Положение об инклюзивном образовании детей с ОВЗ

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 № 196 (ред. от 10 марта 2009) «Об
утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».
Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 № 288 (ред. от 10 марта 2009)
«Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья».
Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 № 867 (ред. от 10 марта 2009)
«Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Приказ
Минобрнауки РФ от 24.03.2009 №95 «Об утверждении Положения о психологомедико-педагогической комиссии». Письмо Минобразования РФ от 09.04.1999 №
27/511-6 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с
ограниченными возможностями здоровья в системе образования». Письмо МО РФ от
27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)
образовательного учреждения». Письмо Минобразования РФ от 26.04.2001 №
29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья». Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6
«Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект». Письмо
Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами».
1.7. Обучение (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья в
учреждении общего образования может быть организовано в форме инклюзивного
обучения независимо от вида ограничений здоровья.
1.8. Инклюзивное обучение, если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися, организуется:
а) посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными
возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе)
образовательного учреждения общего образования. Наполняемость класса инклюзивного
обучения не должна превышать 25 учащихся: из них до 3 учащихся с нарушениями
однородного характера (например, задержка психического развития);
б) посредством функционирования класса (группы) для лиц с ограниченными
возможностями здоровья в образовательном учреждении для лиц, не имеющих таких
ограничений или имеющих другие ограничения здоровья, количество детей в котором не
должно превышать 12 человек.
2. Порядок направления на инклюзивное обучение
2.1. Решение о направлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья на
инклюзивное обучение принимается психолого-медико-педагогической комиссией (далее
ПМПК) и содержится в Заключении ПМПК.
2.2. Основанием для рассмотрения школьного ПМПК вопроса о направлении
ребенка с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное обучение является
обращение педагогов, психолога, логопеда в школьную ПМПК или заявление его
родителей (законных представителей), которая составляет пакет документов для
предоставления в ПМПК.
2.3. В случае если ПМПК принято решение о направлении ребенка на инклюзивное
обучение, ПМПК указывает, к какой из степеней выраженности ограничения здоровья
(далее СВОЗ) относится ребенок:
1) к первой степени ограничения здоровья относятся дети, состояние которых
характеризуется как «пограничное» и которые при создании специальных условий
успешно осваивают соответствующую общеобразовательную программу учреждения;

2) ко второй степени ограничения здоровья относятся дети, осваивающие при
создании специальных условий только отдельные курсы общеобразовательных программ
учреждения, в котором они интегрируются, а также полностью осваивающие программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
3) к третьей степени ограничения здоровья относятся дети, освоение которыми
программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений невозможно
гарантировать даже при создании специальных условий, тем не менее, потенциал
развития которых требует создания интегративной образовательной среды.
2.4. На первые четыре месяца с момента начала инклюзивного обучения ребенку с
ограниченными возможностями здоровья устанавливается испытательный срок
инклюзивного обучения. Если в течение испытательного срока подтверждается
возможность инклюзивного обучения ребенка, инклюзивное обучение продолжается в
данном образовательном учреждении. В случае если по истечении испытательного срока
психолого-медико-педагогический
комиссия
(педагогический
консилиум)
образовательного учреждения выносит заключение о невозможности данного учреждения
создать условия для интегрированного (инклюзивного) обучения конкретного ребенка,
руководитель образовательного учреждения информирует об этом его родителей
(законных представителей).
В этом случае ребенок с ограниченными возможностями здоровья направляется на
ПМПК для решения вопроса о подборе оптимальной для него формы организации
образовательного процесса на данном этапе обучения.
2.5. Дополнительное направление обучающихся в функционирующий класс
интегрированного обучения допускается только в первой половине учебного года.
3. Организация инклюзивного обучения
3.1. Образовательный процесс при инклюзивном обучении регламентируется
школьным учебным планом, составленным в соответствии с базисным учебным планом.
Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по
рекомендациям районной ПМПК в рамках адаптированных образовательных программ
при осуществлении индивидуальной логопедической, психологической, медицинской
коррекции.
3.2. В ходе инклюзивного обучения детям с ограниченными возможностями
здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с
потребностями ребенка и заключениями ПМПК.
3.3. Специфика образовательного процесса в системе инклюзивного обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья состоит в организации индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий.
3.4. Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства
и методы инклюзивного обучения и воспитания в соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом образовательного
учреждения. При определении реабилитационной составляющей инклюзивного обучения
учреждение ориентируется на рекомендации ПМПК и содержание индивидуальной
программы реабилитации (при ее наличии). При инклюзивном обучении допускается
сочетание различных форм получения образования. Обучение организуется как по общим,
так и по специальным учебникам, соответствующим программе обучения. Решение по
этому вопросу принимает учитель, согласуя его с администрацией МКОУ.
3.5. Режим работы общеобразовательного учреждения инклюзивного обучения по
пятидневной или шестидневной неделе определяется общеобразовательным учреждением
самостоятельно.
3.6. Образовательный процесс учащихся с ОВЗ сопровождают учитель-логопед,
педагог-психолог, социальный педагог. Оценка знаний учащихся с ограниченными

возможностями здоровья осуществляется в соответствии с Положением об оценивании
учащихся с ОВЗ, с учетом их особенностей развития.
3.7. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе формы, порядка и
периодичности промежуточной аттестации обучающихся на инклюзивном обучении.
3.8. Государственная (итоговая) аттестация детей с ограниченными возможностями
здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на
состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и
состоянию здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством.
Итоговая аттестация детей с ограниченными возможностями здоровья может
проводиться, в том числе, заочно (при наличии показаний) на основе материалов,
представленных специалистами, осуществляющими инклюзивное обучение ребенка.
3.9. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в
форме инклюзивного обучения и успешно освоившие образовательную программу
общеобразовательного учреждения получают документ об образовании соответствующего
образца.
4. Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
4.1 Организация образовательного процесса для детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения предусматривает
осуществление психолого-педагогического сопровождения.
4.2. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
•
выявление структуры нарушения;
•
преодоление трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и
воспитания;
•
информирование родителей, законных представителей относительно
организации, задач образования и развития их ребенка, а также перспектив коррекции и
компенсации нарушения.
4.3. Приказом директора МКОУ СОШ п. Азанка создается школьный психологомедико-педагогический консилиум (далее ПМПк), в состав которого могут входить:
•
узкие специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный
педагог;
•
педагогические работники МКОУ СОШ п. Азанка: учителя, работающие с
данной категорией учащихся;
5. Ведение документации
5.1. В МКОУ СОШ п. Азанка ведется следующая документация:
•
адаптированная общеобразовательная программа для учащихся с ОВЗ;
•
журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися,
зачисленными на логопедический пункт (журнал логопедических занятий);
•
рабочие адаптированные программы по предметам для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья разрабатываются учителем в соответствии с
примерными программами, рассматриваются на заседании школьного МО и
утверждаются директором школы;
•
расписание уроков (занятий), утвержденное директором МКОУ СОШ п.
Азанка;
•
тетради учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья,
посещающих занятия узких специалистов;
•
журнал учета посещения педагога-психолога.
6. Участники образовательного процесса школы, работающей в режиме
инклюзивного обучения

6.1. Участниками учебно-воспитательного процесса в школе с инклюзивным
обучением являются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети, не
имеющих таких ограничений, медицинские, педагогические работники образовательного
учреждения, родители воспитанников (лица, их заменяющие).
6.2. При переводе учащихся на инклюзивное обучение необходимо ознакомить
родителей
(законных
представителей)
с
документами,
регламентирующими
образовательный процесс (учебным планом, расписанием, программой).
6.3. В случае если педагог работает в режиме инклюзивного обучения
администрация МКОУ должна включить его в план соответствующей курсовой
подготовки.
6.4. Права и обязанности педагогических и иных работников МКОУ СОШ п.
Азанка, работающих в рамках инклюзивного обучения, определяются актами
законодательства Российской Федерации, уставом МКОУ СОШ п. Азанка, настоящим
Положением.
6.5. Обязанности педагогических и иных работников МКОУ СОШ п. Азанка,
работающих в рамках инклюзивного обучения, определяются также должностными
инструкциями, разрабатываемыми и утверждаемыми директором МКОУ СОШ п. Азанка
на основании квалификационных характеристик.
6.6. Права и обязанности учащихся и их родителей (законных представителей)
определяются законодательством Российской Федерации, Свердловской области и
уставом МКОУ СОШ п. Азанка.
6.7. Специалистам, работающим в классах с инклюзивной формой организации
образовательного процесса, устанавливается доплата на основании Письма Министерства
образования Российской Федерации №20-58-196\20-5, Профсоюза работников народного
образования и науки Российской Федерации №7 от 16.01.2001г «О порядке исчисления
заработной платы работников образовательных учреждений».
6.8. При исполнении профессиональных обязанностей педагоги классов с
инклюзивным обучением имеют право самостоятельно выбирать частные методики
организации образовательного процесса, дидактический и раздаточный материал,
наглядность, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию образования
детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Управление образовательным учреждением
с инклюзивной формой обучения
7.1. Управление образовательным учреждением, работающего в режиме
инклюзивного обучения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Уставом образовательного учреждения.
7.2. Наряду с обязанностями, определёнными Уставом образовательного
учреждения, директор несёт персональную ответственность за правильную организацию
инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями, обеспечивает
создание им необходимых санитарно-гигиенических условий для осуществления режима
труда и отдыха.
7.3. Заместители директора образовательного учреждения организуют работу
педагогов по обучению и воспитанию этой категории учащихся;
оказывают методическую помощь педагогам в повышении их профессиональной
квалификации и овладении ими основами коррекционной педагогики и психологии;
руководят
работой
психолого-медико-педагогического
консилиума
(педагогического консилиума);
7.4. Орган управления образованием осуществляет консультационное
сопровождение, общую координацию деятельности образовательных учреждений,
осуществляющих инклюзивное обучение, обобщение и распространение их практики.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».