Приложение 1 к ДООП
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Рукодельница»
Возраст обучающихся 11-15 лет.
п. Азанка
Пояснительная записка
Ручное вязание - прекрасное, древнее, но нестареющее рукоделие. Оно является массовым искусством, собранного по крупицам опыта
художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и
совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающей, полной и законченной. Вязание также развивает
любознательность, любовь к труду, чувство прекрасного, умение самостоятельно работать, внимание, зрительную память, логическое
мышление, познавательную и творческую активность, т.к. освоив технику вязания, можно придумать много новых узоров и фасонов изделий.
Развитие мелкой моторики рук способствует активизации центров речи, памяти, мышления в коре головного мозга. Большое внимание
уделяется подбору цветов и цветосочетаний вязаных изделий. Это позволяет развивать художественно-эстетический вкус.
Вязание является одним из видов декоративно - прикладного искусства, т. к. вязаные вещи имеют практическое назначение и отличаются
декоративной образностью.
Ручное вязание, как вид декоративно-прикладного творчества, используется не только в одежде, но и в декоративном оформлении быта,
интерьера (декоративные и ажурные салфетки, панно, картины, мягкие игрушки). Это рукоделие позволяет создавать индивидуальные вещи,
отвечающие требованиям самой острой моды. Поскольку декоративно-прикладное искусство является составной частью народного искусства,
то, привлекая детей к вязанию, мы тем самым способствуем сохранению исторической памяти и художественного опыта народа.
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» разработана на основе программы общеобразовательных учебных
заведений по художественному вязанию, имеет художественную направленность, позволяет учащимся получить полный объем знаний по
техникам вязания крючком, спицами, а также знания в области создания моделей, от эскизного воплощения до готового изделия.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
● Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
● Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р).
● Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
● Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
● Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
● «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки
2
России от 18.11.2015 № 09-3242.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – приобщение учащихся еще к вязанию, для расширения круга приобретенных умений в области рукотворного
труда, в процессе освоения этой техники продолжить развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося.
Задачи:
Обучающие:
- освоить традиционные техники вязания крючком и спицами,
- ознакомиться с современными приемами вязания,
- овладеть принципами составления цветовой гаммы,
- изучить условные обозначения и схемы, используемые в вязании.
Развивающие:
- развить эстетические и творческие способности обучающихся,
- дать понятие о цвете, гармонии.
- познакомить детей с видами декоративно-прикладного искусства,
- познакомить детей с современным декоративно-прикладным творчеством.
- развить у детей фантазии, образного мышления, внимания,
Воспитательные:
- сформировать трудовые и эстетические навыки,
- воспитать аккуратность и культуры труда,
- развивать эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь и чувство коллективизма, духовные качества личности.;
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в
процессе изучения основ декоративно - прикладного искусства, развивать свои креативные способности. Творческие способности проявляются в
умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в готовности использовать
новые возможности; в удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в самореализации личности.
Отличительные особенности программы
- доступность теоретического и практического материала;
3
- небольшие материальные затраты;
- зримые результаты работ;
Направленность программы: художественная.
Режим занятий: на реализацию курса отводится 2 часа в неделю.
Срок освоения программы: 68 недель в течение одного учебного года.
Уровень программы: начальный (11-15 лет)
Предполагается использование и реализация общедоступных форм организации учебного материала. Группы рассчитаны на массовое
обучение детей, безотносительно к их способностям, это привлекает к занимательному досугу максимально допустимое количество учащихся,
помогает с большей пользой проводить свое свободное время.
Формы и методы обучения, виды занятий.
Форма обучения – очная.
Ведущей формой организации деятельности является групповая с индивидуальной дифференциацией нагрузки в зависимости от
сформированности тех или иных навыков. Такая организация деятельности способствует сплочению детского коллектива и учит детей помогать
друг другу. А также использовать индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
В течение занятия происходит постоянная смена деятельности. Занятия проходят согласно санитарно - эпидемиологическим
требованиям к учреждениям дополнительного образования детей. (Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования детей /внешкольные учреждения. Санитарно — эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.1.-3049-13).
Формы подведения результатов:
Беседа, выставка, практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием обучающихся
Программа «Рукодельница» состоит из двух модулей:
«Вязание крючком», «Вязание спицами».
Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и задач.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности по декоративноприкладному творчеству способствует не только процессу воспитания личности, но также формирует прикладные навыки в области вязания,
ориентирует на ключевые компетенции в данной области знаний, организует учебно-производственную деятельность по данному направлению.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «РУКОДЕЛЬНИЦА»
4
№
п/п
Наименование модуля
1.
2.
«Вязание крючком»
«Вязание спицами»
Итого:
Количество часов
Всего
34
34
68
Теория
16
13
29
Практика
18
21
39
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
№
Тема.
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие.
2. Основы материаловедения.
3. Основные приемы вязания крючком
1)Воздушная петля.
2)Столбик без накида, полу столбик.
3) Столбик с накидом.
4. Упражнения из столбиков и воздушных петель.
Условные обозначения.
1
2
1
1
1
Опрос, анкетирование
Работа по карточкам
2
2
2
3
1
1
1
1
1
1
1
2
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа
Наблюдение, работа по карточкам
5. Цветоведение.
6. Вязание узорного полотна.
1)Круг.
2)Квадрат.
3)Многогранник.
7. Картинки из цепочек.
8. Вязание игрушек.
9. Итоговое занятие.
2
1
1
Опрос, викторина
2
2
2
4
8
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
3
6
-
наблюдение
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение, опрос
наблюдение
Анкетирование, выставка
34
16
18
Итого
5
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»
1. Вводное занятие.
Теория:
История
развития
художественного
вязания.
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности.
Демонстрация
изделий. Организация рабочего места.
2. Основы материаловедения.
Теория: Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применения
химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и плотности вязания.
Свойства трикотажного полотна. Строение крючка. Умение правильно пользоваться им.
Практика: Исследование разновидностей ниток.
3. Основные приемы вязания крючком.
1)Воздушная петля.
Теория: Положение рук во время работы. Подбор пряжи для данного крючка. Затянутая петля, тугая, свободная, нормальная. Быстрота
вязания, внимательность. Понятие воздушной петли. Косичка из воздушных петель.
Практика: Вывязывание косички из воздушных петель.
2) Столбик без накида, полустолбик.
Теория: Ознакомление с основным приемами вязания: столбик без накида, полустолбик.
Практика: Вязание образца из столбиков без накида и полустолбиков. Лицо и изнанка изделия.
3) Столбик с накидом.
Теория: Знакомство с основным приемом вязания: столбик с накидом. Петля поворота.
Практика: Вывязывание образца из столбиков с одним накидом.
4. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Условные обозначения.
Теория: Знакомство с условными обозначениями, вывязывание столбиков с двумя, тремя и более накидами.
Практика: Зарисовка условных обозначений. Вывязывание образца из столбиков с двумя, тремя накидами, два столбика с накидом из
одной петли.
5. Цветоведение.
Теория: Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические
6
и хроматические. Цветовой спектр. Основные и дополнительные цвета.
Практика: Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение наиболее
удачных цветовых сочетаний.
6. Вязание узорного полотна.
1) Вязание круга.
Теория: Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывание одних и тех же элементов. Знакомство с
правилами вязания круга.
Практика: Вязание образца в форме круга.
2)Вязание квадрата.
Теория: Знакомство с правилами вязания квадрата. Квадратные детали и изделия можно вязать не от центра, а по цепочке с переходом на
новый ряд.
Практика: Вязание образца квадрата.
3)Вязание многогранника.
Теория: Знакомство с фактурой вязаного полотна в зависимости от изменения. Знакомство с правилами вязания многогранника. Начать
вязание с кольца, в углах ставить по несколько столбиков.
Практика: Вязание образца многогранника.
Вязание игрушек.
Теория: Выбор игрушки и схемы для её вязания. Размер изделия, выбор цвета. Вязание по схеме и по описанию. Правила вязания
игрушек. Зарисовка эскиза. Последовательность выполнения игрушек. Декоративное оформление.
Практика: Вязание игрушки на основе круга. Вязание игрушки деталями. Соединение деталей.
Итоговое занятие.
Теория: Организация выставки лучших работ учащихся. Разбор выставки, подведение итогов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ «ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ»
№
Тема.
1. Вводное занятие.
2. Материаловедение.
3. Техника вязания спицами.
1)Набор петель начального ряда.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
1
1
1
2
1
7
1
Формы аттестации/ контроля
Опрос, анкетирование
Работа по карточкам
наблюдение
2) Лицевые и изнаночные петли. Выполнение
ровного края закрепление последнего ряда.
2
1
1
наблюдение
3)Накид. Две или несколько петель вместе
лицевой или изнаночной.
4)Из одной петли вязать несколько петель.
2
1
1
наблюдение
2
1
1
наблюдение
4. Вязание шарфа.
4
1
3
Самостоятельная работа
5. Вязание узоров.
4
1
3
наблюдение
6. Орнамент.
2
1
1
Работа по карточкам
7. Вязание игрушек.
12
2
10
Самостоятельная работа
8. Итоговое занятие.
2
2
-
13
21
Итого
34
Участие в выставке
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ»
1.
Вводное занятие.
Теория: История вязания. Материалы и инструменты для вязания. Знакомство с программой, просмотр готовых изделий, образцов. Техника
безопасности.
2.
Материаловедение.
Теория: Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Классификация и свойства волокон. Знакомство со спицами. Их
разновидность и назначение.
3.Техника вязания спицами.
1)
Набор петель начального ряда. Условные обозначения.
Теория: Знакомство с традиционным набором петель и условными обозначениями.
8
Практика: Вязание набора петель, где край полотна получается шнурообразный, создающий впечатление декоративной кромки. Способ, где
после набора петель можно сразу начать вязание детали выбранным узором. Набор петель, край которого не растягивается, хорошо держит
форму. Набор, где край ложится свободно и не стягивает полотно.
2)
Лицевые и изнаночные петли. Выполнение ровного края и закрепление последнего ряда.
Теория: Ознакомление с вязанием лицевых и изнаночных петель.
Практика: Вязание образца с использованием лицевых и изнаночных петель. Закрытие петель ровной косичкой. Растягивающаяся косичка.
3)
Накид. Две или несколько петель вместе лицевой или изнаночной. Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую
и первую.
Теория: Новые петли получают за счет накидов, которые в следующем ряду чаще всего провязывают изнаночной вязкой. Новые петли (лицевые
и изнаночные) набирают, провязывая протяжки между петлями.
Практика: Вязание образца.
4). Из одной петли вывязать несколько петель.
Теория: Для получения новой лицевой или изнаночной петли провязывают петлю нижележащего ряда, а затем вяжут очередную петлю на левой
спице. Чтобы из одной петли получить две, эту петлю провязывают сначала лицевой, а затем не снимая ее с левой спицы, вяжут еще раз
изнаночной. Из одной и той же петли вяжут несколько лицевых или изнаночных петель, делая между ними накиды.
Практика: Вязание образца.
4. Вязание шарфа.
Теория: Подбор ниток по цвету. Выбор вязки, модели.
Практика: Вязание шарфа. Оформление его кистями, вышивкой, бисером.
5.
Вязание узоров.
Теория: Изучение различных узоров вязок: ажурные, рельефные, выпуклые. Практика: Выполнение образца.
6.
Орнамент.
Теория: История орнамента. Цветовой тон. Яркость. Насыщенность. Ахроматические и хроматические цвета. Спектр. Композиция. Стилизация.
Ритм. Раппорт. Симметрия.
Цветовая гармония. Основные и дополнительные цвета. Способы выполнения орнамента на трикотажном полотне.
Геометрические орнаменты. Подбор цветовых сочетаний. Изготовление схемы орнамента на миллиметровой или клетчатой бумаге - основа
успеха при вязании орнамента.
Практика: Выполнение образцов орнаментов. Цветочные орнаменты. Одно-, двух- и многоцветные орнаменты. Выполнение фрагментов
цветочных орнаментов.
9
7.
Вязание игрушек.
Теория: Выбор игрушки. Вязание деталей по схеме или описанию.
Практика: Вязание изделия по деталям. Сборка деталей. Сборка готового изделия.
8.
Итоговое занятие.
Теория: Организация выставки лучших работ учащихся, обсуждение их, подведение итогов, награждение лучших рукодельниц.
Планируемые результаты освоения программы
«Рукодельница»
Личностные результаты:
-формирование и развитие интереса к творческой деятельности, художественному искусству.
-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе творческой деятельности.
- формирование и развитие художественного вкуса.
-формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма.
- формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в процессе создания художественных работ.
-формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов в процессе знакомства с национальным творчеством разных
стран.
-формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД (универсальные учебные действия):
обучающиеся научатся:
- сознательно усваивать полученные знания и использовать их для решения разнообразных учебных и творческих задач.
- работать с источниками информации, анализировать ее и выбирать необходимую (рисунки, схемы, расчеты и др.)
- оценивать возможность ее использования в дальнейшей деятельности.
- анализировать схемы, рисунки, устройство изделия, выделять детали и способы их соединения.
-выполнять учебно-познавательные действия практической и умственной форме, сопровождая их правильной речевой характеристикой.
-выполнять моделирование и преобразование модели.
обучающиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, участвуя в творческих проектах, конкурсах, выступлениях.
Регулятивные УУД (универсальные учебные действия):
обучающиеся научатся:
10
-планировать предстоящую практическую работу с учетом поставленной цели, устанавливать порядок и последовательность действий для
успешного достижения запланированного результата.
-осуществлять самоконтроль практических действий, корректировать их при необходимости.
-самостоятельно организовывать свое рабочее место.
обучающиеся получат возможность:
-формулировать задачи, находить наиболее эффективные пути их решения в процессе совместной деятельности.
-действовать конструктивно в любых ситуациях, решать их с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные УУД (универсальные учебные действия):
обучающиеся научатся:
-организовывать совместную работу по группам или в паре, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь.
-формулировать свое мнение, иметь варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать варианты решения своих товарищей,
учитывать их при организации своей деятельности и совместной работе.
-проявлять интерес к деятельности своих товарищей, результатам их работы, оценивать их в доброжелательной форме, высказывать им свои
предложения и пожелания.
учащиеся получат возможность:
-совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретенный опыт общения.
Предметные результаты:
К концу обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:
-правила безопасного обращения с нагревательными приборами, колющими и режущими инструментами.
-основные инструменты и материалы, необходимые для работы.
-история всех видов вязания, представленных в программе;
- основные виды петель, вязок, техник, швов;
- основы кругового вязания, техника прибавки и убавления петель;
- читать и записывать условные обозначения;
-оформлять готовые изделия;
-определять качество выполненной работы;
Комплекс организационно-педагогических условий
реализации программы ««Рукодельница»
11
Материально-техническое обеспечение
Для занятий крючком и спицами необходимы:
Кабинет с мебелью для хранения инструментов и материалов;
Столы и стулья для учащихся в нужном количестве;
Стеллажи для демонстрации поделок, сувениров, изделий;
Набор крючков, размерами от 0,5мм до 10мм;
Набор вязальных спиц размерами 20см; Комплект 5шт.- 4 или 5 наборов;
Парные длинные спицы по 2шт.-5 наборов;
Штопольные иглы-4шт;
Ножницы-3 шт;
Сантиметровая лента;
Нитки шерстяные, ирис, кроше, лотос, гарус, лилия и т.д.
Бисер, бусины, ленты, нитки «мулине» для отделки готовых изделий.
Мультимедийный проектор, компьютер.
Информационно-методическое обеспечение
Методы обучения словесные, наглядные, практические, моделирование, проектный метод и т.д.
Теоретические методы обучения нацелены на создание условий для развития способностей слушать и слышать, видеть и замечать,
концентрировать свое внимание, наблюдать и воспринимать. Это различные беседы, рассказы, объяснения с иллюстрациями, путешествия,
экскурсии, выставки, чтобы вызвать у ребенка интерес к скучному информационному материалу. Ему предлагается после его прослушивания
отгадать загадки, кроссворды; ответить на вопросы по тексту; поработать с тест - заданием; пересказать фрагмент текста по кругу; пересказать
технику выполнения элемента по кругу; объяснить новый материал всей группе после сообщения педагога; задать вопрос по тексту и получить
ответ.
Показ журналов мод, книг по вязанию и по декоративно-прикладному творчеству, фотографий готовых изделий, видеофильмов, альбомов
с образцами, подборок материалов по определенной технике вязания, способствуют развитию зрительной памяти.
Практические методы способствуют формированию умений и навыков (вязание образцов изделий; зарисовка схем, эскизов; отделка
изделий и т.д.). Вся методика обучения направлена на развитие творческих способностей детей, через систему познавательных заданий,
позволяющих формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности, на развитие механизмов памяти,
внимания, воображения, логического мышления через систему специальных развивающих игр и тестов.
Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству.
Принципы обучения: от простого к сложному, доступности, наглядности, научности, динамичности.
Формы аттестации и контроля. Оценочные материалы.
12
Важным моментом в реализации данной программы является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень
эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть
результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводиться в различных формах.
Проверка теоретических знаний осуществляется с использованием викторин, игр, кроссвордов, карточек, письменных и устных опросов.
О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания,
творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, при выполнении различных вязок и
орнаментов, умение читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.
Умения оцениваются при выполнении индивидуальных альбомов с образцами вязания, а также участие в конкурсах и выставках.
Наиболее подходящей формой оценки является организованный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное
обсуждение, выявление лучших работ.
Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ приучают ребят справедливо и объективно оценивать свою работу и других,
радоваться не только своей, но и общей удаче.
По окончании первого полугодия итоги подводятся: в виде фронтальной беседы, выполнения практических заданий, выставки, устного
опроса в виде диалога с педагогом или другими обучающимися.
Виды контроля.
Программой предусматриваются следующие виды контроля: предварительный, текущий, итоговый, констатирующий.
Предварительный контроль, который проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки
обучающихся, чтобы скорректировать учебно-тематический план, определить направления и формы индивидуальной работы (анкеты в начале
учебного года).
Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения детьми учебного материала и уровня их подготовленности к
занятиям. Настоящий контроль должен повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала. Он позволяет
своевременно выявлять отстающих, а также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.
Текущий контроль - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня и является критерием для оценивания
знаний и умений учащихся.
Итоговый контроль проводится в форме выставки, практической работы, письменного опроса. Итоговый контроль проводится с целью
определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение на
коллективных выставках зачетных работ по темам и персональных выставках в форме итогового анкетирования. На каждом занятии педагог
использует взаимоконтроль и самоконтроль.
Констатирующий контроль позволяет установить факт выполнения учащимися какого-либо задания. При этом использовать оценки «+» и
«-». Корректировка производится в ходе выполнения повторного задания.
13
14