Приложение к АООП
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(ФГОС ООО, 6класс)
п. Азанка
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Речевая практика» для обучающегося 6 класса разработана на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (далее
– ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
В соответствии с индивидуальным учебным планом и календарным учебным графиком на изучение коррекционного курса «Речевая
практика» отводится 34 часа в год и составляет 1 час в неделю.
Цель курса «Речевая практика» в работе с обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью –
развитие устной и письменной речи, совершенствование коммуникации для успешного усвоения образовательной программы.
В структуре программы коррекционного курса «Речевая практика» выделяются следующие задачи:
Развитие коммуникативных навыков:
- формирование новых форм общения;
- развитие и тренировка различных коммуникативных умений;
- формирование умения решать актуальные образовательные и житейские задачи, используя различные виды коммуникации как средства
достижения цели;
- развитие вербальной коммуникации;
- развитие способности к словесному самовыражению на актуальном уровне, соответствующем возрасту и развитию ребѐнка;
- развитие умения
начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, завершить
разговор;
обучение адекватной передаче информации согласно индивидуальным особенностям (вербально или невербально).
Коррекция нарушения речи:
- развитие лексико-грамматических навыков экспрессивной речи и коррекция ее нарушений;
- развитие связной речи;
- улучшение общей разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить обучающемуся лучшее понимание его речи
окружающими;
- развитие умения дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
Коррекция нарушения чтения и письма:
- развитие способности к осмысленному чтению и письму;
- развитие умения сознательно, правильно читать и осмысленно воспринимать прочитанное;
- развитие умения анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом и синтаксическом уровне;
- развитие зрительно-пространственных функций и коррекция их нарушений;
- совершенствование двигательного навыка письма.
2
2.Содержание программы коррекционного курса
Содержание курса «Речевая практика» для обучающегося 6 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной
отсталостью имеет концентрическое строение. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающегося к
восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование
средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.
В программе коррекционного курса предусмотрена реализация следующих модулей.
Модуль «Диагностический».
Модуль направлен на анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового анализа и
синтеза, представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя,
состояние связной речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память;
выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика).
Модуль направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и
букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования».
Модуль направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление
ошибок специфических и дизорфографических ошибок.
Модуль «Формирование навыков словообразования. Морфемика».
Модуль направлен на использование различных способов словообразования, на формирование основ абстрактного мышления, на развитие
внимания и интереса к слову, точного понимания его значения и правильного употребления.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология».
Модуль направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения
их активного использования на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных
ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация».
Модуль направлен на развитие умений работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических,
дизорфографических и пунктуационных ошибок.
3
3. Планируемые результаты
Личностными результатами освоения курса «Речевая практика» являются: осознание языка как основного средства человеческого
общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является
показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметными результатами освоения курса «Речевая практика» является формирование следующих умений:
- различать устное и письменное общение;
- различать вербальное и невербальное общение, осознавать роль невербального общения при взаимодействии людей, уместность
использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
- уместно использовать некоторые невербальные средства в своей речи;
- анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров в различных ситуациях общения;
- продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры применительно к разным ситуациям общения;
- знать особенности диалога и монолога, уметь вести диалог;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;
- определять тему, основную мысль текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.
№
п\п
1
2
3
Тема урока
Диагностика
Диагностическ ая работа.
Совершенствование
фонетико-фонематической
стороны речи
Развитие пространственных и
временных представлений.
Развитие пространственных и
временных представлений.
Кол-во
часов
1
4.Тематическое планирование
Основные виды деятельности обучающегося
Выполнение диагностической работы.
1
Выделение отдельных звуков, определение их места в словах, проведение
звукобуквенного анализа, построение модели звукового состава слова.
1
Выделение отдельных звуков, определение их места в словах, проведение
звукобуквенного анализа, построение модели звукового состава слова.
4
4
Ударение.
1
5
Ударение.
1
6.
Дифференциация звонких и
глухих согласных звуков.
1
Определение количества слогов в слове. Различение гласных и согласных звуков.
Определение ударения в слове.
Определение количества слогов в слове. Различение гласных и согласных звуков.
Определение ударения в слове.
Различение звонких и глухих согласных звуков.
7.
Дифференциация звонких и
глухих согласных звуков.
Обогащение и активизация
словарного
запаса.
Формирование
навыков
словообразования.
Предлог. Раздельное
написание предлогов со
словами.
Предлог. Раздельное
написание предлогов со
словами.
Образование слов с помощью
приставок.
Образование слов с помощью
приставок.
Формирование навыков
словообразования.
Морфемика.
Родственные слова. Основные
признаки однокоренных слов.
Родственные слова. Основные
признаки однокоренных слов.
Однокоренные слова и слова с
омонимичными корнями.
Однокоренные слова и слова с
омонимичными корнями.
1
Различение звонких и глухих согласных звуков.
8
9
10
11
12
13
14
15
1
1
1
1
1
1
1
1
Наблюдение за особенностями употребления предлогов в речи.
Использование приема «слово-рисунок» для определения необходимости написания
предлога. Составление предложения с предлогами.
Наблюдение за особенностями употребления предлогов в речи.
Использование приема «слово-рисунок» для определения необходимости написания
предлога. Составление предложения с предлогами.
Дифференциация предлогов и приставок. Слитное написание приставок и раздельное
написание предлогов.
Дифференциация предлогов и приставок. Слитное написание приставок и раздельное
написание предлогов.
Определение признаков родственных слов. Различение родственных и однокоренных
слов.
Определение признаков родственных слов. Различение родственных и однокоренных
слов.
Определение признаков родственных слов. Различение родственных и однокоренных
слов.
Определение признаков родственных слов. Различение родственных и однокоренных
слов.
5
16
1
Работа с карточками, приведение примеров однокоренных слов.
1
Выделение суффикса в словах.
18
Однокоренные слова и
паронимы.
Суффикс, его роль в
изменении значения слов.
Коррекция и развитие
лексико-грамматической
стороны речи. Морфология.
Существительное.
1
19
Существительное.
1
20
Глагол.
1
21
Глагол.
1
22
Прилагательное.
1
23
Прилагательное.
1
Наблюдение за признаками имен существительных в предложении, распознавать
одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам к т о? и ч т о?
Наблюдение за признаками имен существительных в предложении, распознавать
одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам к т о? и ч т о?
Наблюдение за словами, обозначающими действия предметов. Вставлять словадействия в текст стихотворения на место пропусков. Подбор вопросов к таким словам.
Составление текста или отдельных предложений с данными словами. Наблюдение за
ролью в речи слов-действий
Наблюдение за словами, обозначающими действия предметов. Вставлять словадействия в текст стихотворения на место пропусков. Подбор вопросов к таким словам.
Составление текста или отдельных предложений с данными словами. Наблюдение за
ролью в речи слов-действий
Выяснение роли в речи слов, обозначающих признаки предметов, путем сравнения
текстов, в которых присутствуют или отсутствуют эти слова. Ознакомление с
вопросами к словам, обозначающим признаки предметов. Подбор смысловых вопросов
к этим словам. Называние разных признаков предметов. Сравнивание окончаний слов,
обозначающих признак предмета, и окончание вопроса к нему. Нахождение в
предложениях слова, обозначающие признак предмета.
Выяснение роли в речи слов, обозначающих признаки предметов, путем сравнения
текстов, в которых присутствуют или отсутствуют эти слова. Ознакомление с
вопросами к словам, обозначающим признаки предметов. Подбор смысловых вопросов
к этим словам. Называние разных признаков предметов. Сравнивание окончаний слов,
обозначающих признак предмета, и окончание вопроса к нему. Нахождение в
предложениях слова, обозначающие признак предмета.
17
Коррекция и развитие
связной речи.
Коммуникация
6
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Составление рассказа из
заданных слов.
Составление рассказа из
заданных слов.
Составление рассказа из
заданных слов.
Распространенные
предложения.
Распространенные
предложения.
Распространенные
предложения.
Составление рассказа по
сюжетной картине.
Составление рассказа по
сюжетной картине.
Последовательность.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Составление рассказа, используя заданные слова. Определение темы текста,
определение основной мысли, озаглавливание текста.
Составление рассказа, используя заданные слова. Определение темы текста,
определение основной мысли, озаглавливание текста.
Составление рассказа, используя заданные слова. Определение темы текста,
определение основной мысли, озаглавливание текста.
Составление сложных предложений с
использованием слов-мостиков: а, но, потому что и др.
Составление сложных предложений с
использованием слов-мостиков: а, но, потому что и др.
Составление сложных предложений с
использованием слов-мостиков: а, но, потому что и др.
Осуществление рассказа с использованием сюжетной картины. Озаглавливание
рассказа, соотнесение содержания и заглавия.
Осуществление рассказа с использованием сюжетной картины. Озаглавливание
рассказа, соотнесение содержания и заглавия.
Осуществление рассказа с использованием сюжетной картины. Озаглавливание
рассказа, соотнесение содержания и заглавия.
Диагностика.
33
34
Диагностика письменной
речи
Диагностика устной речи
1
Выполнение диагностической работы.
1
Выполнение диагностической работы.
7