Приложение 1 к АООП
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.
Адаптивная рабочая программа по предмету «География»
для обучающихся 6 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
п. Азанка
Пояснительная записка.
Рабочая программа "География для 6 класса" составлена на основе программы «География» Т.М. Лифановой, для учащихся 6 класса,
обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (Вариант 1). Количество
часов: на учебный год 34ч в неделю 1ч.
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание
условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных
задач:
― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью,
обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственноэстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями;
― достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного
творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
Изучение географии нашей страны в расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает
благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной
деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинноследственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на
уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной
речи.
2
В VI классе в «Начальном курсе физической географии» приводятся в систему все полученные в младших классах первоначальные
географические знания, основанные на непосредственных наблюдениях в природе и на ознакомлении с местностью в ближайшем окружении.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Введение
Ориентирование на местности
План и карта
Формы поверхности Земли
Вода на Земле
Земной шар
Карта России
Итого
1
3
5
2
5
10
8
34
Содержание:
В разделе "Введение" учащиеся знакомятся с новым предметом "География". Узнают, что изучает данный предмет и знакомятся с первые
географическими открытиями.
Тема «Ориентирование на местности» способствует формированию у детей с нарушением интеллекта пространственных представлений,
навыков ориентировки, необходимых в жизни, а также для перехода к изучению плана местности и карты.
В разделе "План и карта" учащиеся учатся различать план и рисунок, знакомятся с масштабом, условными знаками плана местности,
условными цветами и знаками физической карты. Учатся отличать план от географической карты.
В разделе "Формы поверхности Земли"
учащиеся знакомятся с понятие рельеф и его основными формами - равнины, холмы, овраги, горы, а также с процессами, происходящими в
горах - землетрясения и вулканы.
При изучении раздела "Вода на Земле" происходит знакомство с искусственными (колодец, пруд, водопровод) и естественным (родник,
озеро, болото, река, море, океан) водоемами.
В разделе «Земной шар» учащиеся знакомятся с глобусом- моделью земного шара, с расположением материков и океанов, изучают пояса
освещенности Солнцем поверхности Земли, узнают об их расположении, получают представление о климате.
3
Раздел "Карта России" посвящен изучению географического положения России на карте полушарий, знакомству с островами и
полуостровами, поверхностью нашей страны, а также рекам и озерам европейской и азиатской частей России. Эта тема связана с курсом VII
класса «Природа России», где учащиеся должны находить на карте и читать названия ряда географических объектов.
В разделах «Вода на Земле» и «Карта России» учащиеся получают знания о родном крае.
В настоящее время изучаемое количество часов, предусмотренное «Программой специального (коррекционного) образовательного
учреждения VIII» под редакцией И.М. Бгажноковой (2часа в неделю) изменено (на 1 час в неделю) на основании базисного учебного плана
управлении образования Зеленчукского района.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны
знать:
-
что изучает география;
-
делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
горизонт, линию и стороны горизонта;
основные формы земной поверхности;
виды водоемов и их различия;
меры по охране воды от загрязнения и правила поведения в природе;
условные цвета и знаки географической карты;
различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; - ГП нашей страны на физической карте России. Учащиеся должны
уметь:
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
ориентироваться на географической карте с помощью учителя;
составлять описание изучаемых объектов по плану с опорой на карту и помощь учителя;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте с помощью учителя.
Календарно-тематический план 6а класс (адапт.) на 2023-2024 уч.год
4
№
Колво
часо
в
Тема урока
Знать/уметь
Направление
коррекционной работы
Словарь
Дата
план
Введение-1ч
1
1
Что изучает
география?
Знать, что изучает география, знать
основные географические открытия
Развитие памяти, устной
речи при работе с картой и
учебником
«Гео»
«графо»
11.09
Ориентирование на местности-3ч
2
1
Пр.р. Горизонт и
стороны горизонта.
Компас.
Знать, что такое горизонт, уметь
определять стороны горизонта.
К. памяти в процессе
запоминания и
воспроизведения новых
терминов.
3
1
Ориентирование по
Солнцу и местным
признакам природы
Знать способы ориентирования по
местным признакам природы, уметь
ориентироваться на местности
Развивать внимание, память Стороны
при работе с картинками.
горизонта
25.09
4
1
Обобщение по теме:
«Ориентировани е
на местности»
Развивать устную речь при
ответах на вопросы с опорой
на иллюстрации.
02.10
Воспитание
интереса
изучаемому предмету.
5
1
Рисунок и план
План и карта- 5ч
Знать отличия рисунка местности от К. памяти в процессе
5
Горизонт
18.09
Север, юг
Восток, запад
компас
к
Чертеж, план, 16.10
факт
предмета
плана местности,
уметь составлять план местности
знать условные знаки плана местности, К. памяти при работе с
уметь работать с картой плана местности картой.
В. аккуратности
Знать отличия географической карты от К. памяти в процессе
плана местности, Уметь определять
запоминания и
масштаб карты
воспроизведения новых
терминов В. прилежания
Условные
знаки
23.10
План карта
6.11
Знать значение условных цветов на
физической карте, Уметь находить на
карте
географические объекты
Физическа я
и
политичес
кая карты
13.11
6
1
Условные знаки
плана местности
7
1
План и
географическая
карта.
План и масштаб
8
1
Условные цвета
и знаки физической
карты
9
1
Обобщение
по
теме "План и
карта"
10
1
Рельеф местности,
его основные
формы. Равнины,
холмы, овраги.
запоминания и
воспроизведения новых
терминов. В. аккуратности
Р. пространственную
ориентировку в процессе
нахождения ГО по
условным цветам и знакам
В. интереса к изучаемому
предмету, прилежания
Формы поверхности Земли - 2ч
Знать определение рельефа, знать
Р. пространственной
отличия равнины, низменности, холма. ориентировки при работе с
Уметь ориентироваться в пространстве картой в процессе
нахождения равнин.
карты, уметь
находить равнины
11
1
Горы. Понятие о
землетрясениях и
рисунок
20.11
Рельеф,
равнина
плоская и
холмистая;
холм,
27.11
овраг
знать виды гор и их части,
основные вулканы, уметь работать
Р. пространственной
ориентировки при работе с
картой в процессе
6
Подножие
склон
4.12
извержениях
вулканов.
с физической картой
нахождения гор.
Вершина
Гряда Горные
долины
Вода на Земле – 5ч
Знать различные виды природных
К. памяти при запоминании
и воспроизведении новых
водоемов,
терминов. В. аккуратности
Уметь находить водные объекты на
физической карте
12
1
Родник, колодец,
водопровод.
13
1
Знать части речной системы, Уметь
Река. Ее части.
Горные и равнинные находить отличия между
горными и равнинными реками
реки.
14
1
Озеро, болото,
пруды
Знать способы образования озер, болот,
прудов, отличия между солеными и
пресными озерами, Уметь находить
озера на физической карте
15
1
Океаны и моря,
острова
и
полуострова.
Знать водные источники - моря, океаны, К. пространственной
уметь находить на физической карте
ориентировки при
острова и
нахождении морей и
полуострова
Родник
Колодец
Водопрово д
Подземны
е воды
11.12
К. зрительного восприятия,
памяти при работе с картой
В. прилежания
Устье
Исток
Русло
Дельта
Горные
равнинные
18.12
К. памяти при работе с
картой в процессе
нахождения озер и болот.
В. прилежания
Соленые
озера
Пресные
озера болота
пруд
25.12
Окраинны е,
Внутренни
8.01
океанов,
островов
полуостровов на карте.
В. аккуратности
7
и е,
Остров,
полуостро
16
1
Водоемы нашего
края
знать водоемы нашего края,
уметь составлять план местности
Р. пространственную
ориентировку при работе
с картой. В. бережного
отношения к природе
в
Исток Устье
русло
Земной шар – 10ч
Обобщение по теме: Уточнить и закрепить знания по данной Развивать память в процессе
«Формы
нахождения ГО на карте.
теме
поверхности Земли,
Воспитание
интереса
к
водоемы»
изучаемому предмет
15.01
17
1
18
1
Глобус-модель
земного шара
19
1
Физическая карта
Знать, что такое полушария Уметь
полушарий.
работать с физической картой
Распределение воды полушарий.
и суши на Земле.
Развивать умение
Экватор
самостоятельно работать с
Земная ось
картой и атласом
глобус
В. товарищества при работе
парами
5.02
20
1
Океаны на карте
полушарий
Знать основные океаны,
Уметь находить океаны на карте
К. зрительного восприятия
при работе
Мировой
океан
12.02
полушарий
с картой и глобусом.
В. мотивации к учению
Тихий
Атлантиче
Знать, что такое глобус, как
модель земного шара.
Р. устной речи при
составлении полных
правильных ответов на
поставленные вопросы.
В. прилежания
8
22.01
Глобус
Ось
Северный
полюс
Южный
полюс
29.01
ский
Индийски й
Северный
Ледовитый
21
1
Материки на глобусе Знать основные материки, Уметь
и карте полушарий
находить океаны на карте полушарий
К зрительного восприятия
при работе с картой и
глобусом.
В. мотивации к учению
материк
западное
полушарие
,
восточное
полушарие
19.02
22
1
Значение Солнца для
жизни на Земле.
Различие в
освещении и
нагревании Солнцем
земной поверхности.
Знать о значении Солнца для жизни на
Земле,
Уметь находить различия в освещении и
нагревании земной поверхности
Р. память в процессе
запоминания и
воспроизведения новых
терминов с опорой на
иллюстрации. В.
прилежания
Отвесные,
скользящи е,
наклонные
26.02
23
1
Понятие о климате.
Основные типы
климата.
Знать понятие климата и погоды, типы
климата,
Уметь определять типы климата в
зависимости от территории
Развивать память при
работе с картой. В.
прилежания
Морской
4.03
Континент
альный
Умеренны й
тропическ ий
24
1
Природа
тропического
Знать природные и
особенности
пояса
тропического пояса,
Уметь определять типы климата в
климатические Развивать память в процессе Тропическ ий 11.03
запоминания
пояс
и воспроизведения
новых терминов. В.
9
зависимости от территории
прилежания
25
1
Природа умеренных Познакомить с растениями и
животными полярных и умеренных
и полярных поясов
поясов Развивать способность
запоминать и воспроизводить
изученный материал
В. прилежания
учебник
26
1
Обобщение по теме: Обобщить знания по данной теме.
"Земной шар"
Р. пространственную
ориентировку при работе с
картой в процессе
нахождения материков,
океанов.
В прилежания
Карта России – 8ч
Уметь определять географическое
Р. пространственную
ориентировку при работе с
положении России на карте.
картой в процессе
нахождения и показа
границ. В. любви к Родине
27
1
Положение
России карте
полушарий.
Границы морские и
сухопутные.
28
1
Острова и
знать понятие остров и полуостров,
полуострова России уметь находить разницу между
10
К. пространственной
ориентировки при работе с
картой в
Умеренны й
полярный
18.03
1.04
Граница
морская
сухопутна
я
8.04
Острова
Полуостро
ва
15.04
островами и полуостровами
процессе нахождения
островов и полуостровов.
В. аккуратности
29
1
Поверхность нашей
страны.
Низменности,
возвышенности,
плоскогорья.
Знать о разнообразии рельефа, Уметь
находить на карте
низменности, возвышенности
Развивать умение находить
и объяснять новые слова и
термины.
В. прилежания
Низменнос
22.04
ти,
возвышенти,
плоскогор ья.
30
1
Горы: Урал,
Кавказ, Алтай,
Саяны
знать горные системы России,
уметь находить их на карте
Р. пространственную
ориентировку при работе с
картой в процессе
нахождения гор.
В. прилежания
Плато,
нагорье
31
1
Реки и озера
Европейской части
России: Волга, Дон,
Днепр, Урал
знать реки и озера Европейской части
России,
уметь находить их на карте
Р. устную речь при
составлении описании реки
с опорой на план.
В. прилежания
Устье, исток, 6.05
рукав,
приток
32
1
Реки и озера
Сибири:
знать реки и озера Сибири,
уметь находить их на карте
Р. пространственную
ориентировку при работе с
картой в процессе
нахождения рек и озер.
В. Прилежания
33
1
Наш край на
Знать координаты
Р. пространственную
11
29.04
13.05
Географич
20.05
карте России.
34
№
1
Колво
местоположения Тюменской области
ориентировку при работе с
Уметь
определять
географическое картой в процессе
нахождения территории
положение нашего края.
нашего края.
В. любви к родному краю.
Годовая контрольная Проверить знания учащихся,
работа
полученные в течении года.
Тема урока
еское
положение
,
координат ы
местности
Развивать память при
работе с тестовыми
заданиями с опорой на
карту. Воспитание
прилежания.
Календарно-тематический план 6в класс (адапт.)
Знать/уметь
Направление
12
27.05
Словарь
Дата
2023-
коррекционной работы
2024
часо
в
план
Введение-1ч
1
1
Что изучает
география?
Знать, что изучает география, знать
основные географические открытия
Развитие памяти, устной
речи при работе с картой и
учебником
«Гео»
«графо»
15.09
Ориентирование на местности-3ч
2
1
Пр.р. Горизонт и
стороны горизонта.
Компас.
Знать, что такое горизонт, уметь
определять стороны горизонта.
К. памяти в процессе
запоминания и
воспроизведения новых
терминов.
3
1
Ориентирование по
Солнцу и местным
признакам природы
Знать способы ориентирования по
местным признакам природы, уметь
ориентироваться на местности
Развивать внимание, память Стороны
при работе с картинками.
горизонта
29.09
4
1
Обобщение по теме:
«Ориентировани е
на местности»
Развивать устную речь при
ответах на вопросы с опорой
на иллюстрации.
Воспитание
интереса
к
изучаемому предмету.
06.10
Горизонт
22.09
Север, юг
Восток, запад
компас
План и карта- 5ч
5
1
Рисунок и план
предмета
Знать отличия рисунка местности от К. памяти в процессе
плана местности,
запоминания и
13
Чертеж, план, 13.10
факт
уметь составлять план местности
6
1
Условные знаки
плана местности
7
1
План и
географическая
карта.
План и масштаб
8
1
Условные цвета
и знаки физической
карты
9
1
Обобщение
по
теме "План и
карта"
10
1
Рельеф местности,
его основные
формы. Равнины,
холмы, овраги.
11
1
Горы. Понятие о
землетрясениях и
извержениях
вулканов.
воспроизведения новых
терминов. В. аккуратности
рисунок
знать условные знаки плана местности, К. памяти при работе с
уметь работать с картой плана местности картой.
В. аккуратности
Знать отличия географической карты от К. памяти в процессе
плана местности, Уметь определять
запоминания и
масштаб карты
воспроизведения новых
терминов В. прилежания
Условные
знаки
20.10
План карта
27.10
Знать значение условных цветов на
физической карте, Уметь находить на
карте
географические объекты
Физическа я
и
политичес
кая карты
10.11
Р. пространственную
ориентировку в процессе
нахождения ГО по условным
цветам и знакам В. интереса
к изучаемому предмету,
прилежания
Формы поверхности Земли - 2ч
Знать определение рельефа, знать
Р. пространственной
отличия равнины, низменности, холма. ориентировки при работе с
картой в процессе
Уметь
ориентироваться
в
нахождения равнин.
пространстве
карты,
уметь
находить равнины
знать виды гор и их части,
основные вулканы, уметь работать
с физической картой
Р. пространственной
ориентировки при работе с
картой в процессе
нахождения
14
17.11
Рельеф,
равнина
плоская и
холмистая;
холм, овраг
24.11
Подножие
склон
Вершина
Гряда
1.12
гор.
Вода на Земле – 5ч
Знать различные виды природных
К. памяти при запоминании
и воспроизведении новых
водоемов,
терминов. В. аккуратности
Уметь находить водные объекты на
физической карте
12
1
Родник, колодец,
водопровод.
13
1
Знать части речной системы, Уметь
Река. Ее части.
Горные и равнинные находить отличия между
горными и равнинными реками
реки.
14
1
Озеро, болото,
пруды
Знать способы образования озер, болот,
прудов, отличия между солеными и
пресными озерами, Уметь находить
озера на физической карте
15
1
Океаны и моря,
острова
и
полуострова.
Знать водные источники - моря, океаны, К.
пространственной
ориентировки
при
уметь находить на физической карте
нахождении
морей
и
острова и полуострова
океанов,
островов
и
полуостровов на карте.
В. аккуратности
15
Горные
долины
Родник
Колодец
Водопрово д
Подземны
е воды
8.12
К. зрительного восприятия,
памяти при работе с картой
В. прилежания
Устье
Исток
Русло
Дельта
Горные
равнинные
15.12
К. памяти при работе с
картой в процессе
нахождения озер и болот.
В. прилежания
Соленые
озера
Пресные
озера болота
пруд
22.12
Окраинны е, 29.12
Внутренни е,
Остров,
полуостро
в
16
1
Водоемы нашего
знать водоемы нашего края,
Р. пространственную
Исток
края
уметь составлять план местности
ориентировку при работе
с картой. В. бережного
отношения к природе
Устье
Русло
Земной шар – 10ч
Обобщение по теме: Уточнить и закрепить знания по данной Развивать память в процессе
«Формы
нахождения ГО на карте.
теме
поверхности Земли,
Воспитание
интереса
к
водоемы»
изучаемому предмет
12.01
17
1
18
1
Глобус-модель
земного шара
19
1
Физическая карта
Знать, что такое полушария Уметь
полушарий.
работать с физической картой
Распределение воды полушарий.
и суши на Земле.
Развивать умение
Экватор
самостоятельно работать с
Земная ось
картой и атласом
глобус
В. товарищества при работе
парами
2.02
20
1
Океаны на карте
полушарий
К. зрительного восприятия
при работе с картой и
глобусом.
В. мотивации к учению
9.02
Знать, что такое глобус, как
модель земного шара.
Р. устной речи при
составлении полных
правильных ответов на
поставленные вопросы.
В. прилежания
Знать основные океаны,
Уметь находить океаны на карте
полушарий
16
19.01
Глобус
Ось
Северный
полюс
Южный
полюс
Мировой
океан Тихий
Атлантиче
ский
Индийски
26.01
й
Северный
Ледовитый
материк
западное
полушарие
,
восточное
полушарие
21
1
Материки на глобусе Знать основные материки, Уметь
и карте полушарий
находить океаны на карте полушарий
К зрительного восприятия
при работе с картой и
глобусом.
В. мотивации к учению
22
1
Значение Солнца для
жизни на Земле.
Различие в
освещении и
нагревании Солнцем
земной поверхности.
Знать о значении Солнца для жизни на
Земле,
Уметь находить различия в освещении и
нагревании земной поверхности
Р. память в процессе
запоминания и
воспроизведения новых
терминов с опорой на
иллюстрации. В.
прилежания
Отвесные,
скользящи е,
наклонные
23
1
Понятие о климате.
Основные типы
климата.
Знать понятие климата и погоды, типы
климата,
Уметь определять типы климата в
зависимости от территории
Развивать память при
работе с картой. В.
прилежания
Морской
15.03
Континент
альный
Умеренны й
тропическ ий
24
1
Природа
тропического пояса
Знать
природные
и
климатические
особенности
тропического пояса,
Уметь определять типы климата в
зависимости от территории
Развивать память в
процессе запоминания и
воспроизведения новых
терминов. В. прилежания
Тропическ ий 22.03
пояс
17
16.02
1.03
25
1
Природа
умеренных
полярных поясов
26
1
Познакомить с растениями и
учебник
и животными полярных и умеренных
поясов Развивать способность
запоминать и воспроизводить
изученный материал
В. прилежания
Обобщение по теме: Обобщить знания по данной теме.
"Земной шар"
Умеренны
й полярный
Р. пространственную
ориентировку при работе с
картой в процессе
нахождения материков,
океанов.
В прилежания
27
1
Положение
России карте
полушарий.
Границы морские и
сухопутные.
Карта России – 8ч
Уметь определять географическое
Р. пространственную
положении России на карте.
ориентировку при работе с
картой в процессе
нахождения и показа
границ. В. любви к Родине
28
1
Острова и
полуострова
России
знать понятие остров и полуостров,
уметь находить разницу между
островами и полуостровами
18
5.04
К. пространственной
ориентировки при работе с
картой в процессе
нахождения островов и
полуостровов.
12.04
Граница
морская
сухопутна
я
19.04
Острова
полуостро
ва
26.04
В. аккуратности
29
1
Поверхность нашей
страны.
Низменности,
возвышенности,
плоскогорья.
Знать о разнообразии рельефа, Уметь
находить на карте
низменности, возвышенности
Развивать умение находить
и объяснять новые слова и
термины.
В. прилежания
Низменнос
3.05
ти,
возвышенти,
плоскогор ья.
30
1
Горы: Урал,
Кавказ, Алтай,
Саяны
знать горные системы России,
уметь находить их на карте
Р. пространственную
ориентировку при работе с
картой в процессе
нахождения гор.
В. прилежания
Плато,
нагорье
31
1
Реки и озера
Европейской части
России: Волга, Дон,
Днепр, Урал
знать реки и озера Европейской части
России,
уметь находить их на карте
Р. устную речь при
составлении описании реки
с опорой на план.
В. прилежания
Устье, исток, 17.05
рукав,
приток
32
1
Реки и озера
Сибири:
знать реки и озера Сибири,
уметь находить их на карте
Р. пространственную
ориентировку при работе с
картой в процессе
нахождения рек и озер.
В. прилежания
24.05
33
1
Наш край на карте
России.
Знать координаты местоположения
Тюменской области
Уметь определять географическое
Р. пространственную
ориентировку при работе с
картой в процессе
19
Географич
еское
положение
10.05
положение нашего края.
34
1
Годовая контрольная Проверить знания учащихся,
работа
полученные в течении года.
нахождения территории
нашего края.
,
координат ы
В. любви к родному краю.
местности
Развивать память при
работе с тестовыми
заданиями с опорой на
карту. Воспитание
прилежания.
Используемая литература:
1. Программа географии, автор Т.М.Лифанова из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида» под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва «Просвещение» 2006г.
2.Т.И.Пороцкая "Методика преподавания географии во вспомогательной школе", Москва "Просвещение" 1970г.
3.Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина учебник "География 6 класс", Москва "Просвещение" 2008г.
4.Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина приложение к учебнику "География", Москва "Просвещение"2008г.
5.Т.М.Лифанова "рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии" ,Москва "Просвещение" 2002г.
20