Занятия с психологом (УО, в том числе надомное обучение) (2025-2026)

Приложение 1 к АООП
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Занятия с психологом»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(ФГОС ОВЗ ООО, 5-9 классы)

п. Азанка

1

Содержание:
1.
2
3
4
5
6
7

Пояснительная записка
Общая характеристика коррекционного курса
Описание места коррекционного курса в учебном плане МАОУ СОШ п. Азанка
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
«Психологические занятия»
Содержание коррекционного курса
Тематическое планирование
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

2

3
4
5
5
7
10
12

1.

Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально –
волевой сферы. Данная программа коррекционных занятий учитывает особенности психофизического развития обучающихся с УО и составлена в
соответствии с принципами коррекционной педагогики, с ОВЗ. При разработке программы учитывались особенности обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья. Программа разработана в соответствии с нормативными документами:




Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (вступил в силу 01.09.2013) № 273-ФЗ;
"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»




Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ир-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» ((ред. от 31.12.2015);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья";
Примерная основная образовательная программа начального общего
образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
Устав МАОУ СОШ п.Азанка.
Адаптированная образовательная программа МАОУ СОШ п.Азанка









Цель курса: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы учащихся с умственной отсталостью, повышение
самостоятельности и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие
лучшего понимания себя и других, снятие психического и эмоционального напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Задачи курса:

Развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлени;

Создание благоприятного психологического климата;

Развитие коммуникативных навыков;

Обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);
3







Формирование образа «я», навыков самопознания;
Формирование
положительных
межличностных взаимоотношений;
Мотивация учащегося на обращение к своему внутреннему миру, анализ собственных поступков;
Развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Развитие ответственного отношения к своим поступкам.

2.

Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционный курс «Психологические занятия» является обязательным и относится к коррекционно-развивающей области.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся по адаптированной
начальной основной общеобразовательной программе, играет уровень развития познавательных и эмоционально-волевых процессов. Развитие и
совершенствование уровня развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет эффективным при
целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей обучающихся. А так же будет
способствовать формированию как базовых учебных действий, так и универсальных учебных действий (УУД) условиях работы по ФГОС ОВЗ,
что обеспечит общающимся с ограниченными возможностями здоровья обрести уверенности в себе и своих силах.
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на 1 год обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся
с ОВЗ (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для
детей с ОВЗ (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Занятия по коррекционному курсу «Психологические занятия» отличаются тем, что обучающимся предлагаются задания неучебного
характера. Так, серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, принципиальный акцент делается именно на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не
усвоение конкретных знаний и умений.
Коррекционный курс является интегрированным. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач,
объединенных в систему интеллектуально-развивающих занятий. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по
содержанию и по сложности задач (от простого к сложному). Содержание материала переплетается с предметами, изучаемыми на данной
ступени обучения.

3.

Описание места коррекционного курса в учебном плане
МАОУ СОШ п. Азанка

В учебный план МАОУ СОШ п. Азанка коррекционный курс
«Психологически занятия» включены в 5 (коррекционном) классе в объёме 2 часа в неделю, форма проведения – фронтальная.
4

Продолжительность реализации программы – 1 год.

4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Психологические занятия»
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной программы общего образования обеспечивает достижение
обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее
место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образовании введения обучающихся с умственной отсталостью в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Требования к результатам освоения программы:
Планируемые результаты
Личностные
Предметные
Осознание себя как гражданина России; Дать
учащимся
доступные
формирование чувства гордости за свою количественные,
временные,
Родину – патриотизма.
пространственные,
геометрические
представления, которые помогут в
5

освоении школьной программы и
устранении пробелов в обучении
Формирование
представлений
возможностях.

о

адекватных
Использовать
процесс
собственных коррекционно-развивающей работы для
повышения
уровня
интеллектуального
развития
учащихся и коррекции недостатков их
познавательной
деятельности
и
личностных качеств

Накопление
доступных
навыков
коммуникации,
самообслуживания,
бытовой и доступной трудовой
деятельности

Умение
самостоятельно
использовать
усвоенный
лексикограмматический материал в учебных
и коммуникативных целях

Привитие навыков, способствующих
сохранению и укреплению здоровья

Научить наблюдать, видеть, слышать,
сравнивать и обобщать, устанавливать
причинноследственные связи и взаимосвязи.

Перенос сформированных навыков и Формировать,
расширять
умений в собственную деятельность систематизировать
знания
(компонент
«жизненной
представления об окружающем мире
компетенции»)
Развитие
этических
доброжелательности
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
сопереживания чувствам
людей
Развитие
мотивации
деятельности и труду;
результат

к

чувств,
и
и
других

учебной
работе на

Повышение
продуктивности
свойств внимания

показателей
основных
всех

Осмысленность
произвольность
запоминания (овладение приемами и
способами запоминания)
6

и
и

Формирование
здоровый образ

установки

на

Развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях

Развитие
любознательности,
наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы
Формирование
разнообразных
типов
мышления,
которые
способствуют
успешности в овладении учебного
материала

Овладение
социально-бытовыми
Формирование осознанного чтения
навыками
используемыми
в
повседневной жизни
Овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся
мире
Формирование
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками в разных социальных
ситуациях

5.

Содержание коррекционного курса

Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, динамическая пауза и релаксационные упражнения. Каждое
занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного
положительного эмоционального настроя на занятие. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию
умственной деятельности. Далее происходит основное занятие.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью формирование эмоционально
положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, умении подчинять
свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций,
необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти,
развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов,
направленных на решение задач данного занятия.
7

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем
слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития
речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в
процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества
стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей
при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на
данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении
собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник
группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах.
Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных
успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы
в целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры; - игровой тренинг (психоигры, предметные игры);
- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арттерапии, сказкотерапии.
Тематика коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью включает 4 основных блока:
1. Формирование
функции программирования
и контроля собственной деятельности
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирования умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование
основных
способов
самоконтроля
каждого этапа выполнения задания;
- формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;
- развитие умения действовать по схеме.

2. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
8

- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение
к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
3. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать,
что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
- понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки»;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;
- понятие группового давления и принятие собственного решения;
- формирование
навыков выражения
и отстаивания
собственного мнения;
- поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;
- понятие насилия и права защищать свои границы;
- формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя;
- понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций;
- коррекция агрессивности обучающихся.
4. Самопознание. Актуализация знаний о себе:
- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- достоинства и недостатки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения
идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия:
«соблазн», «вредные привычки», отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового
давления и принятие собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права
защищать свои границы.

9

6. Тематическое планирование
№
п/
п

Название темы

Кол-во
часов

Название раздела
1
Входящее диагностическое изучение обучающихся
Формирование произвольности собственной деятельности
2
Постановка цели при выполнении учебных задач
Планирование своих действий при выполнении учебных
3
задач
4
Составление плана выполнения учебной задачи
5
Процесс выполнения планирования учебных задач
6
7
8
9

1 час
11 часов
1
1
1
1

Процесс контролирования своих действий при выполнении
плана работы
Оценка результата выполнения деятельности, в соответствии
с целью
Эффективность планирования на уроках
Планирование своих действий при выполнении телесных

1
1
1
1
10

10
11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

движений
Выполнение двигательных упражнений в соответствии с
планированием действий
Формирования умения осуществлять словесный отчет о
совершаемом действии и результате
Оценка результата формирования умения планировать у
обучающихся

1
1
1

Развитие коммуникативных навыков
Роль общение в жизни человека
Формирование понятия «барьеры общения»

27 часов
1
1

Причины психологических барьеров в общении
Как преодолеть психологические барьеры в общении
Учимся
слушать
друг
друга:
игра
«Внимательный
собеседник»
Учимся
взаимодействовать
со сверстниками:
основные
правила общения
Как мы видим друг друга: практические задачи

1
1
1

Формирование понятия «Критика»
Правильная и неправильная критика: обсуждение сказок
Уместность критики в общении с окружающими людьми
Я глазами других: обсуждение восприятия своего «Я»
Комплименты или лесть, формирование понятий
Как правильно говорить комплименты окружающим: игра
«Я красивый»
Необходимость
комплиментов
в повседневной
жизни:
обсуждение сказок
Дружба начинается с улыбки: что такое «Дружба»
Формирование понятий: дружба, друг, подруга
Как люди заводят дружбу: обсуждение опыта детей в данной

1
1
1
1
1
1

11

1
1

1
1
1
1

30
31
32
33
34

теме
Много ли у меня друзей
Урок-игра: не хочу дружить с тобой
Пойми меня. Игра «Разговор взглядов»
Формирование понятий «Вежливость»
Основные правила вежливого общения

35
36
37
38
39

Поведение в общественных местах
Урок мудрости (уважение к старшим)
Что такое этикет; основные правила этикета
Волшебные слова в общении
Умение вести беседу
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

40

Радость. Формирование простых и сложных ассоциаций с
эмоцией
Грусть. Формирование простых и сложных ассоциаций с
эмоцией
Гнев. Формирование простых и сложных ассоциаций с
эмоцией
Удивление. Формирование простых и сложных
ассоциаций с эмоцией
Научение адекватному эмоциональному реагированию в
конфликтных ситуациях
Испуг. Формирование простых и сложных ассоциаций с
эмоцией
Узнавание эмоций по внешним сигналам
Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях

41
42
43
44
45

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23 часа
1
1
1
1
1
1

46
47
48 Выражение эмоций с визуальным контролем (с
использованием зеркала
49 Спокойствие. Формирование простых и сложных

1
1
1
1
12

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

ассоциаций с эмоцией
Формирование
умений отслеживать
и различать
эмоциональное состояние
Можно ли контролировать свое эмоциональное состояние:
беседа
Выражение эмоций по образцу
Пути преодоления стресса, повышение
стрессоустойчивости
Способы снятия нервно-психического напряжения,
релаксация
Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной
тревоги
Закрепление желаемых форм поведения и отработка
навыков и умений, сформированных в ходе занятий
Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные
привычки»
Совершенствование навыков ответной реакции
Отработка методов противостояния внешнему
воздействию ровесников и взрослых
Правила самовыражения
Учимся конструктивно отстаивать собственное мнение
Понятие насилия и права защищать свои границы

своё

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Самопознание
Актуализация знаний о себе
Мое тело, мой внутренний мир
Уверенное и неуверенное поведение
Я глазами других
Мои достижения, моя самооценка
Итоговое диагностическое изучение обучающихся

5 часов
1
1
1
1
1
1 час

13

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Педагог-психолог использует в работе: ноутбук, принтер, ксерокс, сканер.
Групповые коррекционно-развивающие психологические занятия проводятся в групповых помещениях.
Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической,
консультативной и коррекционно-развивающей.
Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности
для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.
Зона для проведения индивидуальных коррекционно – развивающих занятий хорошо освещена и включает в себя: столы детские;
стулья детские.
Консультативная зона включает в себя: шкаф для хранения документов; документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
набор
диагностических методик; стимульный материал для проведения диагностики.
В кабинете педагога-психолога
также имеются: игрушки, способствующие установлению контакта с детьми; комплексы наглядных материалов для психологопедагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе.
Печатные пособия:
1)
Карточки.
2)
Иллюстрации.
3)
Плакаты.
4)
Раздаточные листы.
Технические средства обучения и оборудование кабинета
1)
Ноутбук
2)
Принтер.
3)
Доска с магнитами.
4)
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
5)
Стол учительский.
Игровой материал
1)
Пазлы.
2)
Лото.
3)
Мозаика.
4)
Дидактические и настольные игры.
5)
Игры для развития мелкой моторики
6)
Игры на развитие внимания

14

Раздаточный материал
1) Писчая бумага
2) Карандаши
3) Фломастеры альбом

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».