010.
5.
Перевертень Г.И. Сказка из листьев и лепестков. – М.: АСТ Тверь, 2007.
6.
Ракитина Е.М., Михайленко В.И. Цветущее чудо. – М.: АСТ Астрель, 2006.
7.
Романовская А.Л., Чезлов Е.М. Забавные поделки. - М.: АСТ Харвест, 2006.
8.
Шептуля А.Э. Домашние обереги своими руками. – М.: ЭКСМО2006.
17