Приложение 1 к АООП
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка №129 от 29.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
логопедических коррекционных занятий учащихся 5 – 7 классов с ОВЗ, обусловленных
интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)
п. Азанка
1.Содержание программы
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и
лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на
какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных
операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы с детьми, обучающимися
в коррекционных классах являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной
наглядности.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием
тонкой ручной моторики ребенка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку,
поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической
работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно
отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением
элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю
утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной
формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа
осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми. В начале учебного года обследуются все вновь принятые
дети и учащиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления
состояния речи к началу учебного года). Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно
изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами. Данные индивидуального
обследования записываются в речевую карту.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и
особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную
обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается
в классе.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более
высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Логопедические занятия проводятся согласно расписанию занятий в школе и входят в учебный план. В данных случаях с учащимися
проводится занятие в соответствие с тематическим планированием по русскому языку.
При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй,
связная речь.
В 5-7 классах логопедическая коррекция направлена на преодоление аграмматической дислексии и дисграфии. Проводится работа над
синтаксической стороной речи и включает в себя следующие разделы: «Части речи», «Главные члены предложения», «Связь слов в
предложении»,
«Правописание предлогов, звонких и глухих согласных, безударных гласных», «Согласование слов в числе, роде и падеже» и др.
5класс
1. Планируемые результаты учебного предмета (курса).
Предметные:
Уметь: различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; проверять написание безударных гласных,
звонких и глухих согласных путём изменения формы слова; выделять имя существительное, имя прилагательное, глагол как части
речи; строить простое распространённое предложение; связно высказываться устно, письменно ( с помощью логопеда);читать
осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания логопеда; отвечать на вопросы;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно. Знать: наизусть 6-8
стихотворений; алфавит; пословицы, загадки, стихотворения.
Общеучебные умения:
Действовать в новых условиях. Самостоятельно составлять алгоритм действий.
Подводить итоги работы.
Пользоваться компьютером.
Владеть приемами самоконтроля и оценки деятельности.
6 класс:
Предметные:
Правильно артикулировать и произносить звуки, соотносить их с соответствующими буквами. Дифференцировать твердые и мягкие,
глухие и звонкие согласные звуки. Проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова или подбора
родственных слов.
Уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем. Активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Находить однокоренные слова. Делать морфемный анализ слов. Образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
Дифференцировать
приставки
и
предлоги.
Объяснять
лексическое значение
слов. Согласовывать
слова в предложении. Грамматически правильно оформлять предложения, интонационно правильно произносить их. Строить
простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными
членами,
сложное
предложение,
предложение с обращениями. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль.
Владеть различными видами пересказов.
Писать изложение текста по плану. Писать творческие сочинения на заданную тему.
Общеучебные умения:
Действовать в новых условиях. Свободно владеть вербальными средствами общения. Составлять алгоритм действий. Пользоваться
компьютером, справочной литературой. Владеть приемами самоконтроля и оценки деятельности.
7 класс:
Предметные:
Правильно произносить звуки и характеризовать их по способу артикуляции. Знать способы проверки написания согласных и
безударных гласных в корне слова. Производить звукобуквенный анализ слов. Пользоваться словарем. Активизировать усвоенную
лексику через речевую практику. Подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их лексическую сочетаемость.
Образовывать новые слова разными способами. Дифференцировать приставки и предлоги. Правильно изменять существительные,
прилагательные, глаголы. Употреблять личные местоимения в нужной форме. Грамматически и интонационно правильно оформлять
предложения в письменной и устной речи. Конструировать предложения разных видов. Работать с планом текста, озаглавливать
текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказа. Писать изложение текста. Писать творческие
сочинения на заданную тему.
Общеучебные умения:
Произвольно управлять поведением и деятельностью. Систематизировать информацию и воспроизводить ее. Проявлять
познавательные интересы, использовать базовые коммуникативные умения и приемы общения. Составлять план деятельности и
придерживаться его в ходе выполнения работы. Действовать в новых условиях. Пользоваться справочной литературой, компьютером.
Владеть дифференцированными приемами самоконтроля и оценки деятельности. Вести учебный диалог с учителем, владеть
вербальными средствами общения.
2.Тематическое планирование
5 классе
№ п/п
Тема занятия
Гласные звуки
1
Слогообразующая роль гласного звука
2
Ударение. Безударная гласная
Согласные звуки
3
Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами
я, е, ё, и, ю, ь
4
Разделительный Ъ
5
Звонкие и глухие согласные
Работа на морфологическом уровне
6
Корень слова. Подбор однокоренных слов
7
Словообразование. Образование новых слов с помощью приставок
8
Образование новых слов с помощью суффиксов
9
Различение приставок и предлогов
10
Работа на лексическом уровне
11
Практическое усвоение части речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол)
12
Имя существительное
13
Имена существительные собственные и нарицательные
14
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
15
Род существительных
16
Изменение существительных по числам
17
Изменение существительных по падежам
18
Винительный падеж
19
Родительный падеж
20
Творительный падеж
21
Предложный падеж
22
Употребление существительных с предлогами
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Работа на синтаксическом уровне
23
Работа на синтаксическом уровне
24
Согласование существительного с глаголом в роде и числе
25
Согласование прилагательного в роде и числе
26
Выделение главных и второстепенных членов предложения
27
Конструирование
простых
предложений
(нераспространенные, распространенные)
1
1
1
1
1
28
29
30
1
1
1
31
Конструирование простых предложений с однородными членами
Упражнения в составлении предложений из данных слов
Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных
вразброс предложений
Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений
32
Пересказы текстов: подробный пересказ, выборочный пересказ, краткий пересказ
1
33
34
Повторение пройденного
Контрольный диктант за год.
Итого
1
1
1
34
7 классе
№ п/п Тема
Фонематический уровень
1
Звуки речи. Буквы
2
Гласные звуки. Согласные звуки
3
Безударные гласные
4
Звонкие и глухие согласные
5
Твердые и мягкие согласные
6
Непроизносимые согласные
7
Двойные согласные
Морфологический уровень
8
Состав слова. Однокоренные слова
9
Корень, окончание, приставка, суффикс
10
Образование слов с помощью приставок
11
Образование слов при помощи суффиксов
12
Приставка и предлог
Лексический уровень
13
Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол)
14
Изменение существительных по числам
15
Изменение существительных по падежам
16
Упражнение
в
правописании
падежных
окончаний
имен
существительных (ед. число)
17
Упражнение
в
правописании
падежных
окончаний
имен
существительных (мн. число)
18
Контрольно-тренировочный текст на закрепление предложно-падежных
конструкций
19
Род прилагательных
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
Изменение прилагательных по числам
Словосочетание. Главное и зависимое слово
Согласование прилагательных с существительными в роде
Согласование прилагательных с существительными в числе
Изменение
прилагательных
по
падежам.
Согласование
с существительными
1
1
1
1
1
25
Контрольно-тренировочный тест
Синтаксический уровень
26
Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания
1
27
28
29
30
31
32
1
1
1
1
1
1
33
34
Главные и второстепенные члены предложений
Нахождение слов, связанных с подлежащим
Нахождение слов, связанных со сказуемым
Конструирование
простых
предложений
(нераспространенные, распространенные)
Конструирование предложений с однородными членами, с обращениями.
Конструирование сложных предложений, предложений с союзами и, а, но
Связная речь
Работа с деформированным текстом: Составление рассказов из данных
вразброс предложений.
Пересказы текстов: подробный пересказ. Контрольный диктант за год.
Итого
1
1
1
34
6 классе
№ п/п Тема занятия
Фонематический уровень
1
Звуки речи. Буквы. Гласные звуки. Согласные звуки
2
Безударные гласные
3
Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные
4
Двойные согласные. Непроизносимые согласные
Морфологический уровень
5
Состав слова. Однокоренные слова
6
Корень, окончание, приставка, суффикс
7
Образование слов с помощью приставок
8
Образование слов при помощи суффиксов
9
Приставка и предлог
Лексический уровень
10
Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол)
11
Изменение существительных по числам
12
Изменение существительных по падежам
13
Упражнение
в
правописании
падежных
окончаний
имен
существительных (ед.число)
14
Упражнение
в
правописании
падежных
окончаний
имен
существительных (мн. число)
15
Контрольно-тренировочный текст на закрепление предложно-падежных
конструкций
16
Род прилагательных
17
Изменение прилагательных по числам
18
Словосочетание. Главное и зависимое слово
19
Согласование прилагательных с существительными в роде
20
Согласование прилагательных с существительными в числе
Кол-во
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
Изменение
прилагательных
по
падежам.
Согласование
с существительными
22
Контрольно-тренировочный текст
Синтаксический уровень
23
Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели
высказывания
24
Главные и второстепенные члены предложений
25
Нахождение слов, связанных с подлежащим
26
Нахождение слов, связанных со сказуемым
27
Конструирование простых
предложений (нераспространенные, распространенные)
28
Конструирование предложений с однородными членами
29
Конструирование предложений с обращениями
30
Конструирование сложных предложений
31
Конструирование сложных предложений с союзами и, а, но
Связная речь
32
Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных
вразброс предложений
33
Пересказы текстов: подробный пересказ
34
Пересказы текстов: выборочный пересказ. Контрольный диктант за год.
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34