Приложение к АООП
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка №129 от 29.08.2025 г.
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «История Отечества»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
7-9 классы
п. Азанка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, к учебнику И. М. Бгажноковой, Л. В.Смирновой история
Отечества 7 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Издательство Москва "Просвещение", 2022 год. Программа составлена в соответствии с ФГОС.
Адаптированная рабочая программа по курсу «История Отечества» составлена на основе:
1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарт образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
2. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
22 декабря 2015 г.№4\150).
3. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М Бгажноковой 2010г.
Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей
Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие
нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
- овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
- формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
- формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
- формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
- усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
- формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в
общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
- воспитание гражданственности и толерантности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов
2.
Общая характеристика учебного предмета
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического
материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая
адаптация воспитанника в общество.
Исторический материал за 7 класс интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в
прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным
потенциалом. Процесс обучения истории носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении
происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья. Представляется, что в курсе «Мир истории» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных
исторических событиях истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля,
олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их
последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит
формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития,
типологических и индивидуальных особенностей учеников. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный,
фактический ииллюстративно-текстуальныйматериал,способствующийуспешномуовладениюссодержаниемстатьи,рассказа.
Содержание обучения по предметам имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения
является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания
детей, обучающихся по программе АООП в процессе овладения учебным предметом.
Обучение учащихся, обучающихся по программе АООП, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет
решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт
характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на
один учебный год.
Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать
межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык
истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных
трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического
содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать,
обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.
При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание
уделялось соблюдению следующих принципов:
• цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы,
общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
• экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
• объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.
Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую
хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.
На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение
текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами,«Лентой времени».
3. Описание места учебного предмета.
В соответствии с учебным планом школы коррекции и развития VIII вида предмет«История Отечества» относится к учебным предметам,
обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Согласно учебному плану школы коррекции и развития VIII вида на изучение предмета в 7-9 классах предусмотрено 68 часов (2 ч в неделю, 34
учебных недели)
4. Личностные и предметные результаты освоения курса.
История Отечества
Минимальный уровень:
-знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
-знаниенекоторыхосновныхфактовисторическихсобытий,явлений,процессов;
-знаниеименнекоторыхнаиболееизвестныхисторическихдеятелей(князей,царей,политиков,полководцев,ученых,деятелейкультуры);
-понимание значения основных терминов-понятий;
-установлениеподатампоследовательностиидлительностиисторическихсобытий,пользование«Лентойвремени»;
-описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя;
-нахождениеипоказнаисторическойкартеосновныхизучаемыхобъектовисобытий;
-объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
-знаниехронологическихрамокключевыхпроцессов,датважнейшихсобытийотечественнойистории;
-знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; -составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
-знание мест совершения основных исторических событий;
-знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление –
элементарной характеристики исторических героев;
-формированиепервоначальныхпредставленийовзаимосвязиипоследовательностиважнейшихисторическихсобытий;
-понимание«легенды»исторической карты и «чтение»исторической карты с опорой на ее «легенду»;
-знание основных терминов понятий и их определений;
-соотнесениегодасвеком,установлениепоследовательностиидлительностиисторическихсобытий;
-сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
-поиск информации в одном или нескольких источниках;
-установлениеираскрытиепричинно-следственныхсвязеймеждуисторическимисобытиямииявлениями.
5.
Содержание учебного предмета
7 класс
История Отечества
Раздел I. Древняя Русь (38ч)
Тема1. Происхождение славян (4ч)
Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III—II тыс. до н. э. в северной части Европы, от Рейна до
Днепра. Ветви славян и славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский, словацкий и др.), южная
(болгарский, македонский, хорватский и др.).
Переселение народов в VI—VIII вв. как причина освоения славянами территории Центральной, Южной и Восточной Европы.
Характеристикаприродных,климатическихусловийместпроживанияславян,ихзначениедлязанятийнаселенияижизненногоуклада.
Взаимноеобогащениекультурыславяникультурысоседнихнародов:скифов,сарматов,германцев(готов),гуннов,хазаров.
Славяне-воины;борьбаславянсостепнымикочевниками;походынаВизантию.
СЛОВАРЬ:славяне,коренныенароды,предшественники,племена,переселение,к
очевники. Тема2. Восточные славяне(VI—IX вв.) (3 ч)
Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян
с соседними племенами: финно- угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен.
Соседская территориальная община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать —
князья, старейшины, их опора — дружина. Положение женщин в общине. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов
общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.
СЛОВАРЬ: община, град, знать, старейшина, вече, полюдье.
Тема3. Хозяйство и образ жизни восточных славян (4ч)
Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля,
бортничество, огородничество и др.
Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.
Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».
Возникновение городов — центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород — развитые центры славянского мира,
контролирующие торговые пути. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Боярская республика, вече, посадник, князь новгородский.
СЛОВАРЬ: быт, ремесла, торговля, обмен, торговый путь.
Тема4.Культураиверованиявосточныхславян(3ч)
Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун— бог грома, молнии, войны; Сварог—бог неба; Ярило (Даждьбог,
Хорос)—богсолнца;Род—богплодородия.Археологическиенаходкикультурывосточныхславян.Обрядывосточныхславян;культ
предков.Свадебныеипохоронныетрадиции.Языческиепраздники,связанныесземледельческимиработами:Масленица,праздникурожая,праздникИ
ванаКупалы.
Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.
СЛОВАРЬ: язычество, культ, фольклор, традиции.
Тема 5. Создание Древнерусского государства (6 ч)
Происхождение слова Русь (научные представления).
ПервоеДревнерусскоегосударствокакрезультатожесточеннойборьбыкнязей—
КиевскаяРусь(IX в.).
Управлениегосударством:великийкнязь,дружина,знать(бояре,младшаядружина,местные(удельные)князья,местнаядружина).
Боярская дума — совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного устройства — община как
замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов.
Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля — главное богатство восточных славян.
Положение простых крестьян— смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье — сбор дани со всего «свободного» населения;
«уроки»и«погосты».
Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).
РазвитиедревнихгородовРуси:Киев,Переяславль,Чернигов,Смоленск,Новгородидр.
Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и
южнымиславянами.Торговыепутикгреческимчерноморскимколониям.Русскиесухопутныекараванык Багдаду по пути в Индию.
Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ
государства и покорения соседних племен.
СЛОВАРЬ: государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван.
Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.) (4 ч)Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв.
ОбъединениевосточныхславянвсоставеКиевскойРуси.ЯзыческаярелигияКиевскойРусиирелигиисоседнихгосударств:Волжская
Болгария(ислам),Хазарскийкаганат(иудаизм),католическийзапад.СтремлениеВизантииприобрестиединоверцавлицесильного
Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от
Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего
историческогоразвития:укреплениегосударственнойвласти,расширениевнешнихсвязей,укреплениемеждународногоавторитета,развитиекультуры.От
личиякатолическойиправос лавнойветвейхристианства,сказавшиесянаразвитиистранЗападнойЕвропыиРуси.
СЛОВАРЬ: религия, ислам, иудаизм, христианство, крещение.
Тема7.РасцветРусскогогосударстваприЯрославеМудром(ок.978—1054)(4ч)
История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы
князя. Киев один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия
Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.
ЗаконотворчествовКиевскойРуси.РусскаяПравда—своддревнерусскогофеодальногоправа.
СЛОВАРЬ: могущество, зодчество, дипломатия, наречение, царь.
Тема8.Феодальнаяраздробленностьврусскихземлях(XI—XV вв.)(5 ч)
Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в
результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053—1125) по сохранению
единства русских земель. Введение короны русских царей— шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха.
Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на
отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132). Влиятельные
княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).
Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь
новгородский. Объединение Ростово- Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).
СЛОВАРЬ: завещание, престолонаследие, междоусобица, летопись, вече, посадник, республика.
Тема9.КультураРуси X—XIII вв. (до монгольского нашествия) (3ч)
Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура, культура Киевской Руси (сочетание восточнославянских и
византийских традиций), культура русских земель периода раздробленности. Развитие письменности на Руси (до и после принятия христианства),
распространение грамотности. Берестяные грамоты, рукописные книги. Развитие устного народного творчества и литературы. Выдающиеся
литературные памятники: «Повесть временных лет»; летописи Пскова, Новгорода и др.; жития; «Поучение детям» Владимира Мономаха; «Слово
о полку Игореве» (обзорно, с примерами).
Слава российских ремесленников: оружие, кожа, меха, ювелирные изделия и др.
Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота
в Киеве, соборы Переславля- Залесского,Суздаля,церковьПокрованаНерли,УспенскийиДмитриевскийсоборывоВладимиреидр.
Иконопись,традициигреческихмастеров.ИконаВладимирскойБогоматери—символРуси.Развитиерусскойиконописнойшколы.
ГлавныйитогразвитияКиевскойРуси:рождениедревнерусскойнародностисединымязыком,общейтерриторией,близостьюматериальнойи
духовной культуры.
СЛОВАРЬ:письменность,памятники,собор,церковь,икона,иконопись,духовная
культура. Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями (XIII—XV вв.)(13ч)
Тема1.ОбразованиеМонгольскогогосударства.Нашествиена Русь(5ч)
Монгольскиекочевыеплемена.Борьбамеждуплеменамизавладениепастбищами.ПровозглашениеЧингисханавеликимкаганомвсехмонгольских
племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье. Помощь русских
князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками.
Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение
города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание ГалицкоВолынскойРуси,Польши,Венгрии,другихгосударств.Созданиеновогогосударства— Золотая Орда, его территория на карте истории.
Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси.
Русь — преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский.
Ратные подвиги.
СЛОВАРЬ:пастбища,каган(каганат),вторжение,разорение,осада,завоевание.
Тема2.Объединениерусскихземельпротивтатаро-монгольскогонашествия(4ч)
Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных
земель,использованиетрехполья,использованиеорудийтруда.Развитиескотоводства,охоты,рыболовства,огородничества,садоводства,пасечного
пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины.
Развитиеновыхцентров(Тверь,Москва,Костромаидр.).Возрождениекаменногостроительства,ростчисларемесленников,купцов.Расширениевнутренней
ивнешнейторговли.Причин ывозвышенияМосквы.Борьбазасвержениезолотоордынскогоигакакнациональнаязадача.
Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для
победы над Ордой.
Тема3.ОбразованиеединогоМосковскогогосударства(4ч)
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского
Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума —
совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель, в борьбе с
монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа.
СЛОВАРЬ: централизованное государство, бояре, дума, судебник.
Раздел III. Единое Московское государство (16 ч)
Тема1. Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530—1584)(6ч)
Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические
взгляды. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. Причины возникновения
опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения
и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество
какправознатныхродовзаниматьведущиепостывгосударстве.РольЗемских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская
деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви.
Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь,
освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское
море.
СЛОВАРЬ:самодержец,казачество,опричнина,Земскийсобор,реформатор.
Тема2.Смутноевремя.НачалоцарскойдинастииРомановых(6 ч)
Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование
государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах
Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город).
Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход
Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и
предательство интересов государства группой бояр.
Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и
Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.
Земскийсобор1613г.вМоскве.ИзбраниеновогорусскогоцаряизродаРомановых.ПравлениецарейМихаилаиАлексея.
Возникновениесословий:бояре,дворяне,крестьяне,купцы,служилыелюди.Укреплениецеркви,монастырей.
Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).
СЛОВАРЬ: кризис, патриарх, престол, заговор, сословие, монастырь.
Тема3.КультуравРоссийскомгосударствеXVI—XVII вв. (4ч)
Завершение формирования русской народности и единого русского языка на основе московского говора и владимиро-суздальского диалекта.
Церковное и религиозное влияние на культуру, искусство, быт народа. Потребность государства в грамотных людях, развитие просвещения,
создание в городах «книжных училищ», открытие в Москве первого высшего учебного заведения — Славяно-греколатинскогоучилища.Распространениерукописныхкниг.ИванФедоров.Развитиекнигопечатания.Появлениепервыхучебныхкниг:
«Грамматика»,«Считаниеудобное»(таблицаумножения),«Большойбукварь».
Развитиенаучныхипрактическихзнанийпоматематике,медицине,военномуделуидр.ВеквеликихгеографическихоткрытийАзии,ДальнегоВостока(С
.Дежнев,Е.Хабаров,В. Поярков, В. Атласов).
Развитие архитектуры и живописи. Интенсивное строительство каменных церквей, крепостей, влияние итальянской школы на архитектуру.
Шедевры шатровой архитектуры (храм Василия Блаженного). Русские монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий.
Развитие музыкального и театрального искусства в жизни высшего общества.
Бытнародаивысшегосословия.Патриархальность,сословностьобщественногоуклада.
СЛОВАРЬ:народность,просвещение,архитектура,живопись,искусство,шедевр.
8 класс
Великие преобразования России в XVIII веке.
Воцарение Петра I: Борьба с сестрой - царевной Софьей. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт- Петербурга.
Полтавская битва, разгром шведов. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования в области культуры: новый алфавит, издание
первой русской газеты, введение нового календаря, обучение дворян за границей. Первая
женщина - императрица - Екатерина I: основание Академии наук России, присоединение Аляски. Царствование Елизаветы Петровны:
основание первого Российского университета, Академии художеств, первого русского тетра. М. В. Ломоносов .Царствование Екатерины II.
Русско-турецкие войны. Завоевание Молдавии и Крыма. М. В. Суворов. Преобразования
Екатерины в области культуры и просвещения. Установление Губернского управления в стране. Первый губернатор Тамбовской губернии
Г. Р. Державин. Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников, крестьян в XVIII веке. Восстание Е. Пугачёва. Русские
изобретатели и умельцы: И. П. Кулибин, И. И. Ползунов. Развитие науки и искусства.
История нашей страны в период XIX века- нач. XX века.
Приход к власти Александр. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812г. М. И.
Кутузов - главнокомандующий русской армией. Мужество Русских солдат. Бородинская Битва. Московский пожар. Герои войны: Герасим
Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина и другие. Правление Александра I, аракчеевщина. Восстание декабристов. Ссылка в Сибирь.
Жёны декабристов. Приход к власти Александра III - миротворца. Строительство фабрик, заводов, железных дорог, денежная реформа.
Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов ХХ век - век развития науки и
искусства. А. С. Пушкин, л. Н. Толстой, П. И. Чайковский.
Пушкин и Тамбовский край. Софья Ковалевская, Ф. И. Шаляпин. Николай II. Первая Мировая война. Начало революционного движения.
9 класс
Россия в 1917-1921 годах
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство. А. Ф. Керенский.
Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917 года в
Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых
декретов «О мире» и «О земле». Установление советской власти в стране и образование нового государства ― Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие первой Советской Конституции ― Основного Закона РСФСР. Судьба семьи
Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Борьба между «красными» и «белыми».
Положение населения в годы 106 войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая политика советской власти во
время Гражданской войны: «военный коммунизм». Экономический и политический кризис в конце 1920 – начале 1921 г. Массовые
выступления против политики власти (крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой экономической политике,
положительные и отрицательные результаты нэпа.
СССР в 20-е – 30-е годы XX века
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года. Система государственного управления СССР. Смерть первого
главы Советского государства ― В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина.
Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛаг. Последствия репрессий. Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки
первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре и др.). Роль рабочего класса в индустриализации. Стахановское
движение. Ударничество. Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление, экономические и социальные последствия.
Создание колхозов. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе. Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение.
Изменения в системе государственного управления СССР. Образование новых республик и включение их в состав СССР. Политическая жизнь
страны в 30-е годы. Основные направления внешней политики Советского государства в 1920-1930-е годы. Укрепление позиций страны на
международной арене. Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е – 1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация
неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И. П. Павлов, К. А.
Тимирязев, К. Э. Циолковский и др.) Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Русская эмиграция. Политика власти в
отношении религии и церкви. Жизнь и быт советских людей в 20-е – 30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Первое военное столкновение между
японскими и советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее
итоги. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР. Нападение
Германии на Советский
Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии, героическая защита
городов на пути отступления советских войск. Битва за Москву, ее историческое значение. Маршал Г. К. Жуков. Герои-панфиловцы. Героизм
тружеников тыла. «Все для фронта! Все для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами. Блокада
Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной
войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д. М. Карбышева. Борьба
советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество
и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и культура в годы войны. Создание антигитлеровской
коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Битва
за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны.
День Победы ― 9 мая 1945 года. 107 Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная
бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические и
трагические уроки войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский,
И. С. Конев и др.), герои войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
Советский Союз в 1945 – 1991 годах Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни. Восстановление
разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное
время, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.
Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны».
Политика укрепления социалистического лагеря. Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа
личности, начало реабилитации репрессированных. Реформы Н. С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь советских
людей в годы правления Н. С. Хрущева. Выработка новых подходов к внешней политике. Достижения в науке и технике в 50-60-е годы.
Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые И. В. Курчатов, М. В. Келдыш, А. Д. Сахаров и др. Освоение космоса и полет первого
человека. Ю. А. Гагарин. Первая женщина космонавт В. В. Терешкова. Хрущевская «оттепель». Противоречия внутриполитического курса Н.
С. Хрущева, его отставка. Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад. Конституция СССР 1977 г. Внешняя
политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. XXII летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение материального
положения населения и морального климата в стране. Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е ― начале 80-х годов XX века.
Смерть Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод
войск из Афганистана. Избрание первого президента СССР ― М.С. Горбачева. Нарастание экономического кризиса и обострение
межнациональных отношений в стране. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Распад СССР.
Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Первый президент России Б. Н. Ельцин. Образование СНГ. Причины и
последствия кризиса советской системы и распада СССР.
Россия (Российская Федерация) в 1991 – 2015 годах
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Политический кризис осени 1993 г.
Принятие Конституции России (1993 г.). Символы государственной власти Российской Федерации. Экономические реформы 1990х гг., их
результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях Основные направления национальной политики: успехи и
просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Внешняя политика
России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье. Отставка Б. Н.
Ельцина; президентские выборы в 2000 году. Второй президент России ― В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ,
стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение согласия и единства
общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы. Политические лидеры и общественные деятели
современной России. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная церковь в новой России. 108
Президентские выборы 2008 г. Президент России ― Д. А. Медведев. Общественно-политическое и экономическое развитие страны,
культурная жизнь на современном этапе. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного
престижа России. Президентские выборы 2012 г. Президент России ― В.В. Путин. Сегодняшний день России. Проведение зимних
Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Воссоединение Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета: Личностные результаты:
• изложение собственного мнения в соответствии с возрастными возможностями;
формулирование ценностных суждений или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости; уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической
обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в
процессе формирования многонационального российского народа;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями.
Метапредметные результаты:
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и критически оценивать её достоверность (под руководством
учителя);
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с
использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде
письменных работ;
Предметные результаты:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания
общества;
• знать имена выдающихся деятелей XVIII в.(история , важнейшие факты их биографии;
• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIII в.в.;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства
разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических
событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать
описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов
исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об
экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и
событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов,
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям
отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических
причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом
наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об
историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности.
6. Тематическое планирование на 2023-2024 уч. год
7 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
.
11
.
12
.
13
.
14
.
15
.
16
.
17
.
18
.
19
.
20
.
21
.
план
факт
тем
а
Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Счет лет в истории.
Глава 1. Древняя Русь
Происхождение славян
В каких местах селились славяне
Славяне и соседние народы. О хазарах и Византии.
Облик славян и черты их характера.
Торговый путь «из варяг в греки»
Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Земледелие – основное занятие славян. Организация жизни славян. Как
менялась жизнь людей в общине.
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.
Языческие традиции восточных славян
Обобщающий урок по главе1«Древняя Русь».
Глава 2. Древнерусское государство Киевская Русь
Как возникло Древнерусское государство
О чем рассказывает древняя летопись?
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию
Князь Олег. Правление Олега в Киевской Руси.
Князь Игорь из рода Рюриковичей. Походы Игоря на Византию.
Предание о гибели князя Игоря.
Как княгиня Ольга отомстила древлянам.
Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию.
Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Война Святослава с хазарами.
Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава.
Обобщающий урок по главе2. Древнерусское государство Киевская Русь
Глава 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства.
22
.
23
.
24
.
25
.
26
.
27
.
28
.
29
.
30
.
31
.
32
.
Сыновья князя Святослава. Возвращение Владимира на Русь.
33
.
34
.
35
.
История возникновения Москвы
36
.
37
.
38
.
39
.
40
.
41
.
42
.
43
Князь Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси.
Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства.
Расцвет русского государства при Ярославе Мудром. Князь – воин, строитель, книжник.
Русская Правда Ярослава Мудрого.
Русь после смерти Ярослава Мудрого.
Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси.
Распад Русина отдельные княжества в XII веке.
Новгородская республика. Господин Великий Новгород.
Занятия и торговые пути новгородцев.
Ростово-суздальское княжество в XII веке.
Культура Руси в X- XIII веках.
Обобщающий урок по главе 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства
Глава 4. Русь в борьбе с завоевателями.
Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия.
Битва на реке Калке.
Нашествие монголов на Русь.
Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска.
Походы Батыя на южнорусские земли.
Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).
Ледовое побоище.
Власть Золотой Орды над русскими князьями.
.
44
.
45
.
46
.
47
.
48
.
49
.
50
.
51
.
52
.
53
.
54
.
55
.
56
.
57
.
58
.
59
.
60
.
61
.
62
.
63
.
64
.
65
.
Русские княжества в XII- XIV веках. Борьба Москвы с Тверью.
Московский князь Иван Калита (1325 – 1340). Наследники Калиты.
Изменения в золотой Орде.
Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Благословение Сергия Радонежского.
Куликовская битва.
Поход Тохтамыша на Москву в1382 году.
Наследники Дмитрия Донского. Василий II Тѐмный.
Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода.
Освобождение Руси от Золотой Орды.
Управление государством Иваном III.
Обобщающий урок по главе.
Глава5.ЕдиноеМосковскоегосударство
Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный.
Близкое окружение царя Ивана IV. Земский собор, реформы Избранной рады.
Войны Ивана Грозного.
Война с западными странами.
Опричнина.
Погромы в Новгороде и конец опричнины. Покорение Сибири.
Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I – самозванец.
Лжедмитрий II. Семибоярщина.
Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский: за веру и Отечество!
Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676).
Раскол в Русской православной церкви.
66
.
67
.
68
.
Укрепление южных границ России. О казаках.
Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI– XVII веках.
Обобщающий урок по главе.
8 класс
Номер
урока
Наименование раздела программы. Тема урока
Параграф
учебника
(номер,названи
е), или страницы
Количе
ство
часов
Глава 1.Российское государство в конце XVII- начале XVIII века.
1-2
3
4
5
6
7-8
9
10
11
12
13
14
15
16-17
18
Наше Отечество - Россия в XVII веке.
Детство и юность Петра I (1672-1689).
Борьба за власть. Правление Софьи.
Начало правления Петра I.
Великое посольство(1697-1698). Возвращение Петра I в Москву.
Стр.6-21
Стр.22-27
Стр.28-36
Стр.37-42
2
1
1
1
Стр.47-54
1
Северная война (1700-1721). Основание Петербурга.
Заслуги Петра Великого в истории России. Промышленность и сельское
хозяйство.
Заслуги Петра Великого в истории России. Изменения в управлении государством.
Стр.54-75
Стр.76-79
2
Стр.79-82
1
Стр.82-85
1
Заслуги Петра Великого в истории России. Табель о рангах. Указ о единонаследии.
Образование и культура при Петре I.
Стр. 85-89
Семья Петра I.
Повторительно- обобщающий урок по 1 главе.
Викторина по деятельности Петра I.
Глава 2. Российская империя после Петра I.
Екатерина I и Пётр II.
Анна Иоанновна и Иван VI.
Стр.91-96
Стр .100-108
Стр. 108-116
1
1
1
1
1
2
1
19-20
21
22
23
24
25
26
27
28-29
2 четверть(14 часов).
Царствование Елизаветы Петровны(1741-1761).
Воцарение Петра III
Начало царствования Екатерины II
Войны в России в период правления Екатерины II.
Как управляла Россией Екатерина II. Восстание
Пугачева.
Развитие образования при Екатерине II. Конец правления Екатерины Великой.
Стр.117-124
Стр.124-128
Стр.130-139
Стр.139-146.
Стр.147-152
Стр.153-161
Повторительно- обобщающий урок по 2 главе.
Контрольное тестирование по 2 главе.
Глава 3. Российская империя в первой половине XIX века.
2
1
1
1
1
1
1
1
Отношения со странами Европы в конце XVIII – начале XIX века.
Стр.168-179
30
Начало правления Александра I. Реформы. Аракчеевщина.
Стр.180-184
31-32
Вторжение армии Наполеона в Россию. Битва за Смоленск.
Стр.185-193
33-36
37
38
39
Отечественная война 1812.
Начало правления Николая I. Восстание декабристов.
Реформы Николая I.
Войны на Кавказе. Отношение России с другими странами при Николае I.
Стр .194-214
Стр.215-219
Стр.219-222
Стр.222-226
4
1
1
1
40-41
42
43
Крымская война. Оборона Севастополя.
Повторительно-обобщающий урок по 3 главе.
Контрольное тестирование по 3 главе.
Глава 4. Россия в конце XIX - начале XX века.
Царь-освободитель Александр II (1855-1881).
Отмена крепостного права.
Военные реформы Александра II.
Международные отношения России при Александре II.
Русско-турецкая война 1877-1879гг.
Революционные организации в России в конце XIX века.
Стр. 226-239
2
1
1
Стр.242-244
Стр.244-246
Стр. 246-248
Стр.249-252
Стр.252-257
Стр.257-260
1
1
1
1
1
44
45
46
47
48
49-50
51
52
Повторительно-обобщающий урок.
Контрольное тестирование по итогам 3 четверти.
4 четверть(16 часов).
2
1
2
2
1
1
53-56
57
Царь Александр III миротворец (1881-1894 гг.).
Последний российский Император - Николай II( 1894- 1917).
Стр. 264-274
Стр.275-279
4
58
59
60
61
62
63
64-65
Россия в начале царствования Николая II.
Реформы П. А. Столыпина
Война с Японией.
Начало революционных выступлений 1905-1907 годов.
Серебряный век русской культуры.
Россия перед Первой мировой войной(1908-1914).
Участие России в Первой мировой войне.
Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.
Стр.279-282
Стр.292-293
Стр.293-295
1
1
1
1
1
1
2
Стр.296-302
1
66
67
68
1
Стр.282-288
Стр.288-292
Повторительно-обобщающий урок.
Контрольное тестирование по итогам 4 четверти.
Итого:
1
1
68 часов
9 класс
№
п/п
Кол-во
часов
Тема
2
Глава 1. Российская революция и Гражданская война.
Великая российская революция: февраль. Падение
монархии.
Основные политические партии в 1917 году.
3
Великая российская революция: октябрь.
1
4
Программа большевиков.
1
5
Неудачи Временного правительства.
Поход
на
Петроград
Лавра
Георгиевича Корнилова.
1
1
Основные виды деятельности
обучающихся
16
1
1
Разъяснение причины Февральской
революции, установление двоевластия.
Составление развернутых ответов с опорой
на текст учебника.
Разъяснение причины Октябрьской
революции
Работа с опорными таблицами, планом.
Составление развернутых ответов с опорой
на текст учебника.
6
Захват власти большевиками. Второй съезд Советов.
1
7
Установление советской
власти.
Созыв и роспуск Учредительного собрания.
1
Работа
по
плану
«Основные мероприятия по установлению
советской власти.
8
Конституция РСФСР.
1
Указание предпосылок и причин создания
Конституция РСФСР
9
Брестский мир.
1
Работа с учебником по выявлению основных
причин
10
Экономическая
1
Работа с учебником (в парах) по выявлению
основных черт
экономической политики
11
Гражданская война 1918 - 1920 годов. Белая Армия.
Рабоче-крестьянская Красная Армия.
1
Самостоятельное заполнение таблицы «
Борьба между «белыми» и «красными» по
тексту учебника.
12
Политика «военного коммунизма».
1
Работа
по
карте
«Гражданская война и интервенция», игра
«Оденьте бойцов»
13
Ход Гражданской войны.
1
Описание жизни и быта людей в данный
период с опорой на план и мультимедийную
презентацию.
14
Окончание Гражданской войны.
Эмиграция. Итоги Гражданской войны.
1
Рассказ об основных событиях и итогах
Гражданской войны, используя
историческую карту.
политика большевиков.
Рассказ по карте схеме «Вооруженное
восстание в Петрограде»
15
Образование и культура в период Гражданской войны.
1
16
Повторительно – обобщающий урок по
теме: «Российская революция и Гражданская война».
1
Глава 2. Советское государство в 1920
– 1930 годы.
Умение соотносить иллюстративный
материал с текстом учебника.
Выполнение
заданий
тестовых
16
17
Советская Россия в первой половине
1920-х
годов.
Восстание
в
Кронштадте.
11
Работа с текстом учебника по заданиям
учителя в малых группах.
18
Отношения РСФСР со странами Европы.
11
Работа с учебником (в парах)
по
выявлению основных черт внешней
политики
советской власти.
19
Новая экономическая
политика (НЭП).
Финансовая реформа 1922 - 1924 годов.
11 Объяснение
сущности
Нэп. Сравнение мероприятий политики
военного коммунизма и
нэпа
20
Промышленное
производство
нэпа. План электрификации РСФСР.
Итоги НЭПа.
11
Объяснение причин, характера и итогов
индустриализации в СССР.
21
Образование Союза Советских Социалистических
Республик
(СССР).
Объединение советских республик.
Национально-государственное устройство СССР в 1920-е
годы.
Смерть В. И. Ленина.
11
Выявление причин образования СССР.
Работа по карте «СССР»
11
Составление характеристики личности и
деятельности В. И.
Ленина
22
в период
23
Индустриализация в СССР.
Первая пятилетка
(1928 1932год): ускоренное
развитие
промышленности.
11
Объяснение причин, характера и итогов
индустриализации в СССР.
24
Переход к коллективизации. Итоги коллективизации.
11
Составление рассказа о ходе
проведения
коллективизации крестьянских хозяйств.
25
Вторая пятилетка (1933 – 1937 год).
11
Умение соотносить иллюстративный
материал с текстом учебника.
26
Конституция 1936 года.
11
Работа с текстом учебника по заданиям
учителя в малых группах.
27
Советское общество в 1930-е годы.
11
Описание особенностей жизни и быта
советских людей, используя, мультимедиа
ресурсы,
другие источники
28
Образование и культура в 1930-е годы.
11
Описание памятников материальной и
художественной
культуры, используя, мультимедиа ресурсы,
другие источники.
29
Ситуация в мире в 1930-е годы. Положение на Дальнем
Востоке.
11
Умение соотносить иллюстративный
материал с текстом учебника.
30
Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.
11
Работа с учебником (в парах)
по
выявлению основных черт внешней
политики советской власти.
31
Повторительно – обобщающий урок по
теме: «Советское государство в 1920 –
1930 годы».
11
32
Контрольный срез за 1 полугодие
Глава 3. СССР в Великой Отечественной войне.
33
Действия СССР в начале Второй мировой войны. Политика
Запада.
Обобщение исторических явлений и
событий, умение делать выводы.
11
Работа
с
заданиями.
1
Раскрытие
«фашизм»,
«нацисты»,
тестовыми
20
1
понятий «фашисты»,
«конфликт».
Характеристика советско германских отношений накануне Великой
Отечественной войны
34
Реорганизация Красной Армии, укрепление
обороноспособности СССР.
11
Описание территориального
расширения СССР с сентября 1939 г. по
июнь 1941 г.
на
основе
исторической карты.
35
Начало
Великой
Отечественной войны.
Первые дни войны. Реакция Запада на начало войны.
11
Объяснение причины поражения Красной
Армии
в
начальный период войны.
36
Оборона Москвы. Разгром фашистов под Москвой.
37
Блокада Ленинграда.
11 Работа
с
таблицей
«Главные битвы войны»
11 Описание исторического события по
различным источникам (видеофильм,
презентация).
38
Всё для фронта, всё для победы.
11
Описание героического труда людей в тылу с
использованием учебника, других
источников информации.
39
Наука и
образование. Мастера культуры – фронту.
11
Работа
с
таблицей
«Главные битвы войны»
40
Героизм
тружеников
Шаблыкинского района
11
Составить рассказ о тружениках тыла нашего
района. Использование карты, мультимедиа
ресурсов, для
формирования устойчивых представлений о
борьбе советских людей на оккупированной
территории.
41
Партизанская война и подпольное движение.
11
Составление развернутых ответов с опорой на
краеведческий материал
42
Коренной перелом в ходе войны
(осень
11 Работа
с
таблицей
«Главные битвы войны»
43
1942 1943
год).
Севастополя.
Сталинградская битва.
11
44
Битва на Курской дуге.
тыла
Оборона
Описание битвы с опорой на план, по
различным источникам (видеофильм,
презентация). Работа с таблицей «Главные
битвы войны»
11 Работа
с
таблицей
«Главные битвы войны»
Составление развернутых ответов с опорой на
краеведческий материал
45
Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.
11
46
Битва за Днепр. Битва на Северном Кавказе.
11 Работа
с
таблицей
«Главные битвы войны»
47
Тегеранская конференция.
48
Освобождение
территории
немецких оккупантов.
11 Раскрытие
понятий
«капитуляцию»,
«Нюрнбергский процесс»
11 Составление развернутых ответов с опорой
на текст учебника.
49
Открытие второго фронта в Европе. Ялтинская
конференция.
11
Работа с текстом учебника по заданиям
учителя в малых группах.
50
Взятие
11
Умение соотносить иллюстративный
материал с текстом учебника.
51
Война СССР с Японией.
11
Работа с текстом учебника по заданиям
учителя
52
Повторительно – обобщающий урок по
теме:
«
СССР
в
Великой
Отечественной войне».
11
Игра
Берлина.
СССР
Конференция
от
в Потсдаме.
Глава 4. Послевоенное развитие
СССР. Российская Федерация в конце
XX (20) – начале XXI (21) века.
53
СССР после войны. Обстановка в мире после войны.
«Историческое лото».
14
11
Самостоятельная работа с текстом учебника
по готовому плану.
54
Наука 1945 –начала
1950-х
годов.
Культурная жизнь общества 1945– начала 1950-х годов.
11
Рассказ о достижениях советской науки и
техники в 1950-х–1960-е
55
Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина
1960-х годов). Курс на строительство коммунизма.
11
Приведение примеров из текста учебника по
каким направлениям шел процесс
«хрущевской оттепели»
11
Описание советской культуры используя,
мультимедиа ресурсы, другие источники.
56
«Оттепель» в советском искусстве.
Образование в 1950-е – начале 1960-х г.
57
Покорение космоса.
11
Установление последовательности событий
подготовки и полета в космос.
58
Советский Союз в середине 1960х –
1980-е годы: от стабильности к кризису.
11
Самостоятельная работа с текстом учебника
по готовому плану.
59
Образование и спорт. Советское искусство 1970 – 1980-х
годов.
11
Составление развернутых ответов с опорой
на текст учебника.
60
Россия в 1990-е годы. Начало перестройки. Период
гласности и свободы мнений.
11
Составление
«Реформы
Горбачева»
61
Распад СССР. Россия после распада СССР. Экономические
реформы
1990-х годов.
11
Охарактеризовать
основные причины распада СССР.
Разъяснение
понятий
Чеченский кризис: борьба за целостность государства.
Отставка президента Б.Н.Ельцина
схемы М.С.
«ГКЧП»,
«СНГ».
Составление схемы об основных реформах,
проводимых Б.Н.
Ельциным.
62
Первые реформы В. В.Путина.
Экономическое
и
социальное развитие в 2000 –
2008 годах.
11 Характеристика личности и деятельности В.В.
Путина. Составление полных и развернутых
ответов о содержании реформ.
63
Развитие
образования, науки, культуры, спорта. Новый
этап реформ.
11 Краткий пересказ текста по плану.
64
Отношения России
с
другими странами
в XXI (21) веке. Духовное возрождение современной России.
11 Описание исторического события на основе
различных источников информации.
65
Повторительно – обобщающий урок по
теме: «Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация
в конце XX
(20)
– начале XXI (21) века».
11 Систематизация знаний за данный период
времени. Выполнение индивидуальных
заданий.
66
Промежуточная аттестация. Тестирование.
11 Выполнение тестовых заданий.
8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
Учебная
Примернаяадаптированнаяосновнаяобщеобразовательная программаобразования
программа
обучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями).Одобренарешением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протоколот 22
декабря 2015 г.№4\150.
Программадляспециальных(коррекционных)общеобразовательныхучрежденийVIIIвидапод
редакцией И.М.Бгажноковой.М.Просвещение
СоставУМК
Интернет-ресурсы
ИсторияОтечества.7класс.Учебникдляобщеобразовательныхорганизаций,реализующихадаптир
ованные образовательные программы.Авт.Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. М.:Просвещение
Мир истории. История Отечества. Методические рекомендации. 6-9 классы.
(Дляобучающихсясинтеллектуальныминарушениями) БгажноковаИ.М.идр.М.Просвещение
ИсторияОтечества.Рабочаятетрадь.7класс(дляобучающихсясинтеллектуальныминару
шениями)БгажноковаИ.М.,СмирноваЛ.В.,ФедороваЕ.Н.М.Просвещение
Сайтинтернет-поддержкииздательства«Просвещение»https://www.prosv.ru/umk/historybgazhnokova.html