Психолого-педагогический консилиум
Письмо Минпросвещения России от 20 февраля 2019 г. № ТС-551-07 « О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»
Что такое психолого-педагогический консилиум образовательной
организации? Распоряжением от 9 сентября 2019 г. №Р- 93 Министерство
просвещения России утвердило примерное Положение о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации (далее — Положение), Согласно Положению, на базе образовательной организации
любого типа независимо от ее организационно-правовой формы создаётся психолого-педагогический консилиум (далее
– ППК), цель которого – способствовать созданию оптимальных условий для
обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством
психолого-педагогического сопровождения. В состав ППК входят: председатель
— заместитель руководителя организации, заместитель
председателя (определённый из числа членов ППК при необходимости), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог,
социальный педагог, секретарь (определённый из числа членов
ППК). Общее руководство деятельностью ППК осуществляет руководитель
образовательной организации. Для принятия решения об организации
психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выявления трудностей в
освоении ими образовательных программ, разработки рекомендаций, консультирования
участников образовательных отношений, оказания обучающимся
психолого-педагогической помощи каждым
специалистом ППК проводится обследование
обучающихся. Обследование
обучающихся осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с письменного согласия родителей (законных представителей).
Обследование обучающихся специалистами ППК осуществляется бесплатно. Процедура и
продолжительность обследования определяются, исходя из возрастных,
психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого. На период подготовки к ППК и последующей реализации
рекомендаций обучающемуся назначается ведущий
специалист: учитель и/или классный
руководитель, воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППК и выходит
с инициативой повторных обсуждений на
ППК (при необходимости). Каждый специалист ППК по данным обследования составляет заключение и разрабатывают рекомендации. Результаты обследования ребёнка каждым специалистом обсуждаются
на заседании ППК. Родители (законные представители) имеют право принимать
участие в обсуждении результатов
освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования
специалистами ППК, степени социализации и
адаптации обучающегося. По итогам обсуждения составляется коллегиальное заключение ППК, вырабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по
организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося. Коллегиальное заключение ППК доводится до сведения родителей
(законных представителей) в день
проведения заседания, а до сведения педагогических работников, работающих с
обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его
психолого-педагогическом сопровождении, —
не позднее трёх рабочих дней
после проведения заседания. Рекомендации по
организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на
основании письменного согласия родителей (законных представителей). В случае несогласия родителей (законных представителей)
обучающегося с коллегиальным заключением ППК они выражают свое мнение в
письменной форме, а образовательный процесс осуществляется по ранее определённому образовательному маршруту в соответствии с
соответствующим ФГОС. Плановые заседания ППК
проводятся для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости)
изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся. Внеплановые — при
зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении;
при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося;
при возникновении новых обстоятельств,
влияющих на обучение и развитие
обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных
представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников
образовательной организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других
случаях. Что могут включать рекомендации ППК? Согласно Положению, рекомендации ППК по организации
психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ могут включать: при наличии рекомендаций ПМПК: разработку адаптированной основной общеобразовательной
программы, индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных
и контрольно-измерительных материалов;
предоставление услуг тьютора,
ассистента (помощника) для обучающегося,
услуг по сурдопереводу,
тифлопереводу, тифлосурдопереводу, в том числе на период адаптации
обучающегося / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе, другие условия в рамках
компетенции образовательной организации; на основании медицинского заключения: условия обучения,
воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному
учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе: дополнительный
выходной день; организация
дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня /
снижение двигательной нагрузки;
предоставление дополнительных перерывов для приёма пищи, лекарств; снижение объёма
задаваемой на дом работы; предоставление услуг ассистента (помощника); другие
условия в рамках компетенции
образовательной организации; для обучающегося, испытывающего трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации: проведение групповых и (или) индивидуальных
коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся; разработку
индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и
контрольно-измерительных материалов; профилактику асоциального (девиантного)
поведения обучающегося; другие условия в рамках компетенции образовательной
организации. Примечание Согласно положению, специалисты, включённые в состав ППК,
выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный
план работы в соответствии с планом заседаний ППК, а также запросами участников
образовательных отношений на обследование и организацию комплексного
сопровождения обучающихся. Специалистам ППК за увеличение объёма работ
устанавливается доплата, размер которой определяется образовательной
организацией самостоятельно. Справочно В толковом словаре С.И. Ожегова «консилиум» трактуется как
совещание врачей для установления диагноза заболевания и определения способов
лечения. Психолого-педагогический
консилиум — одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических
работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью
создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации
обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.