Приложение
к образовательной программе
начального общего образования
План внеурочной деятельности
основной образовательной программы начального общего образования
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы п. Азанка
на 2025 - 2026 учебный год
I пояснительная записка
План внеурочной деятельности на ступени начального и основного образования
обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
определяет общий и максимальный объем нагрузки учащихся в рамках внеурочной
деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по
классам (годам обучения).
Нормативно-правовой и документальной основой Плана внеурочной деятельности
обучающихся 1 - 4 классов являются:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (с изменениями);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229) (с изменениями);
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
5. Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
6. Санитарных правилах СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.2.3648-20);
7. Санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021. №2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём
внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального
общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учётом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей
образовательной организации.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных
курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной
организацией.
Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.
План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом
предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
Целевая направленность,
образования
стратегические
и
тактические
цели
содержания
Основные принципы плана:
-соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями
учебной деятельности;
-опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
-опора на ценности воспитательной системы школы;
-свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
- соответствие обеспеченности учебно-методическими источниками;
- учет познавательных потребностей учащихся и социального заказа родителей;
- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
План отражает основные цели и задачи, стоящие перед МАОУ СОШ п. Азанка.
Цель внеурочной деятельности:
развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся,
приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы
время, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа
жизни.
План внеурочной деятельности способствует решению следующих задач:
1. поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
2. совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
3. формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4. повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса
к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
5. развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться,
подчиняться,
руководить,
проявлять
инициативу,
ответственность; становление умений командной работы;
6. поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
7. формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет обеспечить благоприятную
адаптацию ребёнка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить
условия для развития ребёнка.
Программы внеурочной деятельности направлены:
- на расширение содержания программ общего образования;
- на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;
- на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, науки и
спорта.
При конструировании плана учитывались предложения педагогического коллектива
образовательной организации, учащихся и их родителей (законных представителей), а
также специфика и направленность образовательной организации. План внеурочной
деятельности основан на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной
организации, предполагает, что в её реализации принимают участие педагогические
работники данного учреждения: учителя, педагог-организатор, социальный педагог,
педагог – психолог, а также библиотекарь и воспитатели группы продленного дня.
Координирующую роль выполняет классный руководитель, который:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательной организации;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность учащихся.
II Реализуемые направления внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
«Городошный спорт»
Цель программы: ознакомление детей со спортивной игрой «городки»,
формирования основ правильной техники и воспитание потребности и интереса к
занятиям физической культурой и спортом.
Форма организации: кружок.
«Шахматы»
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития
учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.
Форма организации: кружок.
«Разговоры о здоровом и правильном питании»
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из
составляющих здорового образа жизни.
Форма организации: учебный курс в форме факультатива.
«Я-пассажир и пешеход»
Цель программы: формирование обязательного минимума знаний и умений, которые
обеспечивают развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника
дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети
смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к
уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых
становятся младшие школьники.
Форма организации: детское объединение.
Коммуникативная
деятельность
направлена
на
совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества.
«Математическая грамотность»
Цель программы: развитие математического образа мышления, внимания, памяти,
творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и их
доказательности.
Форма организации: кружок.
«Читаю. Думаю. Понимаю»
Цель программы: совершенствование читательской грамотности обучающихся,
формирование текстовой деятельности с необычными формами представления
информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий;
объявления и рекламы); развитие творческой способности создавать необычные тексты.
Форма организации: учебный курс в форме факультатива.
Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
«Умелые ручки»
Цель программы: воспитать творческую активную личность, проявляющую интерес
к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Форма организации: кружок.
«Школьный театр»
Цель программы: эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие
обучающихся, воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и
отзывчивости к искусству театра и актёрской деятельности.
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие "Разговоры о
важном".
Форма организации: цикл тематических классных часов, беседы с обучающимися.
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Орлята
России» в 1 классе и два часа в неделю во 2-4 классе.
Форма организации: детское объединение.
III Распределение объема часов
Наименование курса
I
Количество часов в неделю
II
III
IV
Всего
неделя
год
Обязательная часть
1
(ОВЗ)
«Умелые ручки»
«Городошный спорт»
1
«Шахматы»
1
Школьный театр
1
«Математическая
грамотность»
1
«Читаю. Думаю. Понимаю»
«Орлята России»
Итог
34
1
34
1
34
1
34
1
1
1
4
136
1
1
1
3
102
0,5
17
1
4
136
«Разговоры о здоровом и
0,5
правильном питании»
«Разговор о важном»
1
1
1
часть, формируемая участниками образовательных отношений
«Я-пассажир и пешеход»
(Отряд ЮИД)
1
1
1
1
1
4
136
1
6
2
7,5/1
2
8
2
7
7
27,5/1
238
901/1
НОО до 1320 академических часов за четыре года обучения. Общий объем внеурочной
деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.