Приложение 1 к АООП
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир истории»
для обучающихся 5-6 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
п. Азанка
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных правовых актов:
1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования”;
3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на 2023-2028 гг, вариант 1», утвержденной приказом директора от 24.05.2023 №56;
6. Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2023-2024 учебный год,
утвержденного директором школы, приказ №63 от 25.05.2023 г.
7. Положения об адаптированной рабочей программе учебных предметов (коррекционных курсов/ курсов внеурочной деятельности), утвержденного
директором школы, приказ № 62 от 25.05.2023 г.
В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах
познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования
нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в VII-IX классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
формирование первоначальных исторических представлений о "историческом времени" и "историческом пространстве";
формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых других;
формирование умения работать с "лентой времени";
формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
воспитание интереса к изучению истории.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Мир истории» для обучающихся 6 класса играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей
Родине, ее историческому прошлому. Предмет «Мир истории» следует рассматривать в качестве введения в историю Отечества. Ее содержание
выстраивается в линейно – концентрической системе, состоящей из следующих разделов:
1. Введение (Имя, отчество, семья, родословная человека).
2. Отчий дом. Наша Родина – Россия.
3. О том, что такое время и как его изучают.
4. Что изучает наука история.
5. История Древнего мира.
6. История вещей. Занятия человека на Земле.
7. Человек и общество.
Все разделы программы объединяются следующими смысловыми линиями:
«Я» как субъект познания (история имен, фамилий, понятие семьи, рода, поколения и др.).
«Я» и пространство вокруг нас.
Время и пространство в истории.
Всякое явление и вещь имеет свою историю.
Человек – создатель и активный участник истории.
Патриот и гражданин знает и хранит историю своего народа.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир истории» входит в обязательную часть предметной области «Человек и общество». На изучение предмета «Мир истории» выделяется в 6
классе 68 часов (2 часа в неделю).
Для реализации программного содержания используется учебник: «Мир Истории» 6 класс: учеб. для общеобразоват. организациий, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы/И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 10-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2023.
Программа составлена с учетом реальных возможностей обучающихся. Система учебных заданий и в учебниках способствует активизации познавательной
деятельности умственно отсталых детей, формированию у них общеучебных умений. В учебниках реализован принцип связи обучения с жизнью и
имеющимся опытом детей, что важно для осуществления компетентностного подхода в обучении.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Планируемые результаты
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты
образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают:
1) знание и понимание некоторых исторических терминов;
2) элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей);
3) элементарные представления об истории развития человеческого общества.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX
класс):
Мир истории
Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;
использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.
Содержание программы
Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек.
История имени. Отчество и фамилия человека. Семья. Биография. Повторительно-обобщающий урок Поколение людей.
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия.
О доме. Название городов и улиц. Родник «Двенадцать ключей». Истоки. Наша родина - Россия. Как устроено государство. Герб, флаг, гимн России.
Повторительно-обобщающий урок. Москва – столица России. Мы жители планеты Земля.
Раздел III. О том, что такое время и как его изучают.
Что такое время. История календаря. Русский земледельческий календарь. Счет лет в истории. Историческое время. Повторительно-обобщающий урок.
Раздел IV. Что изучает наука история.
Что такое история. Как работают археологи. Какие науки помогают истории.
Исторические памятники. Историческая карта. Повторительно-обобщающий урок.
Раздел V. История Древнего мира.
Земля и космос. Человек умелый. От кого произошел человек. Человек умелый. Следующее поколение людей каменного века. Наступление ледников. Как
жили древние охотники, кочевники и собиратели. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. Новые занятия людей. Повторительно-обобщающий
урок.
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле.
Огонь в жизни древнего человека. Огонь, глина, гончар. Вода, ее значение в жизни человека. Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. Вода и
земледелие. Вода как источник энергии. Какие дома строили древние люди. Как появилась мебель. Как появились каша и хлеб. История об обыкновенной
картошке. О керамике, фарфоре и деревянной посуде. История появления одежды. Одежда и положение человека в обществе. Повторительно-обобщающий
урок.
Раздел VII. Человек и общество.
Как люди украшали себя. О далеких предках – славянах и родовом строе. Как люди понимали мир природы в древности. Современные религии, как они
появились. Повторительно-обобщающий урок. Итоговая Контрольная работа. Искусство и культура. Письмо. Первые книги. От изобретателя колеса - к
новым открытиям. Изобретения человека. Человечество стремится к миру. Краеведческая экскурсия
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9
10
11
12-13
14
15
16
17-18
19
Тематическое планирование
Разделы,
темы
Раздел I. Представление о себе, об окружающих
пространстве вокруг нас
История имени.
Отчество и фамилия человека.
Семья.
Биография.
Поколение людей.
Повторительно-обобщающий урок.
История имени.
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина – Россия
О доме.
Название городов и улиц.
Родник «Двенадцать ключей».
Истоки.
Наша родина - Россия.
Как устроено государство.
Герб, флаг, гимн России.
Повторительно-обобщающий урок.
Москва – столица России.
Мы жители планеты Земля.
Кол-во
часов
людях, о
7
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44-45
46
47
48-49
50
51
52
53
54
55
Раздел III. О том, что такое время и как его изучают.
Что такое время.
История календаря.
Русский земледельческий календарь.
Счет лет в истории. Историческое время.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке
Что такое история.
Какие науки помогают истории.
Как работают археологи.
Исторические памятники.
Историческая карта.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел V. История Древнего мира
Земля и космос.
От кого произошел человек.
Человек умелый.
Следующее поколение людей каменного века.
Наступление ледников.
Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.
Новые занятия людей.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на земле
Огонь в жизни древнего человека.
Огонь, глина, гончар.
Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.
Вода, ее значение в жизни человека.
Вода и земледелие.
Вода как источник энергии.
Какие дома строили древние люди.
Как появилась мебель.
Как появились каша и хлеб.
История об обыкновенной картошке.
О керамике, фарфоре и деревянной посуде.
История появления одежды.
Одежда и положение человека в обществе.
Повторительно-обобщающий урок.
Как люди украшали себя.
Раздел VII. Человек и общество
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
2
1
1
15
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
10
56
57
58
59
60
61-62
63
64
65
66
67
68
О далеких предках – славянах и родовом строе.
Как люди понимали мир природы в древности.
Современные религии, как они появились.
Повторительно-обобщающий урок.
Итоговая контрольная работа
Искусство и культура.
Письмо.
Первые книги.
От изобретателя колеса - к новым открытиям.
Изобретения человека.
Человечество стремится к миру.
Краеведческая экскурсия.
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Учебник: Бгажнокова И.М. Мир истории. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы/ И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. - 10-е изд. Перераб. – М.: просвещение, 2023;
2. Мультимедийный проектор;
3. Компьютер;
4. Экран.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Мир истории».
Данная рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» разработана для обучающихся 6-х классов на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП УО, вариант
1).
Цель программы заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в VII-IX классах.
Курс носит пропедевтический характер и создает условия для удовлетворительного осмысления сведений исторического содержания и представлений об
окружающем мире.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся» - в конце года.
Формы промежуточной аттестации – итоговая контрольная работа. информатике.
Согласно программе и учебному плану ОУ количество учебных часов по предмету –2 часа в неделю, в год – 68 часов.
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование для 6-х классов
на 2023-2024 учебный год
№ п/п
Наименование раздела и тем
Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная,
человек.
1.
История имени.
2.
Отчество и фамилия человека.
3.
Семья.
4.
Биография.
5.
Поколение людей.
6.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия.
7.
О доме.
8.
Название городов и улиц.
9.
Родник «Двенадцать ключей».
10. Истоки.
11. Наша родина - Россия.
12. Наша родина - Россия.
13. Как устроено государство.
14. Герб, флаг, гимн России.
15. Повторительно-обобщающий урок.
16. Москва – столица России.
17. Мы жители планеты Земля.
Раздел III. О том, что такое время и как его
изучают.
18. Что такое время.
19. История календаря.
20. Русский земледельческий календарь.
21. Счет лет в истории. Историческое время.
22. Повторительно-обобщающий урок.
Раздел IV. Что изучает наука история.
23. Что такое история.
24. Какие науки помогают истории.
25. Как работают археологи.
26. Исторические памятники.
27. Историческая карта.
Кол-во
часов
Дата проведения
по плану
1
1
1
1
1
1
04.09.2023
08.09.2023
11.09.2023
15.09.2023
18.09.2023
22.09.2023
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25.09.2023
29.09.2023
02.10.2023
06.10.2023
09.10.2023
13.10.2023
16.10.2023
20.10.2023
23.10.2023
27.10.2023
10.11.2023
1
1
1
1
1
13.11.2023
17.11.2023
20.11.2023
24.11.2023
27.11.2023
1
1
1
1
1
01.12.2023
04.12.2023
08.12.2023
11.12.2023
15.12.2023
по факту
28. Повторительно-обобщающий урок.
Раздел V. История Древнего мира.
29. Земля и космос.
30. От кого произошел человек.
31. Человек умелый.
32. Следующее поколение людей каменного
века.
33. Наступление ледников.
34. Как жили древние охотники, кочевники и
собиратели.
35. Как жили древние охотники, кочевники и
собиратели.
36. Новые занятия людей.
37. Повторительно-обобщающий урок.
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на
Земле.
38. Огонь в жизни древнего человека.
39. Огонь, глина, гончар.
40. Огонь открывает новую эпоху в жизни
людей.
41. Вода, ее значение в жизни человека.
42. Вода и земледелие.
43. Вода как источник энергии.
44. Какие дома строили древние люди.
45. Как появилась мебель.
46. Как появились каша и хлеб.
47. История об обыкновенной картошке.
48. О керамике, фарфоре и деревянной
посуде.
49. История появления одежды.
50. Одежда и положение человека в обществе.
51. Повторительно-обобщающий урок.
52. Как люди украшали себя.
Раздел VII. Человек и общество.
53. О далеких предках – славянах и родовом
строе.
54. Как люди понимали мир природы в
древности.
55. Современные религии, как они появились.
56. Повторительно-обобщающий урок.
1
18.12.2023
1
1
1
1
22.12.2023
25.12.2023
29.12.2023
12.01.2024
1
1
15.01.2024
19.01.2024
1
22.01.2024
1
1
26.01.2024
29.01.2024
1
1
1
02.02.2024
05.02.2024
09.02.2024
1
1
1
1
1
1
1
1
12.02.2024
16.02.2024
19.02.2024
26.02.2024
01.03.2024
04.03.2024
11.03.2024
15.03.2024
1
1
1
1
18.03.2024
22.03.2024
01.04.2024
05.04.2024
1
08.04.2024
1
12.04.2024
1
1
15.04.2024
19.04.2024
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
Итоговая контрольная работа
Искусство и культура.
Письмо.
Первые книги.
От изобретателя колеса - к
открытиям.
Изобретения человека.
Человечество стремится к миру.
Краеведческая экскурсия.
новым
1
1
1
1
1
22.04.2024
26.04.2024
03.05.2024
06.05.2024
13.05.2024
1
1
1
17.05.2024
20.05.2024
24.05.2024