Приложение 1 к АООП
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Занятия с психологом»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(ФГОС ОВЗ ООО, 5-9 классы)
п. Азанка
1
Содержание:
1.
2
3
4
5
6
7
Пояснительная записка
Общая характеристика коррекционного курса
Описание места коррекционного курса в учебном плане МАОУ СОШ п. Азанка
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
«Психологические занятия»
Содержание коррекционного курса
Тематическое планирование
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
2
3
4
5
5
7
10
12
1.
Пояснительная записка
Данная программа ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально –
волевой сферы. Данная программа коррекционных занятий учитывает особенности психофизического развития обучающихся с УО и составлена в
соответствии с принципами коррекционной педагогики, с ОВЗ. При разработке программы учитывались особенности обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья. Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (вступил в силу 01.09.2013) № 273-ФЗ;
"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ир-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» ((ред. от 31.12.2015);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья";
Примерная основная образовательная программа начального общего
образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
Устав МАОУ СОШ п.Азанка.
Адаптированная образовательная программа МАОУ СОШ п.Азанка
Цель курса: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы учащихся с умственной отсталостью, повышение
самостоятельности и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие
лучшего понимания себя и других, снятие психического и эмоционального напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Задачи курса:
Развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлени;
Создание благоприятного психологического климата;
Развитие коммуникативных навыков;
Обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);
3
Формирование образа «я», навыков самопознания;
Формирование
положительных
межличностных взаимоотношений;
Мотивация учащегося на обращение к своему внутреннему миру, анализ собственных поступков;
Развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Развитие ответственного отношения к своим поступкам.
2.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс «Психологические занятия» является обязательным и относится к коррекционно-развивающей области.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся по адаптированной
начальной основной общеобразовательной программе, играет уровень развития познавательных и эмоционально-волевых процессов. Развитие и
совершенствование уровня развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет эффективным при
целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей обучающихся. А так же будет
способствовать формированию как базовых учебных действий, так и универсальных учебных действий (УУД) условиях работы по ФГОС ОВЗ,
что обеспечит общающимся с ограниченными возможностями здоровья обрести уверенности в себе и своих силах.
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на 1 год обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся
с ОВЗ (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для
детей с ОВЗ (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Занятия по коррекционному курсу «Психологические занятия» отличаются тем, что обучающимся предлагаются задания неучебного
характера. Так, серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, принципиальный акцент делается именно на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не
усвоение конкретных знаний и умений.
Коррекционный курс является интегрированным. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач,
объединенных в систему интеллектуально-развивающих занятий. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по
содержанию и по сложности задач (от простого к сложному). Содержание материала переплетается с предметами, изучаемыми на данной
ступени обучения.
3.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
МАОУ СОШ п. Азанка
В учебный план МАОУ СОШ п. Азанка коррекционный курс
«Психологически занятия» включены в 5 (коррекционном) классе в объёме 2 часа в неделю, форма проведения – фронтальная.
4
Продолжительность реализации программы – 1 год.
4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Психологические занятия»
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной программы общего образования обеспечивает достижение
обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее
место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образовании введения обучающихся с умственной отсталостью в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Требования к результатам освоения программы:
Планируемые результаты
Личностные
Предметные
Осознание себя как гражданина России; Дать
учащимся
доступные
формирование чувства гордости за свою количественные,
временные,
Родину – патриотизма.
пространственные,
геометрические
представления, которые помогут в
5
освоении школьной программы и
устранении пробелов в обучении
Формирование
представлений
возможностях.
о
адекватных
Использовать
процесс
собственных коррекционно-развивающей работы для
повышения
уровня
интеллектуального
развития
учащихся и коррекции недостатков их
познавательной
деятельности
и
личностных качеств
Накопление
доступных
навыков
коммуникации,
самообслуживания,
бытовой и доступной трудовой
деятельности
Умение
самостоятельно
использовать
усвоенный
лексикограмматический материал в учебных
и коммуникативных целях
Привитие навыков, способствующих
сохранению и укреплению здоровья
Научить наблюдать, видеть, слышать,
сравнивать и обобщать, устанавливать
причинноследственные связи и взаимосвязи.
Перенос сформированных навыков и Формировать,
расширять
умений в собственную деятельность систематизировать
знания
(компонент
«жизненной
представления об окружающем мире
компетенции»)
Развитие
этических
доброжелательности
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
сопереживания чувствам
людей
Развитие
мотивации
деятельности и труду;
результат
к
чувств,
и
и
других
учебной
работе на
Повышение
продуктивности
свойств внимания
показателей
основных
всех
Осмысленность
произвольность
запоминания (овладение приемами и
способами запоминания)
6
и
и
Формирование
здоровый образ
установки
на
Развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях
Развитие
любознательности,
наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы
Формирование
разнообразных
типов
мышления,
которые
способствуют
успешности в овладении учебного
материала
Овладение
социально-бытовыми
Формирование осознанного чтения
навыками
используемыми
в
повседневной жизни
Овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся
мире
Формирование
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками в разных социальных
ситуациях
5.
Содержание коррекционного курса
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, динамическая пауза и релаксационные упражнения. Каждое
занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного
положительного эмоционального настроя на занятие. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию
умственной деятельности. Далее происходит основное занятие.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью формирование эмоционально
положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, умении подчинять
свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций,
необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти,
развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов,
направленных на решение задач данного занятия.
7
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем
слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития
речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в
процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества
стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей
при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на
данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении
собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник
группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах.
Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных
успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы
в целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры; - игровой тренинг (психоигры, предметные игры);
- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арттерапии, сказкотерапии.
Тематика коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью включает 4 основных блока:
1. Формирование
функции программирования
и контроля собственной деятельности
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирования умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование
основных
способов
самоконтроля
каждого этапа выполнения задания;
- формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;
- развитие умения действовать по схеме.
2. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
8
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение
к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
3. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать,
что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
- понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки»;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;
- понятие группового давления и принятие собственного решения;
- формирование
навыков выражения
и отстаивания
собственного мнения;
- поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;
- понятие насилия и права защищать свои границы;
- формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя;
- понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций;
- коррекция агрессивности обучающихся.
4. Самопознание. Актуализация знаний о себе:
- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- достоинства и недостатки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения
идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия:
«соблазн», «вредные привычки», отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового
давления и принятие собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права
защищать свои границы.
9
6. Тематическое планирование
№
п/
п
Название темы
Кол-во
часов
Название раздела
1
Входящее диагностическое изучение обучающихся
Формирование произвольности собственной деятельности
2
Постановка цели при выполнении учебных задач
Планирование своих действий при выполнении учебных
3
задач
4
Составление плана выполнения учебной задачи
5
Процесс выполнения планирования учебных задач
6
7
8
9
1 час
11 часов
1
1
1
1
Процесс контролирования своих действий при выполнении
плана работы
Оценка результата выполнения деятельности, в соответствии
с целью
Эффективность планирования на уроках
Планирование своих действий при выполнении телесных
1
1
1
1
10
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
движений
Выполнение двигательных упражнений в соответствии с
планированием действий
Формирования умения осуществлять словесный отчет о
совершаемом действии и результате
Оценка результата формирования умения планировать у
обучающихся
1
1
1
Развитие коммуникативных навыков
Роль общение в жизни человека
Формирование понятия «барьеры общения»
27 часов
1
1
Причины психологических барьеров в общении
Как преодолеть психологические барьеры в общении
Учимся
слушать
друг
друга:
игра
«Внимательный
собеседник»
Учимся
взаимодействовать
со сверстниками:
основные
правила общения
Как мы видим друг друга: практические задачи
1
1
1
Формирование понятия «Критика»
Правильная и неправильная критика: обсуждение сказок
Уместность критики в общении с окружающими людьми
Я глазами других: обсуждение восприятия своего «Я»
Комплименты или лесть, формирование понятий
Как правильно говорить комплименты окружающим: игра
«Я красивый»
Необходимость
комплиментов
в повседневной
жизни:
обсуждение сказок
Дружба начинается с улыбки: что такое «Дружба»
Формирование понятий: дружба, друг, подруга
Как люди заводят дружбу: обсуждение опыта детей в данной
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
30
31
32
33
34
теме
Много ли у меня друзей
Урок-игра: не хочу дружить с тобой
Пойми меня. Игра «Разговор взглядов»
Формирование понятий «Вежливость»
Основные правила вежливого общения
35
36
37
38
39
Поведение в общественных местах
Урок мудрости (уважение к старшим)
Что такое этикет; основные правила этикета
Волшебные слова в общении
Умение вести беседу
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы
40
Радость. Формирование простых и сложных ассоциаций с
эмоцией
Грусть. Формирование простых и сложных ассоциаций с
эмоцией
Гнев. Формирование простых и сложных ассоциаций с
эмоцией
Удивление. Формирование простых и сложных
ассоциаций с эмоцией
Научение адекватному эмоциональному реагированию в
конфликтных ситуациях
Испуг. Формирование простых и сложных ассоциаций с
эмоцией
Узнавание эмоций по внешним сигналам
Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях
41
42
43
44
45
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23 часа
1
1
1
1
1
1
46
47
48 Выражение эмоций с визуальным контролем (с
использованием зеркала
49 Спокойствие. Формирование простых и сложных
1
1
1
1
12
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
ассоциаций с эмоцией
Формирование
умений отслеживать
и различать
эмоциональное состояние
Можно ли контролировать свое эмоциональное состояние:
беседа
Выражение эмоций по образцу
Пути преодоления стресса, повышение
стрессоустойчивости
Способы снятия нервно-психического напряжения,
релаксация
Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной
тревоги
Закрепление желаемых форм поведения и отработка
навыков и умений, сформированных в ходе занятий
Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные
привычки»
Совершенствование навыков ответной реакции
Отработка методов противостояния внешнему
воздействию ровесников и взрослых
Правила самовыражения
Учимся конструктивно отстаивать собственное мнение
Понятие насилия и права защищать свои границы
своё
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Самопознание
Актуализация знаний о себе
Мое тело, мой внутренний мир
Уверенное и неуверенное поведение
Я глазами других
Мои достижения, моя самооценка
Итоговое диагностическое изучение обучающихся
5 часов
1
1
1
1
1
1 час
13
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Педагог-психолог использует в работе: ноутбук, принтер, ксерокс, сканер.
Групповые коррекционно-развивающие психологические занятия проводятся в групповых помещениях.
Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической,
консультативной и коррекционно-развивающей.
Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности
для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.
Зона для проведения индивидуальных коррекционно – развивающих занятий хорошо освещена и включает в себя: столы детские;
стулья детские.
Консультативная зона включает в себя: шкаф для хранения документов; документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
набор
диагностических методик; стимульный материал для проведения диагностики.
В кабинете педагога-психолога
также имеются: игрушки, способствующие установлению контакта с детьми; комплексы наглядных материалов для психологопедагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе.
Печатные пособия:
1)
Карточки.
2)
Иллюстрации.
3)
Плакаты.
4)
Раздаточные листы.
Технические средства обучения и оборудование кабинета
1)
Ноутбук
2)
Принтер.
3)
Доска с магнитами.
4)
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
5)
Стол учительский.
Игровой материал
1)
Пазлы.
2)
Лото.
3)
Мозаика.
4)
Дидактические и настольные игры.
5)
Игры для развития мелкой моторики
6)
Игры на развитие внимания
14
Раздаточный материал
1) Писчая бумага
2) Карандаши
3) Фломастеры альбом
15