Приложение 1 к ДООП
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности
«Школьный музей»
Возраст обучающихся 11-17 лет.
п. Азанка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную
оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне,
то будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
Д.С.Лихачев.
Школьный музей МАОУ СОШ п. Азанка является одной из форм дополнительного образования.
Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует
подлинные исторические документы. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе
патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий,
вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они
учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором
источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их
проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей
формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать
достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. В
процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной
профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной
программой.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами
изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах,
обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история
малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в
государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном поселке, школе.
Таким образом, музей является одним из центров патриотического воспитания обучающихся МАОУ средней общеобразовательной
школы п. Азанка. Программа деятельности музея рассчитана на обучающихся с 5 по 11 классы, разновозрастные группы. Программа основана на
достигнутых результатах в деятельности музея. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и
систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в
работе музея. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края и школы. Центральной
идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы.
Направленность (профиль программы)
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный музей» - туристско-краеведческая.
Актуальность программы
Актуальность программы состоит в том, что патриотическое воспитание современных подростков становится одной из наиболее острых
проблем педагогики. Музейная педагогика может стать в этой связи инструментом, позволяющим это сделать. Музей как социокультурное
явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности с самых юных лет. Начальное изучение основ
музейного дела с детьми среднего школьного возраста, приобретение практических навыков работы в музее позволит в дальнейшем учащимся
расширить свой кругозор и творческий потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие
аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной
степени профессиональный актив обучающегося, связанный с работой над индивидуальным и коллективным проектом музейной тематики.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование
культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или
услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь
молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная
модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Новизна программы
Новизна программы находит свое отражение в том, что в ходе ее реализации осуществляется усвоение теоретических знаний и практических
умений в области истории родной школы, села через музейное дело. Учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к
реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и
культурные ценности.
Отличительные особенности данной программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет в условиях дополнительного образования расширить возможности
ребенка в области музейного дела. Программа «Школьный музей» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение
детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет
активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях.
Педагогическая целесообразность
Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации личностного потенциала школьников, приобретению ними
социального опыта, подготовке к будущей профессиональной деятельности. Педагогическая целесообразность определяется учетом возрастных
особенностей учащихся, получением дополнительных знаний в области истории родного края.
Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса.
Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы. Проведение занятий по этой схеме
даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, выявлять темы и проблемы, требующие музейнокраеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в
свободное время. Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он
развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее
историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует
сохранению и укреплению школьных традиций.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для обучения детей в возрасте от 11 до 15 лет.
Занятия по программе проводятся с объединением детей разного возраста с постоянным составом. Учащиеся набираются по желанию.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 68 часа в год.
Уровень программы
Уровень программы ознакомительный.
Формы обучения
Форма занятий очная, групповая. Занятия по 2 часа в неделю. Итого за год – 68 часов. Группа смешанная.
Особенности организации образовательного процесса
Для обучения создаётся разновозрастная группа. Занятия предполагается проводить групповые, а также индивидуальные для
консультаций при подготовке к презентациям, конкурсам, олимпиадам и т.д.
Виды занятий: лекции, практические, лабораторные, мастер-классы, выставки, творческие отчёты, практикумы, консультации, круглые
столы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности,
формирования
социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их
деятельность.
вовлечения
в поисково-исследовательскую
краеведческую
Для достижения цели программы «Школьный музей» решаются следующие задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
-метапредметные: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и
культуры;
- личностные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней,
преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной
жизненной позиции.
№ п/п
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование раздела, темы Всего часов
Аудиторные часы
Формы
аттестации
контроля
Теория
Практика
Раздел 1. Работа по подготовке открытия 6 часов
школьного музея
1
Механизм открытия
2
школьного музея. Входная
диагностика.
1
1
2
Нормативно-правовая база
деятельности школьного
музея.
2
1
1
3
Деятельность совета
школьного музея.
2
1
1
4
Раздел 2. Поисково-исследовательская работа в музее . (16 часов)
Планирование, подготовка и 2
1
1
проведение поисковособирательской работы.
5
Общие правила оформления
и заполнения полевых
документов.
2
1
1
6
Тетрадь для записей
воспоминаний и рассказов.
4
1
3
Вводный. Беседа.
/
7
Анкетирование и
интервьюирование.
2
1
1
8
Встречи с выпускниками
разных лет.
4
1
3
9
Итоговое обобщающее
занятие по теме “Поисковоисследовательская работа в
музее”.
2
1
1
10
Раздел 3. Музейные фонды и работа с ними. (14 часов)
Исторические источники в
2
1
1
музее.
11
Шифрование предметов.
4
1
3
12
Основной и
вспомогательный фонды
музея.
2
1
1
13
Включение материалов в
фонд музея.
2
1
1
14
Фондовая работа в школьном 4
музее.
2
2
15
Раздел 4. Экспозиционно-выставочная работа. (18 часов)
Концепция развития музея.
2
1
1
Виртуальный музей.
16
Проектирование экспозиции.
4
1
3
17
Тематически -
4
2
2
экспозиционный план (ТЭП)
музея.
18
Какие бывают экспонаты?
2
1
1
19
Экспонат в экспозиции
музея.
4
1
3
20
Итоговое обобщающее
занятие по теме “Музейные
фонды и экспозиционновыставочная работа в музее”.
Промежуточный контроль.
2
1
1
21
Раздел 5. Культурно-образовательная деятельность музея. (10 часов)
Возрастные особенности
2
1
1
посетителей школьного
музея.
22
Теория ведения экскурсий.
2
2
0
23
Обзор экскурсий музея
школы.
2
1
1
24
Подготовка к проведению
экскурсий с использованием
виртуального музея школы.
2
1
1
25
Просветительские формы
работы музея.
2
1
1
26
Сохранность предметов в
экспозиции школьного
Раздел 6. Хранение. (4 часа)
2
1
1
Промежуточный
контроль.
Создание
экспозиции.
музея. Хранение предметов в
фондах.
27
Итоговое обобщающее
занятие по темам:
“Культурно-образовательная
деятельность музея” и
“Принципы хранения
экспонатов”
2
1
Итого
68 часа
1
Содержание учебного плана
Раздел 1. Работа по подготовке открытия школьного музея. 6 часов.
Теория. Вводный инструктаж. Ознакомление с программой. Понятия: музей, музееведение. Механизм открытия школьного музея. Нормативноправовая база деятельности школьного музея. Деятельность совета школьного музея.
Практика. Игры на знакомство, встреча с учителями-ветеранами.
Форма аттестации и контроля: собеседование.
Раздел 2. Поисково-исследовательская работа в музее .16 часов
Теория. Планирование, подготовка и проведение поисково-собирательской работы. Общие правила оформления и заполнения полевых
документов. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, предметах музейного значения. Назначение полевой документации.
Практика. Анкетирование и интервьюирование. Встречи с выпускниками разных лет.
Раздел 3. Музейные фонды и работа с ними. 14 часов
Теория. Исторические источники в музее.
Шифрование предметов. Основной и вспомогательный фонды музея. Обеспечение научной и
физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Практика. Включение материалов в фонд музея. Фондовая работа в школьном музее. Игра-практикум по разработке структуры музейного
собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.
Раздел 4. Экспозиционно-выставочная работа. 18 часов.
Теория. Концепция развития музея. Виртуальный музей. Проектирование экспозиции. Тематически - экспозиционный план музея. Какие бывают
экспонаты? Экспонат в экспозиции музея.
Практика. Итоговое обобщающее занятие по теме “Музейные фонды и
экспозиционно-выставочная работа в музее”. Разработка и создание
тематической фондовой выставки, посвященной знаменательным датам.
Формы аттестации и контроля. Промежуточный контроль. Создание экспозиции.
Раздел 5. Культурно-образовательная деятельность музея. 10 часов
Теория. Возрастные особенности посетителей школьного музея. Теория
ведения экскурсий. Обзор экскурсий музея школы. Подготовка к проведению экскурсий с использованием виртуального музея школы.
Практика. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий.
Раздел 6. Хранение. 4 часа
Теория. Сохранность предметов в экспозиции школьного музея. Хранение предметов в фондах. Итоговое обобщающее занятие по темам:
“Культурно-образовательная деятельность музея” и “Принципы хранения экспонатов».
Практика: Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами
и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.
Раздел 7. Творческая работа. 8 часов
Теория. Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Индивидуальные консультации по темам проектов.
Практика. Представление творческих работ.
Формы аттестации и контроля. Итоговый контроль. Творческий проект.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих
ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной
действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья,
учреждения культуры в городе, т.д.),
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной
действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей,
закономерностей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной
литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения
обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа
учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и
др.);
- формирование теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры родного края;
- развитие умений работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными
источниками;
- развитие умений описывать конкретные экспонаты и события, заниматься самостоятельным исследовательским поиском, находить и
осуществлять отбор нужной информации;
- развитие умений находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;
- формирование навыков самостоятельного творческого поиска.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Программа рассчитана на 1 год обучения. 2 академических часа в неделю. 68 часа в год.
Занятия детей в объединениях проводятся по утвержденному расписанию, в форме учебных занятий, экскурсий, тематических мероприятий,
выступлений, работы сборных творческих групп и др. Допускается работа с группами переменного состава, уменьшение численного состава.
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение:
1.
Музейные выставочные витрины - 1шт.
2.
Подвесные системы для картин, постеров, фотографий 2 пары
3.
Выставочные стенды и аналогичные мобильные конструкции 2 комплекта
4.
Интерактивные панели(дисплеи) 1 шт.
5.
Специальное программное обеспечение – 3шт.
6.
Оборудование для подвески музейных экспозиций – 3шт.
7.
Выставочные витрины – 3комплекта
8.
Столы для экспозиций – 3 шт.
Методическое обеспечение программы:
- основой реализации программы является школьный музей;
- наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, презентации, документальные фильмы, карточки для заданий, виртуальные
тематические экскурсии, слайды, репродукции, фотоальбомы, журналы, буклеты, альбомы);
- учебно-методическая литература;
-дидактические материалы: карточки по краеведению; фондовая документация (инвентарные карточки, полевые этикетки, акты приемки,
возврата, передачи и обмена); образцы рекламных буклетов, проспектов музея; памятки по организации и проведению экскурсий; словарь
основных терминов музееведения и краеведения;
- литературный ряд: книги, журналы по краеведению, произведения устного народного творчества, журналы, газеты, литературные произведения
знаменитых земляков;
- аудио ряд: аудиокассеты с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и
способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы
- источники информации о своем крае (печатные источники, карты, архивы, памятники истории и культуры, библиографии, наблюдения
объектов природы)
Основными методами реализации данной программы можно считать:
• Репродуктивный,
• Словесный,
• Метод наглядности,
• Коллективно – творческий.
Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее, является использование новых
информационных технологий. Использование аудиовизуальной и компьютерной техники повышает эффективность самостоятельной работы
детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.
Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций, выставок, музейного оборудования производится с привлечением
информационных технологий и является предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей.
Компьютерная техника используется для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учётной
документации, коллекции фотографий, аудио- и видеозаписи; для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов,
создания презентаций, используемых в учебной деятельности и в рамках школьных мероприятий. Применение аудио визуальных и
компьютерных средств, мультимедийных программ на базе школьного музея позволяет разнообразить формы и методы проведения
тематических экскурсий.
Формы аттестации и контроля
Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в три этапа: первичная диагностика, промежуточный и
итоговый контроль.
Первичная диагностика проводится в сентябре.
Формами проведения первичной диагностики является собеседование с учащимися, целью которого является выявление интересов и кругозора
подростка.
Промежуточный контроль проводится в декабре.
Формами промежуточного контроля являются:
• собеседование по пройденным в 1-ом полугодии теоретическим темам;
• демонстрация подготовленного материала для экспозиций, электронного оформления документации и материалов музея;
• участие в мероприятиях музея, проведение экскурсии в качестве помощника.
Итоговый контроль проводится в мае.
Формами итогового контроля являются:
• демонстрация подготовленного материала для экспозиций;
• участие в мероприятиях музея (конференции, круглые столы, семинары) с
выступлениями по заданной теме;
• самостоятельная подготовка и проведение массового мероприятия.
• разработка и самостоятельное проведение экскурсии;
• презентации материала по тематике экспозиций музея, подготовленного учащимися в течение года;
• коллективная работа под руководством педагога в подготовке разделов экспозиции.
Наиболее эффективной формой проверки достижений учащихся является подготовка и проведение самостоятельных экскурсий по музею.
Подготовка и проведение экскурсии – это один из аспектов педагогической деятельности с нестандартными ситуациями. Учащимся предлагается
самостоятельный выбор темы экспозиции для проведения экскурсии. При подготовке экскурсионного материала перед детьми ставятся задачи:
составления интересного и познавательного рассказа;
умения контактировать с аудиторией, замечая ее реакцию и умело направляя ее интерес;
умения вести диалог в доброжелательном тоне.
Музейные экскурсии, проводимые подростками на базе школьного музея, являются одной из форм патриотического воспитания. Коллективный
осмотр
музейной экспозиции под руководством юного экскурсовода, общность эмоций и коллективность переживаний в процессе передачи информации
об
исторических фактах, о подвиге жителей села в годы ВОВ формируют ценностное отношение к нравственно-историческому наследию «малой»
родины.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- защита проектов (индивидуальных и групповых),
- презентация творческих работ,
- практикумы (проведение экскурсий, оформление инвентарной книги, экспозиции),
- написание исследовательских работ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
пополнение вспомогательного фонда музея.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Источники:
1.Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
1. Артемов Е. Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога. Красноярск, 2002.
2 . Альтман И.А., Туманов В.Е. Документальные памятники в школьных музеях, М., 1977.
3. Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.
4. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
5. Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар, 2001. Голышева Л.Б. Музейная
педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
6. Крицына Л. И. Детский музейный центр // Материальная база культуры: Науч.-информ.сб.Вып.I.М.,2001
7. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность
музеев». - М., 1997.
8. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой
организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность художественного музея. Вып.VI.СПб.,2000.
9. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
1 0. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.
11. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001.
12. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?).М.,2003.
13.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
14. Столяров Б. А. Музей в контексте модернизации отечественного образования // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8. СПб.,
2003.
15.Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
16. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
Список литературы для учащихся:
1.Бурятский слог. Серия истоки. История. Культура. Быт. Традиции. Исторические деятели. Эпос. Пособие для самостоятельного изучения.
Ангарск.2006.
2.В.М.Бояркин. География Иркутской области. Иркутск.2010.
3.Хрестоматия по истории Иркутской области. Составители: С.Б.Каминский, Г.П.Константинов, и др. Восточно-Сибирское книжное
издательство, 1969.