Дефектология (УО, в том числе надомное обучение), 5-9 (2025-2026)

Приложение 1 к АООП
Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционного курса «Дефектология»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
(ФАООП, 5-9 классы)

п. Азанка

Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
2. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026;
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598);
5. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
6. Распоряжение
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 10.08.2021 № Р-183 «Об утверждении методических рекомендаций по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и
консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
7. Распоряжение
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в
общеобразовательных организациях».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
9. Распоряжение
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
10. Постановление
Правительства
Свердловской
области
от
22.01.2014
№ 23-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Доступная среда».
11. Распоряжение
Правительства
Свердловской
области
04.07.2019
№
319-РП
«О
реализации
мероприятий
по
поддержке
образования
детей
с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области в рамках федерального проекта «Современная школа» национального
проекта «Образование».

12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 13.08.2021 № 805-Д «Об утверждении Порядка
получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18
лет,
в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области».
13. . Нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области
образования;
14. Устава МАОУ СОШ п.Азанка;
15. Учебного плана МАОУ СОШ п.Азанка.
16. Адаптированная образовательная программа МАОУ СОШ п.Азанка
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и
реабилитацию ребенка с особыми образовательными потребностями.
Важнейшим условием реализации данной программы является взаимодействие учителей начальных классов, специалистов в области
коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области
семьи и других институтов общества.
Основная цель курса – формирование у школьников знаний об окружающем мире, развитие математических представлений и
всестороннее развитие психических процессов
Задачи курса:

1.

Осуществление

ранней

диагностики,

определение

путей

профилактики и координации психических

нарушений.

2.

Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным
содержанием.
3.
Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов школьников.
Принципы:

1.
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе,
структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в
учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает
поступательное психическое развитие.
2.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне
ближайшего развития ребенка.
3.
Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-

педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов школы. Программа предусматривает полное взаимодействие и
преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и педагогов является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход
обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения,
создает условия для активизации познавательных навыков.
4.
Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных
возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно- развивающих пособий в соответствии с санитарногигиеническими и возрастными нормами.

5.
Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между
составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного
содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством
установления более тесных связей между специалистами. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, логопеда,
музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна
строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
2.

Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционный курс «Дефектология» является обязательным и относится к коррекционно-развивающей области.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) играет уровень
развития познавательных и эмоционально-волевых процессов. Развитие и совершенствование уровня развития ребенка с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой
и расширение познавательных возможностей обучающихся. А так же будет способствовать формированию универсальных учебных
действий (УУД) в условиях работы по ФГОС ОВЗ, что обеспечит общающимся с ограниченными возможностями здоровья обрести
уверенности в себе и своих силах.
Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования. Весь материал, представленный в программе, рассчитан на 1
год обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями
(умственной отсталостью) вариант 1).
Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для
детей с ОВЗ (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) вариант 1).
Темы даны в соответствии с программным требованием по коррекционно-развивающему образованию в условиях введения ФГОС
НОО ОВЗ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) (вариант 1).
Занятия по коррекционному курсу «Дефектология» отличаются тем, что обучающимся предлагаются задания неучебного характера.
Так, серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Таким
образом, принципиальный акцент делается именно на развитие познавательных
способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Коррекционный курс является

интегрированным. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач, объединенных в систему
интеллектуально- развивающих занятий. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по
сложности задач (от простого к сложному). Содержание материала переплетается с предметами, изучаемыми на данной ступени обучения.

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане МАОУ СОШ
В
учебный
план
МАОУ
СОШ
п.Азанка коррекционный
«Дефектология» включен в 5-9 (коррекционном) классе в объёме
2 часа в неделю, форма проведения – фронтальная.
Продолжительность реализации программы – 1 год с 5 по 9 класс.

курс

4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Дефектология»
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной программы общего образования обеспечивает
достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых
результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной
отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Требования к результатам освоения программы
Планируемые результаты
Личностные
Предметные
Осознание
себя как гражданина
Дать
учащимся
доступные
России;
формирование
чувства количественные,
временные,
гордости за свою Родину
пространственные,
геометрические
представления, которые помогут в
освоении
школьной
программы
и
устранении пробелов в обучении
Формирование
адекватных
Использовать
процесс
представлений
о
собственных
коррекционно-развивающей работы
возможностях,
о
насущно
для
повышения
уровня
необходимом жизнеобеспечении
интеллектуального
развития
учащихся и коррекции недостатков

их познавательной деятельности и
личностных качеств

Накопление
доступных
навыков
коммуникации,
самообслуживания,
бытовой и доступной трудовой
деятельности

Умение
самостоятельно
использовать
усвоенный
лексикограмматический материал в учебных
и коммуникативных целях

Привитие навыков, способствующих
сохранению и укреплению здоровья

Научить наблюдать, видеть, слышать,
сравнивать и обобщать, устанавливать
причинноследственные связи и взаимосвязи.

Перенос сформированных навыков и
умений в собственную деятельность
(компонент
«жизненной
компетенции»)

Формировать,
расширять
систематизировать
знания
представления об окружающем мире

Развитие
этических
доброжелательности
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
сопереживания
чувствам
людей

Повышение
продуктивности
свойств внимания

Развитие
мотивации
деятельности и труду;
результат
Формирование
здоровый образ

к

чувств,
и

и
и

показателей
основных
всех

и
других

учебной
работе на

установки

Осмысленность
произвольность
запоминания (овладение приемами и
способами запоминания)

Развитие
любознательности,
наблюдательности,
способности
замечать новое, задавать вопросы
Развитие навыков сотрудничества со Формирование
разнообразных
типов
взрослыми и сверстниками в разных мышления,
которые
способствуют
социальных ситуациях
успешности в овладении учебного
материала
Овладение
социально-бытовыми
навыками
используемыми
повседневной жизни

на

Формирование осознанного чтения
в

Овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и развивающемся
мире
Формирование
навыков
сотрудничества
со взрослыми
и
сверстниками в разных социальных
ситуациях

5.

Содержание коррекционного курса

Перечисленные ниже направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются задания и
упражнения разных направлений (от 4 до 6 направлений), однако упор

делается

на

то

направление,

которое

представлено

в

тематическом планировании.

1. Сенсомоторное
развитие развитие
зрительного
анализа
и пространственного восприятия элементов букв;
- Развитие тонкости и дифференцированности
анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие слухового восприятия и слухового внимания;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- формирование способности выделять признаки предметов.
2. Формирование пространственных представлений
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование
умения ориентировки
в ближайшем
окружении (класса);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие
навыка
дифференциации
пространственно
схоже расположенных объектов.
3. Развитие мнестических процессов
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
4. Развитие основных свойств внимания на материале учебных тем
- развитие зрительного внимания;
-развитие произвольного внимания;
- развитие
устойчивости,
концентрации,
повышение
- развитие самоконтроля;
- развитие слухового внимания.
5. Развитие памяти на материале учебных тем

объема, переключение внимания,

-расширение объема, устойчивости,
-формирование приемов запоминания,
-развитие смысловой памяти
- развитие слуховой памяти;

- развитие кратковременной памяти;
- развитие зрительной памяти;
- развитие точности зрительной памяти;
- развитие непроизвольной (образной) памяти;
- развитие ассоциативной памяти;
- развитие наблюдательности;
- развитие кратковременной и долговременной памяти;
- развитие двигательной памяти;
- развитие моторно-слуховой памяти;
- развитие тактильной памяти.
6. Развитие и коррекция мыслительных процессов
-развитие
мыслительных
процессов:
обобщения,
выделения существенных признаков;
- развитие скорости мышления;
- развитие образно-логического мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие образного мышления,
геометрических
представлений, конструктивных пространственных способностей
практического плана;
- развитие понятийного мышления;
- развитие наглядно-действенного мышления;
- коррекция мыслительных операций;
- развитие способности классифицировать явления по их признакам.
7. Развитие речи
- формирование умения обобщения;
- работа с деформированным текстом;
- устное составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений;
- продолжение рассказа по данному началу;
- составление устного рассказа по опорным словам.

8. Окружающий мир
9. Письмо, чтение
10. Математические представления на материале учебных тем

- выполнять прямой и обратный порядок отсчета чисел;
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
- знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь использовать их на практике;
- считать, присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями;
- сравнивать числа в пределах АООП;

-

решать

задачи

в

несколько

действий

согласно

АООП

по математике/алгебре.

11. Развитие межанализаторныхсистем, их взаимодействия
- развитие слухо-моторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
Календарно – тематическое планирование
5 класс (68ч)
Раздел
Входная диагностика
познавательных
процессов (4 ч)

№ п\п
1.

2.

3.

Темы занятий
Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание
реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых
изображений », «Узнавание
наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства,
уровня сформированности
восприятия: объем, наблюдательность
(методика «Понимание предлогов и
слов, обозначающих
пространственное взаимоположение
объектов»).
Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы
Шульте, методика «исправь ошибки»)
Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой и зрительной
памяти (Методика «10 слов» по А.Р.
Лурия; методика «Запоминание двух

Колво
часов
1

1

1

4.

Коррекция и развитие
восприятия (5 ч)

5.
6.

групп слов», «Запомни двузначные
числа», «Запомни трехзначные
числа»).
 Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пары слов», уровень).
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени
сформированности мыслительных
процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Упражнения для тренировки развития
восприятия: «Таблица цифр»
Упражнения для тренировки развития
восприятия: «Таблица букв»

7.

Коррекция, развитие и
диагностика внимания
(5 ч)

1

1
1

Упражнения для тренировки развития
восприятия: «Рисунок из геометрических
фигур»
8. Упражнения для тренировки развития
восприятия: «Учимся видеть»
9. Упражнения для тренировки развития
восприятия. Диагностика развития
восприятия.
10. Игровой тренинг для развития внимания:
«Пропусти число»

1

11.

1

12.
13.

Игровой тренинг для развития внимания:
«Исправляем ошибки»
Игровой тренинг для развития внимания:
«Сравниваем картинки»
Коррекция и развитие переключаемости
внимания: «Методика «Красно – черная

1
1
1

1
1

14.
Коррекция, развитие и
диагностика памяти (5
ч)

15.
16.
17.

18.
19.
Коррекция, развитие и
диагностика
мышления (7 ч)

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Коррекция, развитие и
диагностика моторной
деятельности (6 ч)

27.

таблица»
Упражнения для тренировки развития
внимания. Диагностика развития внимания
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Логически не
связанный текст»
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Лица с именами и
фамилиями»
Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала: «Перегруппируй
слова»
Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала: «Ассоциации»
Игровые тренинги для развития памяти.
Диагностика развития памяти.
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Пройди лабиринт»
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Составь фигуру»
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Дорисуй рисунок»
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: Игра «Муха»
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: Игра «Лишнее слово»
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: Игра «Поиск общего»
Упражнения для развития мышления.
Диагностика развития мышления
Исследование пластичности и
выразительности движений пальцев рук
(упр. «Изображение пальцами букв»)

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28.
29.
30.
31.

32.

33.
Промежуточная
диагностика (2ч)

34.
35.

Коррекция, развитие и
диагностика
восприятия (6 ч)

36.
37.
38.
39.
40.
41.

Пальчиковая гимнастика.
Коррекция, развитие мелкой моторики:
«Пальчиковая гимнастика»
Коррекция, развитие мелкой моторики:
«Массаж пальцев и ладоней»
Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов. Гимнастика для глаз
Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов: упр. «Радость. Печаль».
Занятие 1
Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов: упр. «Радость. Печаль».
Занятие 2.
Тренинг на расслабление: «Дыхательная
гимнастика», «Звуки моря»
Промежуточная диагностика развития
восприятия, внимания.
Промежуточная диагностика развития
памяти, мышления.
Игровые тренинги для развития
наблюдательности: «Измеряем на глазок»
Игровые тренинги для развития
наблюдательности: «Делим на части»
Игровые тренинги для развития
наблюдательности: «Что за картина»
Игровые тренинги для развития
наблюдательности: «Угадай голоса»
Упражнения для развития
наблюдательности.
Упражнения для развития
наблюдательности. Диагностика развития
восприятия

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Коррекция, развитие и
диагностика внимания
(4ч)

42.

Коррекция и развитие переключаемости
внимания: «Методика «Счет»

1

43.

Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания: Методика
«Корректурная проба – буквенный вариант»
Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания: Методика
«Таблицы Шульте»
Игровые упражнения на развитие внимания.
Диагностика развития внимания
Игровые тренинги для развития памяти:
«Пословицы»

1

Игровые тренинги для развития памяти:
«Предметы»
Игровые тренинги для развития памяти:
«Города»
Игровые тренинги для развития памяти: «Я
положил в мешок»
Игровые тренинги для развития памяти:
«Песни»
Игровые тренинги для развития памяти.
Диагностика развития памяти.
Коррекция, развитие вербально –
логического мышления: «Ребусы»

1

Коррекция, развитие вербально –
логического мышления: «Кроссворды»
Коррекция, развитие вербально –
логического мышления: «Найди спрятанное
слово»
Коррекция, развитие вербально –
логического мышления: «Какое число»
Развитие мышления. Сравнение предметов.
Развитие мышления. Упр. «Назови слова»

1

44.
45.
Коррекция, развитие и
диагностика памяти (6
ч)

46.
47.
48.
49.
50.
51.

Коррекция, развитие и
диагностика
мышления (9 ч)

52.
53.
54.
55.
56.
57.

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

58.
59.

1
1

64.
65.

Развитие мышления. Упр. «Назови соседа»
Развитие мышления. Упр. «Четвертый
лишний»
Упражнения для развития мышления.
Диагностика развития мышления
Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов: упр. «Преображение»
Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов. Закрепление
Тренинг на расслабление: «Дыхательная
гимнастика»
Тренинг на расслабление: «Звуки моря»
Диагностика восприятия

66.
67.
68.

Диагностика внимания
Диагностика памяти
Диагностика мышления

1
1
1

60.
Коррекция, развитие и
диагностика моторной
деятельности (4 ч)

61.
62.
63.

Заключительная
диагностика (4 ч)

1
1
1
1
1
1

Календарно – тематическое планирование
6 класс (68 ч)
Раздел
Входная диагностика
познавательных
процессов (4 ч)

№
п\п

Темы занятий
1.

Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание
реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых
изображений », «Узнавание
наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).

Колво
часов
1



2.

3.

4.

Коррекция, развитие и
диагностика
восприятия (9 ч)

5.

6.
7.

Оценка восприятия пространства,
уровня сформированности
восприятия: объем, наблюдательность
(методика «Понимание предлогов и
слов, обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы
Шульте, методика «исправь ошибки»,
уровень сложности 6.)
Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой и зрительной
памяти (Методика «10 слов» по А.Р.
Лурия; методика «Запоминание двух
групп слов», «Запомни двузначные
числа», «Запомни трехзначные числа»,
уровень сложности 6).
 Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пары слов», уровень
сложности 6).
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени
сформированности мыслительных
процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
 Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Коррекция и развитие способности к
целостному восприятию формы предметов:
«Методика «Дорисуй предмет»; «Учимся
видеть»
Упражнения для тренировки развития
восприятия: «Таблица цифр и букв»;
«Рисунок из геометрических фигур»
Игровые тренинги для развития

1

1

1

1

1
1

8.
9.

10.
11.
12.
Коррекция, развитие и
диагностика внимания
(8 ч)

13.
14.
15.
16.
17.

18.

19.

наблюдательности: Игра «Самые
наблюдательные»; Игра «Взвесь в руках»
Игровые тренинги для развития
наблюдательности: Игра «Учись слушать
звуки»; Игра «Развиваем чувство времени»
Игровые тренинги для развития
наблюдательности: «Измеряем на глазок»;
«Делим на части»; «Что за картина»; «Угадай
голоса»
Упражнения для развития воображения:
«Найди выпавший осколок»
Упражнения для развития воображения:
«Какой вид сверху соответствует предмету»
Упражнения для развития воображения: «Что
перепутал художник»
Диагностика развития восприятия
Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания: Игра «Корректурная
проба»; «Счет по 1, 3, 10, 20»
Игровой тренинг для развития внимания:
«Пропусти число»; «Исправляем ошибки»;
«Сравниваем картинки»
Коррекция и развитие переключаемости
внимания: Методика «Красно – черная
таблица»; Методика «Счет»
Коррекция и развитие переключения
внимания: Игра «Хлопни - встань»; Игра «Не
пропусти профессию»; Игра «Два дела
одновременно»
Коррекция и развитие произвольного
внимания: Игра «Слушаем тишину»; Игра
«Нарисуй и закрась треугольники»; Игра
«Считаем вместе»; Игра «Поем вместе»
Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания: Методика
«Корректурная проба – буквенный вариант»;

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

Коррекция, развитие и
диагностика памяти
(12 ч)

Коррекция, развитие и

Методика «Таблицы Шульте»
20. Коррекция и развитие наблюдательности:
Упражнение «Найди ошибки»; Методика
«Сравниваем картинки»
21. Диагностика развития внимания
22. Упражнения для тренировки памяти:
«Логически не связанный текст»
23. Упражнения для тренировки памяти:
«Логически связанный текст»
24. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с
именами и фамилиями»
25. Упражнения для тренировки памяти:
«Пересказ текстов»
26. Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала: «Перегруппируй
слова»
27. Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала: «Ассоциативное
мышление»
28. Игровые тренинги для развития памяти:
«Пословицы»; «Предметы»; «Города»
29. Игровые тренинги для развития памяти: «Я
положил в мешок»; «Песни»
30. Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.
31. Коррекция и развитие механической памяти:
«Нелогические пары»
32. Упражнения направленные на развитие
зрительной памяти: «Чей предмет?»;
«Угадай, как меня зовут?»; «Запомни
порядок»
33. Диагностика развития памяти
34. Коррекция, развитие наглядно – образного

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1

диагностика
мышления (23 ч)

мышления: «Пройди лабиринт»
35. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Дорисуй рисунок»
36. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Составь фигуру»
37. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Дорисуй»
38. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: Игра «Муха»
39. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: Игра «Круглые очки»; Анализ
зрительного образа
40. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: Игра «Лишнее слово»
41. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: Игра «Поиск общего»
42. Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: Составление предложений
43. Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Совместная история»; «Сколько
в слове слогов»
44. Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Ребусы»
45. Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Кроссворды»
46. Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Найди спрятанное слово»;
«Какое число»
47. Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию: «Четвертый
лишний»
48. Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию: «Назови
одним словом»
49. Коррекция и развитие способности к

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

50.
51.
52.
53.
54.
55.
Диагностика моторной
деятельности (2 ч)

56.
57.
58.

Коррекция, развитие и
диагностика мелкой и
сенсорной моторики (6
ч)

59.

обобщению и абстрагированию:
«Исключение лишнего»
Коррекция и развитие причинного
мышления: «Преобразование предметов и
слов»
Коррекция и развитие причинного
мышления: «Установление ситуативных
связей между предметами»
Коррекция и развитие причинного
мышления: «Установление причинных связей
между событиями»
Коррекция и развитие причинного
мышления: «Угадывание последствий
событий»
Игры на развитие мышления: «Сравнение
предметов»; «Назови слова»
Игры на развитие мышления: «Назови
соседа»; «Четвертый лишний»
Диагностика развития мышления
Исследование пластичности и
выразительности движений пальцев рук (упр.
«Изображение пальцами букв»)
Оценка способности отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики и жестов (Упражнения «Радость»,
«Печаль»)
Коррекция, развитие мелкой моторики:
пальчиковая гимнастика

60. Коррекция, развитие мелкой моторики:
массаж пальцев и ладоней
61. Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов: «Гимнастика для глаз»;
«Радость»

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

Заключительная
диагностика (4 ч)

62. Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов: «Печаль»
63. Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов: «Преображение»
64. Тренинг на расслабление: Дыхательная
гимнастика; «Звуки моря»
65. Диагностика восприятия

1

66. Диагностика внимания
67. Диагностика памяти
68. Диагностика мышления

1
1
1

1
1
1

Календарно – тематическое планирование
7 класс (68 ч)
Раздел
Входная
диагностика
познавательных
процессов (4 ч)

№ п\п

Темы занятий

1.

Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание
перечеркнутых изображений»,
«Узнавание наложенных изображений»:
фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства,
уровня сформированности восприятия:
объем, наблюдательность (методика
«Понимание предлогов и слов,
обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и

2.

Колво
часов
1

1

3.

4.

Коррекция, развитие
восприятия (4 ч)

5.
6.
7.

произвольности внимания (таблицы
Шульте, методика «Исправь ошибки»)
 Исследование переключения и
концентрации внимания (методика
«Красно – черная таблица»)
 Исследование избирательности,
продуктивности и устойчивости
внимания (методика Мюнстерберга,
методика «Корректурная проба по Е.И.
Рогову»).
Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой памяти
(Методика «10 слов» по А.Р. Лурия;
методика «Запоминание двух групп
слов»).
 Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пиктограмма»).
 Диагностика зрительной памяти
(методика «Исследование зрительной
памяти»)
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени
сформированности мыслительных
процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
 Диагностика наглядно – образного
мышления (Методика «Лабиринт»)
Коррекция и развитие восприятия цвета:
Методика М.Монтессори «Назови цвет». Игра
«Цветные картинки»
Коррекция и развитие восприятия цвета: Игра
«Цветные картинки».Таблица геометрических
фигур
Коррекция и развитие способности к
целостному восприятию формы предметов:
Методика «Дорисуй предмет»

1

1

1
1
1

8.
Коррекция, развитие
внимания (7ч)

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Коррекция, развитие
памяти (12ч)

16.
17.
18.
19.
20.

Коррекция и развитие способности к
целостному восприятию формы предметов:
Учимся видеть.
Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания: «Игра «Корректурная
проба»; Игра «Синтез слов и звуков»
Коррекция и развитие переключения
внимания: Игра «Хлопни - встань»
Коррекция и развитие произвольного
внимания: Игра «Слушаем тишину». Игра
«Нарисуй и закрась треугольники».
Коррекция и развитие произвольного
внимания: Игра «На одну букву». Игра
«Правая, левая». Игра «Повтори за мной»
Коррекция и развитие наблюдательности:
Упражнение «Найди ошибки». Игра «Чей это
дом?»
Коррекция и развитие распределения
внимания: Игра «Считай и двигайся»
Развитие объема внимания: Игра «Что
изменилось»
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Логически не связанный
текст».
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Логически связанный
текст»
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Лица с именами и
фамилиями».
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Пересказ текстов».
Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала: «Перегруппируй
слова»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Коррекция, развитие
мышления (5 ч)

28.
29.
30.
31.

32.
Промежуточная
диагностика (2ч)

33.
34.

Коррекция, развитие
восприятия (5 ч)

35.

36.

Упражнения, направленные на развитие
слуховой памяти: «Слова – имена»
Упражнения, направленные на развитие
слуховой памяти: «Кто больше запомнит»
Коррекция и развитие механической памяти:
«Нелогические пары»
Упражнения, направленные на развитие
зрительной памяти: «Чей предмет?»
Упражнения, направленные на развитие
зрительной памяти: «Угадай, как меня зовут?»
Упражнения для развития вербальной памяти.
Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Пройди лабиринт»
Коррекция, развитие наглядно – действенного
мышления: Игра «Муха»
Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Составление предложений»
Коррекция и развитие причинного мышления:
преобразование предметов и слов.
Установление ситуативных связей между
предметами.
Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию: «Четвертый
лишний»
Промежуточная диагностика развития
восприятия, внимания.
Промежуточная диагностика развития памяти,
мышления.
Игровые тренинги для развития
наблюдательности: Игра «Развиваем
наблюдательность»; Игра «Самые
наблюдательные»
Игровые тренинги для развития
наблюдательности: Игра «Самые

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

37.
38.
39.
Коррекция, развитие
внимания (8 ч)

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

Коррекция, развитие
памяти (7 ч)

48.
49.
50.

наблюдательные»; Игра «Взвесь в руках»
Игровые тренинги для развития
наблюдательности: Игра «Учись слушать
звуки»; Игра «Развиваем чувство времени»
Упражнения для развития воображения:
«Найди выпавший осколок»; «Какой вид
сверху соответствует предмету»
Упражнения для развития воображения:«Что
перепутал художник»
Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания: «Таблицы Шульте»;
«Перепутанные линии»
Коррекция и развитие переключения
внимания: Игра «Не пропусти растение»
Коррекция и развитие переключения
внимания: Методика «Красно – черная
таблица»
Коррекция и развитие произвольного
внимания: Игра «Запретное движение»
Коррекция и развитие наблюдательности:
Упражнение «Найди ошибки». Методика
«Сравниваем картинки».
Коррекция и развитие распределения
внимания: Игра «Нос, пол, потолок»;
Коррекция и развитие распределения
внимания: Методика «Поставь значки»
Развитие объема внимания: Игра «Знаем ли мы
пословицы»
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Логически не связанный
текст»; «Логически связанный текст»
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Лица с именами и
фамилиями»; «Пересказ текстов».
Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

51.
52.
53.
54.
Коррекция, развитие
мышления (9 ч)

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

62.

63.

элементами материала: «Ассоциативное
мышление»
Упражнения, направленные на развитие
слуховой памяти: «Форма предметов»,
«Опиши по памяти»
Коррекция и развитие механической памяти:
нелогические пары.
Упражнения, направленные на развитие
зрительной памяти: «Запомни порядок»
Игровые упражнения для развития вербальной
памяти.
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Дорисуй рисунок»
Коррекция, развитие наглядно – действенного
мышления: Игра «Круглые очки»
Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Совместная история» «Сколько в
слове слогов»
Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Кто кем будет», «Установление
отношений»
Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию: «Четвертый
лишний», «Назови одним словом»
Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию: «Исключение
лишнего»
Коррекция и развитие причинного мышления:
преобразование предметов и слов.
Установление причинных связей между
событиями.
Коррекция и развитие причинного мышления:
преобразование предметов и слов. Нахождение
причины событий. Угадывание последствий
событий.
Развитие логического мышления: Игра

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

65.

«Вывод».
Развитие логического мышления: Тест
«Аналогия»
Диагностика восприятия

66.
67.
68.

Диагностика внимания
Диагностика памяти
Диагностика мышления

64.
Заключительная
диагностика (4 ч)

Раздел
Входная
диагностика
познавательных
процессов (4 ч)

№
п\п
1.

2.

1
1
1
1
1

Календарно – тематическое планирование
8 класс (68 ч)
Темы занятий
Колво
часов
Диагностика развития восприятия:
1
 Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых
изображений», «Узнавание наложенных
изображений»: фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание
предлогов и слов, обозначающих
пространственное взаимоположение
объектов»).
Диагностика развития внимания:
1
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы Шульте,
методика «Исправь ошибки»)
 Исследование переключения и
концентрации внимания (методика «Красно
– черная таблица»)
 Исследование избирательности,
продуктивности и устойчивости внимания

Коррекция, развитие
восприятия (4 ч)

Коррекция, развитие
внимания (7ч)

(методика Мюнстерберга, методика
«Корректурная проба по Е.И. Рогову»).
3. Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой памяти (Методика
«10 слов» по А.Р. Лурия; методика
«Запоминание двух групп слов»).
 Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пиктограмма»).
 Диагностика зрительной памяти (методика
«Исследование зрительной памяти»)
4. Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение,
обобщение, классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
 Диагностика наглядно – образного
мышления (Методика «Лабиринт»)
5. Коррекция и развитие восприятия цвета: Методика
М.Монтессори «Назови цвет». Игра «Цветные
картинки»
6. Коррекция и развитие восприятия цвета: Игра
«Цветные картинки».Таблица геометрических
фигур
7.
Коррекция и развитие способности к целостному
восприятию формы предметов: Методика «Дорисуй
предмет»
8. Коррекция и развитие способности к целостному
восприятию формы предметов: Учимся видеть.
9. Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания: «Игра «Корректурная
проба»; Игра ««Слова - невидимки»
10. Коррекция и развитие переключения внимания:
Игра «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию»
11. Коррекция и развитие произвольного внимания:
Игра «Слушаем тишину». Игра «Нарисуй и закрась
треугольники».

1

1

1
1
1
1
1
1
1

Коррекция, развитие
памяти (12ч)

12. Коррекция и развитие произвольного внимания:
Игра «Запретное движение»; Игра «Поиск
предмета»; Игра «Повтори за мной»
13. Коррекция и развитие наблюдательности:
Упражнение «Найди ошибки». Упражнение «Знаем
ли мы пословицы»
14. Коррекция и развитие распределения внимания:
Игра «Скажи наоборот» (модификация методики
В.М. Когана, Э.А. Коробковой)
15. Развитие объема внимания: Игра «Кто
внимательнее»
16. Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Логически не связанный
текст».
17. Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Логически связанный текст»
18. Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Лица с именами и
фамилиями».
19. Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Пересказ текстов».
20. Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала: «Перегруппируй слова»;
Двойная стимуляция памяти
21. Упражнения, направленные на развитие слуховой
памяти: «Слова – имена»
22. Упражнения, направленные на развитие слуховой
памяти: «Кто больше запомнит»
23. Коррекция и развитие механической памяти:
«Нелогические пары»
24. Упражнения, направленные на развитие зрительной
памяти: «Чей предмет?»
25. Упражнения, направленные на развитие зрительной
памяти: «Угадай, как меня зовут?»
26. Упражнения для развития вербальной памяти.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Коррекция, развитие
мышления (5 ч)

Промежуточная
диагностика (2ч)
Коррекция, развитие
восприятия (5 ч)

Коррекция, развитие
внимания (8 ч)

27. Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.
28. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Пройди лабиринт»
29. Коррекция, развитие наглядно – действенного
мышления: Игра «Муха»; Анализ зрительного
образа
30. Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Составление предложений»
31. Коррекция и развитие причинного мышления:
преобразование предметов и слов.
Установление ситуативных связей между
предметами.
32. Коррекция и развитие способности к обобщению и
абстрагированию: «Четвертый лишний»
33. Промежуточная диагностика развития восприятия,
внимания.
34. Промежуточная диагностика развития памяти,
мышления.
35. Игровые тренинги для развития наблюдательности:
Игра «Развиваем наблюдательность»; Игра «Самые
наблюдательные»
36. Игровые тренинги для развития наблюдательности:
Игра «Самые наблюдательные»; Игра «Взвесь в
руках»
37. Игровые тренинги для развития наблюдательности:
Игра «Учись слушать звуки»; Игра «Развиваем
чувство времени»
38. Упражнения для развития воображения: «Найди
выпавший осколок»; «Какой вид сверху
соответствует предмету»
39. Упражнения для развития воображения:«Что
перепутал художник»
40. Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания: «Счет по 25, 30, 50»;
«Перепутанные линии»; Упражнение «Раскрась,

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Коррекция, развитие
памяти (7 ч)

48.
49.
50.

51.
52.
53.
54.

что получилось»
Коррекция и развитие переключения внимания:
Игра «Не пропусти растение»; Методика «Красно –
черная таблица»
Коррекция и развитие переключения внимания:;
Игра «Два дела одновременно»; Методика
Мюнстерберга
Коррекция и развитие произвольного внимания:
Игра «Запретное движение»; Игра «Поем вместе»
Коррекция и развитие наблюдательности:
Упражнение «Найди ошибки». Методика
«Сравниваем картинки».
Коррекция и развитие распределения внимания:
Игра «Нос, пол, потолок»;
Коррекция и развитие распределения внимания:
Методика «Два дела одновременно»
Развитие объема внимания: Упражнение «Колесо
обозрения»
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Логически не связанный
текст»; «Логически связанный текст»
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Лица с именами и
фамилиями»; «Пересказ текстов».
Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала: «Ассоциативное
мышление»
Упражнения, направленные на развитие слуховой
памяти: «Форма предметов», «Опиши по памяти»
Коррекция и развитие механической памяти:
нелогические пары.
Упражнения, направленные на развитие зрительной
памяти: «Запомни порядок»
Игровые упражнения для развития вербальной
памяти.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Коррекция, развитие
мышления (9 ч)

Заключительная
диагностика (4 ч)

55. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Дорисуй рисунок»
56. Коррекция, развитие наглядно – действенного
мышления: Игра «Круглые очки»
57. Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Совместная история» «Сколько в
слове слогов»
58. Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Кто кем будет», «Установление
отношений»
59. Коррекция и развитие способности к обобщению и
абстрагированию: «Четвертый лишний», «Назови
одним словом»
60. Коррекция и развитие способности к обобщению и
абстрагированию: «Исключение лишнего»
61. Коррекция и развитие причинного мышления:
преобразование предметов и слов.
Установление причинных связей между
событиями.
62. Коррекция и развитие причинного мышления:
преобразование предметов и слов. Нахождение
причины событий. Угадывание последствий
событий.
63. Развитие логического мышления: Игра «Вывод».
64. Развитие логического мышления: Тест «Аналогия»
65. Диагностика восприятия

1

66. Диагностика внимания
67. Диагностика памяти
68. Диагностика мышления

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

Календарно – тематическое планирование
9 класс (68 ч)

Раздел

№ Темы занятий
п\п

Входная диагностика
познавательных
процессов (4 ч)

1.

2.

3.

4.

Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых
изображений», «Узнавание наложенных
изображений»: фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание
предлогов и слов, обозначающих
пространственное взаимоположение
объектов»).
Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы
Шульте, методика «Исправь ошибки»)
 Исследование переключения и
концентрации внимания (методика «Красно
– черная таблица»)
 Исследование избирательности,
продуктивности и устойчивости внимания
(методика Мюнстерберга, методика
«Корректурная проба по Е.И. Рогову»).
Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой памяти (Методика
«10 слов» по А.Р. Лурия; методика
«Запоминание двух групп слов»).
 Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пиктограмма»).
 Диагностика зрительной памяти (методика
«Исследование зрительной памяти»)
Диагностика развития мышления:

Кол-во
часов

1

1

1

1



Коррекция, развитие
восприятия (4 ч)

Коррекция, развитие
внимания (7ч)

5.

Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение,
обобщение, классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
 Диагностика наглядно – образного
мышления (Методика «Лабиринт»)
Коррекция и развитие восприятия цвета: Методика
М.Монтессори «Назови цвет». Игра «Цветные
картинки»

1

6.

Упражнения для развития восприятия: Упражнение
«Таблица графических изображений»; Упражнение
«Таблица цифр»; Упражнение «Таблица
геометрических фигур»;

1

7.

Упражнения для развития восприятия: Упражнение
«Таблица букв»; Упражнение «Нарисовать объект,
пользуясь набором фигур»

1

8.

Коррекция и развитие способности к восприятию
целого по частям: Упражнение «Составь целое из
частей»; Упражнение «Составь фигуры»

1

9.

Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания: «Игра «Корректурная
проба»; Игра ««Слова - невидимки»

1

10.

Коррекция и развитие переключения внимания:
Игра «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию»

1

11.

Коррекция и развитие произвольного внимания:
Игра «Минутка»; Игра «Правая, левая»; Игра
«Нарисуй и закрась треугольники».

1

12.

Коррекция и развитие произвольного внимания:
Игра «Запретное движение»; Игра «Поиск
предмета»; Игра «Повтори за мной»

1

Коррекция, развитие
памяти (12ч)

13.

Коррекция и развитие наблюдательности:
Упражнение «Найди ошибки». Упражнение «Знаем
ли мы пословицы»; Упражнение «Чей это дом?»

1

14.

Коррекция и развитие распределения внимания:
Игра «Скажи наоборот» (модификация методики
В.М. Когана, Э.А. Коробковой); Игра «Повторяем
движения»
Игра «Считай и двигайся»

1

15.

Развитие объема внимания: Игра «Кто
внимательнее»
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Логически не связанный
текст».
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Логически связанный текст»

1

Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Лица с именами и
фамилиями».
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Пересказ текстов».

1

Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала: «Перегруппируй слова»;
Двойная стимуляция памяти
Упражнения, направленные на развитие слуховой
памяти: Игра «Восстанови пропущенное слово»;
Упражнение «Скороговорки и считалки»

1

22.

Развитие тактильной памяти: «Игра «передача
воображаемого предмета»; Игра «Конспиратор»

1

23.

Коррекция и развитие механической памяти:
«Нелогические пары»

1

16.
17.
18.
19.
20.

21.

1
1

1

1

24.

Упражнения, направленные на развитие
зрительной памяти: «Запомни порядок»; Игра «Кто
больше увидит и запомнит»; Игра «Штирлиц»

1

25.

Упражнения, направленные на развитие
зрительной памяти: Упражнение «Портрет»;
Упражнение «Фигуры»
Упражнения для развития вербальной памяти.

1

27.

Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.

1

28.

Тренинг мышления. Интеллектуальные игры:
«Поиск общего» ; «Что лишнее?»

1

29.

Тренинг мышления. Интеллектуальные игры:
«Поиск предметов, обладающих общими
свойствами»; «Поиск предметов с
противоположными свойствами»; «Узнаем
зашифрованные предложения»
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: Задачи на составление заданной
фигуры из определенного количества палочек;
Упражнение «Платочек»

1

31.

Коррекция и развитие словесно – логического
мышления: Упражнение «Раздели на группы»

1

32.

Коррекция и развитие способности к обобщению и
абстрагированию: Упражнение «Отделение формы
понятия от его содержания»; Упражнение
«Установление связи между понятиями»
Промежуточная диагностика развития восприятия,
внимания.
Промежуточная диагностика развития памяти,
мышления.
Игровые тренинги для развития наблюдательности:
Игра «Развиваем наблюдательность»; Игра «Самые

1

26.

Коррекция, развитие
мышления (5 ч)

30.

Промежуточная
диагностика (2ч)

33.
34.

Коррекция, развитие
восприятия (5 ч)

35.

1

1

1
1
1

36.
37.

38.

39.
Коррекция, развитие
внимания (8 ч)

40.

41.
42.
43.

44.
45.
46.

наблюдательные»
Игровые тренинги для развития наблюдательности:
Игра «Определи длину отрезка»; Игра «Определи
размер на ощупь»
Игровые тренинги для развития наблюдательности:
Игра «Делим на части»; Игра «Угадай голоса»
Игра «Развиваем чувство времени»; Игра «На
какой странице закладка»
Коррекция и развитие пространственного
восприятия: «Упражнение «Определи положение
предметов»; Упражнение «Найди место»;
Упражнение «Определи правую и левую сторону»
Упражнения для развития воображения:«Что
перепутал художник»
Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания: «Счет по командам»; Игра
«Синтез слов и звуков»; Методика «Таблицы
Шульте»
Коррекция и развитие переключения внимания:
Игра «Не пропусти растение»; Методика «Красно –
черная таблица»
Коррекция и развитие переключения внимания:;
Игра «Два дела одновременно»; Методика
Мюнстерберга
Коррекция и развитие произвольного внимания:
Игра «Что изменилось?»; Игра - разминка
«Исходное положение»
Упражнение «Точки»
Коррекция и развитие наблюдательности:
Упражнение «Найди ошибки». Методика
«Сравниваем картинки».
Коррекция и развитие распределения внимания:
Игра «Нос, пол, потолок»;
Коррекция и развитие распределения внимания:
Методика «Два дела одновременно»

1
1

1

1
1

1
1
1

1
1
1

Коррекция, развитие
памяти (7 ч)

47.

Развитие объема внимания: Упражнение «Колесо
обозрения»

1

48.

Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Логически не связанный
текст»; «Логически связанный текст»

1

49.

Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти: «Лица с именами и
фамилиями»; «Пересказ текстов».

1

50.

Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала: «Ассоциативное
мышление»
Упражнения, направленные на развитие слуховой
памяти: Игра «Снежный ком»; Игра «Я положил в
мешок»

1

Развитие тактильной памяти: Игра «Тактильный
образ»
Развитие произвольной памяти: Упражнение «Я
фотоаппарат»; Упражнение «Запомни порядок»

1

Игровые упражнения для развития вербальной
памяти.
Тренинг мышления. Интеллектуальные игры:
«Учимся формулировать определения»,
«Учимся выражать мысли другими словами»

1

56.

Тренинг мышления. Интеллектуальные игры:
«Ищем возможные причины», «Построение
сообщения по алгоритму»

1

57.

Тренинг мышления. Интеллектуальные игры:
«Выражения. Слова наоборот»; «Учимся замечать
главное»

1

51.

52.
53.
54.
Коррекция, развитие
мышления (8 ч)

55.

1

1

1

Развитие
коммуникативных
навыков (2 ч)

Заключительная
диагностика (4 ч)

58.

Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: Упражнение «Лабиринт»
Упражнение «Найди закономерность»

1

59.

Коррекция и развитие способности к обобщению и
абстрагированию: Упражнение «Формирование
способности оперировать смыслом»

1

60.

Коррекция и развитие способности к обобщению и
абстрагированию: Упражнение «Выделение
существенных признаков для сохранения
логичности суждений»

1

61.

Коррекция и развитие словесно – логического
мышления: Упражнение «Раздели на группы»;
Логические задачи. Задачи на сравнение

1

62.

Развитие логического мышления: Игра «Вывод».
Тест «Аналогия»

1

63.

Развитие коммуникативных навыков: Игры
«Путаница»; «Колечко»; «Мячик с путаницей»;
«Передай предмет»; «Комплименты»

1

64.

1

65.

Развитие коммуникативных навыков: Игры: «Я
не знаю»; «Моргалки»; «Лабиринт»;
«Ассоциации»; «Неудобная ситуация»;
«Кораблекрушение»
Диагностика восприятия

66.

Диагностика внимания

1

67.

Диагностика памяти

1

68.

Диагностика мышления

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.