Основы педагогики и психологии, 11 (2025-2026)

Приложение 1 к ООП СОО
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Основы педагогики и психологии»
(ФГОС СОО, 10-11 классы)

п. Азанка

Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Основы педагогики и психологии» направлена на профессиональное ориентирование обучающихся старших
классов на профессию педагога. Педагог – это специалист, в совершенстве владеющий двумя широкими областями знаний - психологией и
педагогикой. Современный педагог – это человек, способный помочь растущему ребенку войти в новый цифровой мир и не потерять своей
индивидуальности. Развитие, обучение, воспитание – взаимосвязанные процессы, существенное влияние на которые может оказать
педагогическая деятельность.
Программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» для учащихся 10–11 классов МАОУ СОШ п.Азанка разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС
СОО), с учетом ФОП СОО, а также федеральной программой воспитания. Программа разработана в помощь обучающимся, чтобы
посредством метода активного включения в познавательную деятельность школьники могли принять решение о правильности
предпрофессионального выбора; включиться в процесс самоопределения, саморазвития, самовоспитания и самообразования. Программа
ориентирована на достижение метапредметных результатов и развитие функциональной грамотности обучающихся.
Нормативно-правовой базой для создания Программы являются:

− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021);
− Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден приказом Минпросвящения от
12.08.2022 № 732.

− Федеральная образовательная программа среднего общего образования утверждена приказом Минпросвящения России от
15.05.2023 № 371.

− Учебный план МАОУ СОШ п.Азанка.
Программа определяет цель, задачи, содержание и организацию изучения курса «Основы педагогики и психологии» на уровне
среднего общего образования, а также планируемые результаты его освоения.
Целью реализации Программы является создание условий для профессионального самоопределения обучающихся и формирования

позитивной установки на выбор педагогической профессии.
Задачи реализации программы:

− мотивировать школьников на осознанный профессиональный выбор и потребность в профессиональном самоопределении с
помощью формирования системного представления о педагогической деятельности;

− формировать осмысленное отношение к специфике педагогической профессии, профессионально значимым качествам личности
педагога и требованиям к профессиональной педагогической деятельности;

− развивать у обучающихся навыки конструктивного общения, саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в
команде.

− развивать проектные и исследовательские умения, умения самостоятельно работать с информацией;
− обеспечить практический опыт исследовательской работы.
Актуальность данного курса определяется тем, что изучение основ психологии позволит школьникам ближе познакомиться с основами
профессий психолого-педагогической направленности, а также предоставит возможность в процессе осуществления практических работ
изучить собственные возможности.
Общая характеристика учебного курса
Методологической

основой

программы

является

системно-деятельностный

подход,

предполагающий

активную

учебно-

познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в данном случае в
области психологии и педагогики.
В рамках освоения Программы происходит развитие метапредметных умений, включающих, наряду с другими, универсальные
учебные действия: способность формулировать и аргументировать собственную точку зрения, самостоятельно выбирать оптимальные
коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения. Таким образом, Программа направлена не только на получение целостной
системы знаний об основах педагогики и психологии, но и на достижение метапредметных и личностных результатов.
Основные содержательные линии учебного курса представлены в программе «Основы педагогики и психологии» в виде модулей,

изучение которых обеспечивает достижение поставленной цели. Программа учебного курса не дублирует программы соответствующих
дисциплин для вузов, а является пропедевтическим курсом для обучающихся старших классов.
Место учебного курса в учебном плане
Изучение основ педагогики и психологии на уровне среднего общего образования предполагается за счет часов части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений, в объеме 68 часов: в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы педагогики»
Личностные результаты:






готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
умение самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения;

Метапредметные результаты:



умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности;
обладения навыкапи проектной и социальной деятельности;

Предметные результаты:
• сформированность представлений об основных нормативных актах в области образования; понятийно-терминологических основах
педагогики и образования; истории образования и вкладе различных педагогов в развитие педагогики и образования;
• сформированность умения решать практические задачи на базе осознания основ теории обучения

В результате освоения программы курса «Педагогика и психология» обучающиеся будут знать:
-

специфику педагогической профессии,

-

какие личностные качества профессионально значимы для педагога;

-

основные требования к профессиональной педагогической деятельности;

-

ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые в рамках данного курса;

-

методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных образовательных ситуаций;

-

о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного образовательного и социального
взаимодействия.

Будут уметь:

− проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения
педагогической профессии;

− работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе проектно-исследовательских;
− самостоятельно работать с информацией.
Будут иметь опыт:

− организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной
коммуникации в контексте учебной деятельности;
Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической профессии.
Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне среднего общего образования за счет часов части из
учебного плана, формируемой МАОУ СОШ п.Азанка, обучение обеспечивает:

− удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
− развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

− развитие навыков самообразования и самопроектирования;
− углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-педагогической области;
− совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения
обучающихся.
Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии» способствуют:

− развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии: развитию их общей культуры, мировоззрения,
формирование ценностно-смысловых установок;

− развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и
профессиональному самоопределению;

− обеспечению профессиональной ориентации обучающихся.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Итоговая оценка складывается из результатов оценки метапредметных и предметных результатов.
Оценка метапредметных результатов
Оценивание заявленных в Программе метапредметных результатов осуществляется по результатам проектно-исследовательской
деятельности обучающихся.
Система оценки предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего, промежуточного, так и итогового оценивания.
Критерии оценивания письменных работ (эссе)
Эссе – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать свои мысли (или услышанный текст) и проверки
уровня развития речи обучающихся.
При оценивании эссе внимание обращается прежде всего на содержание и речевое оформление, при этом учитываются:

− соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;
− полнота раскрытия темы;
− правильность фактического материала;
− последовательность изложения;
− умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой.
Проектная и исследовательская работа
Критерии оценки проектной и исследовательской работы:

− самостоятельность в постановке проблемы в рамках определенной темы и в выборе способов ее решения, включая поиск и
обработку информации;

− самостоятельность в формулировке, обосновании и апробации выводов;
− сформированность предметных знаний и способов действий для раскрытия содержания работы;
− правильность оформления и изложения результатов исследовательской работы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Основное содержание учебного курса «Основы педагогики и психологии» делится на блоки «Основы педагогики и психологии, 10
класс» и «Основы педагогики и психологии, 11 класс».

10 класс
Педагогические классы. Искусство самоопределения
Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м веках. Искусство выбора в современном мире и образовании.
Правильно ли я выбрал профиль для обучения и карьеры? Как мы будем учиться? Обоснование методов и подходов к построению
совместного образования и индивидуального образовательного маршрута. Как работать с текстом учащихся, другими учебными
материалами?

Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры человечества
Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент культуры человечества. Наука о счастье и благополучии
человечества. Историко-культурный анализ динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство мира.
Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего.
Психология в жизни каждого из нас
Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает
понять человека? Будущее психологии и ее перспективы.
Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии
Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности.
Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального
взаимодействия.
Развитие личностного потенциала человека
Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления
эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений.
Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект деятельности
Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в образовательном процессе. Эффективная обратная связь и
самооценка. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность.

Познание как совместная деятельность.

Учимся учиться самостоятельно
От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание.
Внутренняя и внешняя мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. Уровень притязаний и
самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы.
11 класс

Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества
Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и
эмоциональный интеллект. Как вести за собой?
Азбука общения: от А до Я
Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при
разрешении конфликтов. Психология лидерства.
Универсальные компетенции для жизни и учебы
Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный тайм-менеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации.
Искусство переговоров.
Проектирование своей истории успеха
Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех –
успех для каждого.
Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе
Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых.
Цифровая педагогика.
Практическая психология на каждый день
Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство.
Психологическая помощь в экстремальных ситуациях.
Институциональная основа современных психологических и педагогических практик
Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования. Нормативная база современной психологии.
Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс 34 часа
№
Тема
Кол-во часов
Модуль: Педагогические классы. Искусство самоопределения
1
Психолого-педагогические класс: искусство правильного 1
выбора
2
Как работать с текстом учебника
1
3
Как мы будем учиться?
1
Модуль: Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры
человечества. 5 часов
4
Кейс педагогики. Наука о счастье и благополучии.
1
5
Исторический квест.
1
6
Педагогика и ценностно-смысловое единство мира.
1
7
Педагогика и технический прогресс.
1
8
Педагогика будущего.
1
Модуль: Психология в жизни каждого из нас. 5 часов
9
Для чего нужна психология?
1
10
Житейская и профессиональная психология.
1
11
Место психологии в системе наук.
1
12
Как психология помогает понять человека.
1
13
Будущее психологии и ее перспективы.
1
Модуль: Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии. 5 часов
14
Личность человека и ее уникальность.
1
15
Факторы развития личности. Внутренняя позиция
1
личности.
16
Потенциал и ресурсы личности.
1
17
Личность в современном мире.
1
18
Возможности личностного развития и успешного
1
социального взаимодействия.
Модуль: Развитие личностного потенциала человека. 5 часов
19
Развитие психики человека.
1
20
Личностные и характерологические особенности человека 1
21
Всё об эмоциях.
1

22
23

Эмоциональный интеллект в жизни и профессии.
1
Психологическая готовность к самостоятельному
1
принятию решений.
Модуль: Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект
деятельности. 6 часов
24
Умение решать задачи.
1
25
Чтение и письмо.
1
26
Эффективная обратная связь и самооценка.
1
27
Проектная деятельность.
1
28
Исследовательская деятельность.
1
29
Познание как совместная деятельность
1
Модуль: Учимся учиться самостоятельно. 5 часов
30
Учимся учиться на протяжении всей жизни.
1
31
Внутренняя и внешняя мотивация.
1
32
Развитие познавательных интересов.
1
33
Уровень притязаний и самооценка.
1
34
Способы и приемы самостоятельной работы.
1
Всего
34 часа
11 класс 34 часа
№
Тема
Кол-во часов
Модуль: Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества. 5 часов. 5
часов
1
Человек, коллектив, общество.
1
2
Эмпатия, доверие взаимопонимание.
1
3
Как организовать совместную деятельность?
1
4
Как общаться и работать вместе?
1
5
Как вести за собой?
1
Модуль: Азбука общения: от А до Я. 5 часов
6
Навыки эффективного общения.
1
7
Культура виртуального общения.
1

8
Конфликты и пути их разрешения.
1
9
Возможности медиации при разрешении конфликтов.
1
10
Психология лидерства.
1
Модуль: Универсальные компетенции для жизни и учебы. 5 часов
11
Искусство навыков XXI века .
1
12
Успеваем всё: современный тайм-менеджмент.
1
13
Будь уверен! Говори!
1
14
Навыки самопрезентации.
1
15
Искусство переговоров.
1
Модуль: Проектирование своей истории успеха. 5 часов
16
Психология идентичности: кто Я?
1
17
Как стать успешным!
1
18
Мой карьерный путь.
1
19
Папка достижений. Подготовка портфолио.
1
20
Мой успех – успех для каждого.
1
Модуль: Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе. 6 часов
21
Семейная педагогика.
1
22
Детский сад.
1
23
Школа.
1
24
Дополнительное образование.
1
25
Специальное образование. Инклюзия.
1
26
Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика.
1
Модуль: Практическая психология на каждый день. 5 часов
27
Психология в социальной сфере.
1
28
Психология в образовании.
1
29
Психология в управлении.
1
30
Психология и современное производство.
1
31
Психологическая помощь в экстремальных ситуациях.
1
Модуль: Правовые основы современных психологических и педагогических
практик. 3 часа
32
Правовое регулирование отношений в сфере образования
1
33
Нормативная база современной психологии.
1

34

Этические нормы профессий.
Всего

1
34 часа

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение программы включает в себя учебники для 10-11 классов, учебные пособия, тетради, словари,
справочники, методические пособия, а также электронные образовательные ресурсы.
Реализация программы обеспечивается доступом обучающихся

к библиотечным фондам, электронным изданиям основной учебной

литературы, информационно-образовательным ресурсам и инструментам образовательных организаций.
Кабинет для проведения занятий

оснащены техническими средствами обучения, компьютером, интерактивной доской, СМАТ-

комплексом, досками, мультимедийным проекторам, многофункциональным оборудованием.

Список литературы.
1.

Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. М. : Юрайт, 2019. 472 с.

2.

Немов Р. С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов. М. : Просвещение, 1995.

3.

Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы / под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева. М.,

4.

Факторович А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для СПО ; 2. изд., испр. и доп . М. : Юрайт, 2020 . 128 с.

5.

Основы педагогики и психологии: 10-11 классы: учебное пособие в 2х частях В.С. Басюк, Е.И. Казакова, Е.Ю. Брель, 2023г.

2008.

Научная литература (монографии, статьи)
6.

Резапкина Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков. М., 2000.

7.

Селезнева Е.В. Увлекательная психология. М. : Аванта, 2021.

8.

Танг Д. Быть интровертом. История тихой девочки в шумном мире. М. : Манн, Иванов и Фабер, 2018.

9.

Тимошенко Г. В. 50 лайфхаков: психологические квесты. М. : АСТ, 2017.

Дополнительная литература, направленная на формирование личностных результатов
1.

Петрановская Л. В. Однажды в сказке. Читаем и развиваемся с психологом. М. : АСТ, 2021.

2.

Саманта Сноуден: Управление гневом. Рабочая тетрадь для детей. М. : Диалектика, 2021.

Информационные ресурсы

1. Белова Ю.В. Педагогика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Электрон. текстовые данные. Саратов : Вузовское
образование, 2018. 83 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/72353.html. ЭБС «IPRbooks», по паролю.

2. Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр. [Электронный ресурс]. М. :
Теревинф, 2019. 152 c. ISBN 978-5-4212-0507-4. URL: https://www.iprbookshop.ru/89933.html

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие [Электронный ресурс] М. : Академический Проект, 2015. 336 с. URL:
http://www.iprbookshop.ru/36853.

4. Ковалев А. В., Кузнецов В. В., Федоров В. А. Введение в профессионально-педагогическую специальность [Электронный ресурс] :
учебное пособие для вузов [Гриф УрО РАО]. Екатеринбург : УрО РАО, 2012. 98 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/8508.

5. «Педагогическая библиотека» (http://www.pedlib.ru/)
6. Электронная библиотека психологической литературы (http://bookap.info/)
7. Электронная библиотека «Koob.ru»: подраздел «Психология» (http://www.koob.ru)
8. «Психея» (http://www.psycheya.ru/)
9. Газета «Школьный психолог» (http://psy.1september.ru/)
10. Журнал «Вопросы психологии» (http://www.voppsy.ru/)
11. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» (http://www.psyedu.ru/
12. Время лучших: 5 отечественных педагогов, изменивших мир. URL: https://rosuchebnik.ru/material/vremya-luchshikh-5-otechestvennykhpedagogov-izmenivshikhmir/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer= yandex.ru
13. Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся. URL:
https://rutube.ru/video/10f029f78247959a4856552d61ef9ea6/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.