Федеральные государственные образовательные стандарты

О федеральных государственных образовательных стандартах и
об образовательных стандартах
Уважаемые родители (законные представители)!
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и
высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты
обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской
Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального
профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального
образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была
утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь
каждый стандарт включает 3 вида требований:
1)
требования к структуре основных образовательных программ, в том числе
требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму,
а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и
части, формируемой участниками образовательной деятельности;
2) требования к условиям реализации
основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям;
3)
требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.
05.06.2025
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновлённым ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Введение обновленных ФГОС СОО с 01.09.2023 года
05.06.2025
С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов российских
школ переходят на обновлённый Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утверждённый Приказом
Минпросвещения от 12.08.2022 № 732.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
общего образования – это совокупность требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию.
Они обеспечивают преемственность основных образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и
включают:
— требования к структуре основных образовательных программ,
в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы
и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной
программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
— требования к условиям реализации основных образовательных
программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным
условиям;
— требования к результатам освоения основных образовательных
программ.
ФГОС общего образования в совокупности с ФГОС среднего и
высшего профессионального образования обеспечивают единство образовательного
пространства РФ.
Введение учебного предмета «Труд (технология)» в 2024-2025 учебном году
05.06.2025
С 1 сентября 2024 года в школьном расписании начальной и основной школы появится новый предмет «Труд (технология)». Урок, который заменит существующий предмет "Технология". В рамках нового предмета в начальной школе будет отведено 135 часов обучения, что составляет 34 часа в год для каждого класса от первого до четвёртого. Уроки будут проводиться один раз в неделю. Программа начального общего образования включает несколько модулей, общих для каждого года обучения. Это «Технологии, профессии и производства», «Технологии ручной обработки материалов», «Конструирование и моделирование» и «Информационно-коммуникативные технологии». На уроках труда школьники будут заниматься с различными материалами, такими как бумага, картон, ткани, природные материалы, пластик, поролон, фольга и другие. Они будут учиться основам слесарного дела, кройке, шитью и другим навыкам ручной работы.
В основной школе на предмет «Труд (технология)» будет выделено 272 часа. Распределение часов будет следующим: по 68 часов в год (2 часа в неделю) в 5, 6 и 7 классах, а в 8 и 9 классах - по 34 часа в год (1 час в неделю). В программу по трудовому обучению для 5-9 классов войдут обязательные и вариативные модули. Обязательных модулей будет пять: «Производство и технологии», «Технологии обработки и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника» и «3-D моделирование, прототипирование, макетирование». Кроме того, ученики смогут выбрать три дополнительных модуля: «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство».
Основные преимущества новой программы труда заключаются в приобретении базовых навыков работы с разными материалами, знакомстве с миром профессий и самоопределении. Особое внимание будет уделено черчению и графической грамоте, а также введены разделы о беспилотных летательных аппаратах в модуле «Робототехника». Данные изменения в программе труда позволят детям получить новые знания и умения, которые могут пригодиться им в будущем.
Введение учебного предмета «ОБЗР» в 2024-2025 учебном году
05.06.2025
Приказом Минпросвещения России от 27.12.2023 № 1028 о внесении изменений в ФГОС основного общего и среднего общего образования утверждены образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования для учебного предмета - «Основы безопасности и защиты Родины». Приказ вступает в силу 1 сентября 2024 года.
Цель изучения ОБЗР – формирование у обучающихся готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности. В рамках предмета школьники освоят знания и умения, которые помогут подготовиться к военной службе.
Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины», вводится во всех школах РФ в 8-11 классах и будет проводиться 1 раз в неделю. Дополнительно к полученным на уроках знаниям будут проходить учебные сборы, обучение практическим навыкам.
Согласно документу, изучение предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» в основной школе должно обеспечить, в частности, понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности и защиты Родины, а также роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения, а предметные результаты отражать понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества; формирование установки на здоровый образ жизни; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим, принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации.
В средней школе требованиями стандарта по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» (базовый уровень) предусматривается знание школьниками роли государства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных ситуаций; понимание необходимости граждан к защите Отечества; безопасности на дорогах, на природе, личного поведения при чрезвычайных бедствиях; умение оказывать первую помощь при кровотечениях, отравлениях и ожогах и прививать любовь к здоровому образу жизни, отказу от курения и алкоголя.
Согласно документу, у школьников должны быть сформированы: знания об элементах начальной военной подготовки, в том числе строевой, тактической, огневой, инженерной и военно-медицинской; о правилах оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий; об общевойсковых уставах, о правилах оказания первой помощи в условиях боевых действий; нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии, личная антиэкстремистская и антитеррористическая позиция; а также получены представления о боевых свойствах оружия массового поражения и способах защиты от него; о беспилотниках воздушных и морских и их использовании в условиях современного боя; о том как противостоять опасностям (в том числе криминогенного толка) в цифровой среде; школьники будут изучать правила дорожного движения, основы пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях.
Размещены ФРП по учебному предмету «ОБЗР»
С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличится на 136 часов
05.06.2025
Минпросвещения России выпустило приказ с поправками в
федеральные образовательные программы общего образования. Документ был
опубликован 12 апреля (Приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования").
В частности, предусмотрено исключение предмета
"Обществознание" из программы 6-8-х классов. К его изучению школьники
приступят с 9-ого класса. Общее количество рекомендованных учебных часов
составит 34 часа (по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях). При этом
высвобожденные учебные часы перераспределят на изучение истории. У обучающихся
5-8-х классов будет по 3 часа истории в неделю, у 9-классников – по 2 часа. В
свою очередь, общее количество часов, отведённых на изучение истории,
увеличится с 340 до 476. Положения, касающиеся федеральных рабочих программ по
учебным предметам "История" и "Обществознание" и
перераспределения часов по ним, начнут действовать с 1 сентября 2025 года.
Другие изменения вступят в силу уже с 2024/2025 учебного
года. В их числе:
введение федеральных рабочих программ по родным языкам на
всех уровнях общего образования, которые изучаются в общеобразовательных
организациях и ранее не были включены в федеральные программы;
дополнение федеральной рабочей программы по учебному
предмету "История" на уровне основного общего образования учебным
курсом "История нашего края" (примерное количество учебных часов по
этому курсу – 17);
исключение предметной области "Основы
духовно-нравственной культуры народов России" и учебного предмета
"Основы духовно-нравственной культуры народов России", курса
"Введение в новейшую историю России";
переименование учебного предмета "Технология" на
уровнях начального общего и основного общего образования на "Труд
(технология)";
расширение количества модулей по отдельным видам спорта в
программе учебного предмета "Физическая культура", например, за счёт
включения модулей "Гольф", "Скалолазание", "Хоккей на
траве" и т. п.);
актуализация федеральных рабочих программ по учебным
предметам "Литература" и "География" в связи с изменившейся
геополитической обстановкой и т. д.