Приложение 1 к АООП
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Природоведение»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(ФАООП, 6класс)
п. Азанка
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана
на 34 учебные недели и составляет 34часов в год (1 час в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная программа определяет цель и задачи
учебного предмета «Природоведение». Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов,
развитие
интереса
отношения к
к
изучениюприроды,
природе
воспитание положительного эмоционально-личностного
и применение практических сведений в повседневной жизни
учащимися с нарушениями интеллекта.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
2
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями
природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе определяет следующие задачи:
− формирование правильного понимания природных явлений;
− формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых,
почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
− формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето
в жизни растений и животных;
− формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности;
− формирование и отработка практических навыков и умений.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
Личностные результаты:
воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных социальных ситуациях; формирование
умений соблюдать правила здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;
овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, формирование правильной осанки,
оказании первой медицинской помощи при незначительных травмах;
формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам живой и неживой природы.
3
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
Минимальный уровень:
− узнавать
и
называть
изученные
объекты
на
иллюстрациях, фотографиях;
− иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
− относить
изученные
объекты
к определенным
группам
(осина- лиственное дерево леса);
− называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы, декоративные растения,
лекарственные растения);
− называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу России;
− соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;
− соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
− выполнять несложные задания под контролем учителя;
− адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
− уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию педагога;
− устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевертравянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);
− называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других
источников, объяснять свое решение;
− выделять существенные признаки групп объектов;
− знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;
4
− участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
− выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы:
− соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
− выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
− осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей
программы по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными
(жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся,
выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и
тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности
его развития. Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
5
− даёт
правильные
ответы
на
все
поставленные
вопросы, может подтвердить правильность ответа
предметно практическими действиями;
− грамотно строит предложения;
− адекватно использует терминологию;
− умеет подводить итоги.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить
ответ;
− допускает незначительные речевые ошибки;
− частично использует терминологию;
− подводит итоги с незначительной помощью учителя.
Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если ученик в ходе ответа замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
− при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на поставленные вопросы;
− в речи не использует изученную терминологию;
− подводит итоги только при максимальной помощи учителя.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка письменных ответов.
Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий.
Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых недочётов или одной ошибки; допускается
незначительная помощь учителя.
Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки выполненных заданий; при использовании
6
преимущественной помощи учителя, материала учебника.
Оценка «2» - не ставится.
I.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит
«Растительный мир»,
из
трёх
разделов:
«Животный мир»,«Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в
начальной школе. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Учитель должен обратить внимание
обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов
нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть
указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена
на изучение растений и животных нашей страны и своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться
на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение
видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное
внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и
формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в
процессе изучения учебного предмета «Природоведение".
Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются: фронтальная, групповая,
коллективная, индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
7
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и
фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией,
опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и
практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного
материала;
− проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексико- семантической стороны речи (обогащение словаря,
усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря).
− выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся: сравни, опиши, объясни, запиши в тетради,
зарисуй в тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение заданий в
рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых
объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Содержание разделов
№
п/
п
Название раздела
Количество
часов
Контрольные работы
8
1.
Введение
1
2.
Растительный мир
9
3.
Животный мир
18
4
Человек
5
5.
Обобщение
1
1
34
1
Итого:
№
Тема
Кол-во
часов
II.
1
Введение Живая
природа: растения,
животные, человек
1
2
Растительный мир
Разнообразие
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Формирование
представлений о предметах и
явлениях живой природы,
умения дифференцировать
живую и неживую природу
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Узнают объекты живой
природы на иллюстрациях и
фотографиях, относят к
объектам живой или неживой
природе.
Называют изученные объекты.
В рабочих тетрадях обводят
картинки с изображением живых
организмов
Формирование
Узнают растения на
представлений о многообразии иллюстрациях и
Выделяют существенные
признаки объектов живой
природы, относят объекты к
живой или к неживой природе,
устанавливают взаимосвязи
между живой и неживой
природой.
Выписывают в тетрадь общие
признаки живых организмов
Называют представителей
растительного мира, выделяют
9
растительного мира
3
Среда обитания
растений . Строение
растений
растительного мира.
Разнообразие растений.
Дикорастущие и культурные
растения. Значение растений
1
Формирование
представлений о среде
обитания растений и
многообразии растительного
мира. Растения леса (деревья,
травянистые растения).
Растения луга (травы: клевер,
васильки, лютики). Растения
водоемов (камыш, рогоз,
кувшинки). Растения полей,
садов, огородов
(пшеница, рожь, овощи,
фрукты) Формирование
представлений о частях
растений и их функциях.
Части растения: цветок,
стебель, лист, корень.
Внешний вид. Значение
фотографиях, называют
изученные объекты;
рассказывают о значении
растений.
Дописывают в тетрадь
определения, используя текст
учебника: дикорастущие,
культурные.
Зарисовывают в тетрадь овощи
и фрукты
признаки дикорастущих и
культурных растений, относят
растения к разным группам на
основании этих признаков;
рассказывают о значении
растений и их роли в
окружающем мире.
В рабочих тетрадях
рассматривают рисунки,
заполняют таблицу, используя
слова для справок, записывают
название культурных и
дикорастущих растений
Узнают растения леса,
Знают места произрастания
водоемов, садов, огородов на
растений, узнают и называют 2–3
иллюстрациях и фотографиях,
представителя растений леса,
называют изученные объекты,
луга, водоемов, полей, садов,
относят растения к разным
огородов. Заполняют схему
группам (растения леса,
«Среда обитания растений»,
водоемов, садов, огородов).
рассказывают, где встречаются
Выполняют задание в
эти растения. Узнают и называют
рабочей тетради: продолжи
части растений, и показывают их
предложения. Записывают
на натуральных объектах,
среду обитания растений.
картинах, схемах, знают функции
Узнают части растений на
частей растений и их значение
иллюстрациях и
для растения.
фотографиях, называют
Выполняют задания:
изученные объекты,
раскрашивают части растений
рассказывают о назначении
в рабочей тетради и
органов растений.
подписывают их; узнают
Раскрашивают части растений
растения по их контуру,
на рисунке в рабочей тетради,
соединяют части растения и
соединяют части растения и его его название
название, используя помощь
10
4
Деревья, кустарники,
травы Лиственные
деревья
1
Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
деревьях, кустарниках,
травах. Закрепление,
уточнение и расширение
представлений о лиственных
деревьях, формирование
представления о видах
лиственных деревьев.
Признаки лиственных
деревьев. Листопад.
Дикорастущие и культурные
лиственные деревья
5
Хвойные деревья
Дикорастущие
кустарники
1
Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
лиственных деревьях.
Признаки хвойных деревьев.
Хвойный лес. Тайга
Формирование представлений
о дикорастущих кустарниках
учителя
Узнают деревья, кустарники,
травы на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к разным группам –
деревьям, кустарникам, травам,
называют представителей
разных групп растений.
Дописывают предложения в
рабочей тетради: о каких
деревьях говорится в
предложениях. Называют
лиственные растения на
иллюстрациях и фотографиях.
Показывают изученные
объекты, относят растения к
изучаемой группе. Называют
лиственные дикорастущие и
культурные деревья (по 2
представителя).
В рабочей тетради
подчеркивают названия
лиственных деревьев;
раскрашивают деревья на
рисунках
Узнают хвойные растения
на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к изучаемой
группе, называют хвойные
деревья (по 2
Выполняют классификацию
растений и признаки разных
групп, относят растения к разным
группам на основании основных
признаков.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, приводят примеры
растений (деревья, кустарники,
травы) своей местности. Знают
классификацию растений, знают
признаки лиственных растений,
относят растения к лиственным на
основании основных признаков.
Называют представителей
лиственных дикорастущих и
культурных растений (по 3–4
представителя). Относят
лиственные растения к разным
группам с учетом различных
оснований для классификации
(лиственное, дикорастущее,
культурное).
Выполняют задание в рабочей
тетради: определяют дерево по
описанию. Соединяют описание с
названием дерева
Знают признаки хвойных
растений, относят растения к
хвойным на основании основных
признаков. Называют
представителей хвойных растений
(3 представителя).
Относят хвойные растения
11
6
Культурные кустарники
Травы
1
Формирование
представлений о культурных
кустарниках Закрепление,
уточнение и расширение
представлений о травах.
Формирование
представлений о
дикорастущих и культурных
травах. Использование
человеком культурных
растений
представителя). На
рисунках подписывают
названия хвойных деревьев.
Записывают в тетрадь ответ на
вопрос: как называется хвойный
лес, используя рисунок.
Узнают дикорастущие
кустарники на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к изучаемой группе,
называют дикорастущие
кустарники (2 представителя).
В
рабочей
тетради
выполняют
задание
«Четвертый
лишний»,
зачеркивают лишние слова
в
предложенном перечне
дикорастущих растений
Знают классификацию
растений, признаки
кустарников. Узнают
культурные кустарники на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют культурные
кустарники (2–3
представителя), имеют
представление о значении
культурных кустарников.
Выполняют в тетради задание
«Четвертый лишний»,
к разным группам с учетом
различных оснований для
классификации (хвойное,
дикорастущее).
В рабочей тетради на рисунках
подписывают названия хвойных
деревьев; сравнивают ель и сосну.
Называют сходство и различия
Узнают и называют дикорастущие
кустарники (не менее 3),
выделяют существенные
признаки дикорастущих
кустарников, относят изученные
растения к различным группам
(кустарники, дикорастущие
кустарники) с учетом оснований
для классификации.
В тетради подписывают на рисунке
части кустарника.
Узнают и называют культурные
кустарники
(не менее 3), выделяют
существенные признаки
культурных кустарников, относят
изученные растения к различным
группам
(кустарники, культурные
кустарники) с учетом
оснований для классификации.
Составляют рассказ о целебных
свойствах ягод, растущих в саду
на кустарниках. Знают
классификацию растений,
12
зачеркивают лишние слова в
предложенном перечне
культурных растений.
Узнают и называют
дикорастущие и культурные
травы (не менее 5), относят
изученные растения к
различным группам (травы
дикорастущие и культурные)
с учетом оснований для
классификации.
Раскрашивают в тетради
рисунки с изображением
травянистых растений;
называют культурные и
дикорастущие травы.
7
Декоративные растения 1
Лекарственные растения
Формирование
представлений о
декоративных растениях
Формирование
представлений о
лекарственных растениях.
Лечебные свойства. Правила
их использования
Узнают декоративные растения
Выполняют задание в рабочей
тетради: выписывают буквы с
одинаковых лепестков и
составляют названия цветов;
рисуют букет для мамы,
используя предложенные
рисунки цветов. Узнают
лекарственные растения
(ромашка, шиповник,
календула) на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к изучаемой группе,
рассказывают о значении
лекарственных растений. По
картинкам в тетради собирают
признаки трав. Узнают
дикорастущие и культурные
травы на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
травы к изучаемой группе,
называют дикорастущие и
культурные травы
(подорожник, ромашка, укроп,
петрушка).
В тетради подписывают рисунки
названиями известных
травянистых растений;
рассказывают какие культурные
травы выращивает
человек на огороде, как
использует
Узнают и называют
декоративные растения
(не менее 5), выделяют
существенные признаки
декоративных растений.
Используя текст учебника,
дописывают в рабочую тетрадь
определение декоративных
растений. В тетради заполняют
таблицу, используя слова для
справок: выписывают названия
декоративных цветов,
кустарников, деревьев. Узнают и
называют лекарственные
растения, относят изученные
растения к различным группам
(дикорастущие и культурные) с
учетом оснований для
13
лекарственные травы для
домашней аптечки
8
Комнатные растения.
Уход за комнатными
растениями(герань,
бегония, фиалка,
традесканция)
1
Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
комнатных растениях,
формирование умения
ухаживать за
комнатными растениями
Формирование
представлений о
многообразии комнатных
растений, формирование
умение ухаживать за
комнатными растениями
9
Растительный мир
разных районов Земли
Растения нашей страны
1
Формирование
представлений о
разнообразии растительного
мира Земли, о зависимости
внешнего вида растений от
среды обитания
Узнают комнатные растения
на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, имеют
представление о значении
комнатных растений, относят
отдельные растения к группе
комнатных растений,
выполняют действия по уходу
за растениями под контролем
учителя. Узнают герани,
бегонии, фиалки,
традесканции на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
выполняют действия по уходу
за растениями под контролем
учителя. Выполняют задание в
рабочей тетради: узнают на
рисунках комнатные растения
и подписывают их названия,
используя слова для справок
Узнают и называют изученные
растения (по 1–2 растения),
выделяют существенные
признаки растений холодного
и жаркого районов Земли,
называют сходные по
классификации.
Используя рисунки в рабочей
тетради, собирают травы для
домашней аптечки; объясняют,
как
они лечат разные болезни
Узнают и называют комнатные
растения, относят изученные
растения к комнатным на
основании сходных признаков,
осуществляют деятельность по
уходу за комнатными растениями.
Узнают и называют изученные
комнатные растения, выделяют
существенные признаки
комнатных растений, называют
сходные по внешним признакам
объекты, известные из других
источников, объясняют свое
решение.
Выполняют задание в рабочей
тетради: рассмотри рисунки,
напиши на стрелках, что
необходимо для роста растений.
Напиши в рабочей тетради, как
надо ухаживать за комнатными
растениями
Узнают растения разных районов
Земли –(холодных районов, с
умеренным климатом, жарких
районов) на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
14
Формирование
представлений о
многообразии растительного
мира России
10 Растения своей
местности:
дикорастущие и
культурные Красная
книга России и своей
области (края)
1
Закрепление знаний о
растительном мире России.
Обобщение знаний о
растениях своей местности,
формирование
представлений о
растительном мире своего
края Формирование
представлений о
необходимости охраны
природы (растительного
мира), знакомство с Красной
внешним признакам объекты,
известные из других
источников, объясняют свое
решение, имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида растения и
места обитания.
Называют по рисункам
растения, произрастающие в
районах с холодным,
умеренным и жарким климатом.
Узнают и называют различные
районы нашей страны (тундра,
леса, степь, пустыня) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют растения,
произрастающие в нашей
стране.
Описывают одно из деревьев
своей местности по плану,
используя опорные слова
Узнают
растения
своей
местности на иллюстрациях
и фотографиях. Называют
изученные объекты.
Относят изученные
растения к разным
группам, называют
растения своей
местности.
Описывают один из
кустарников по плану,
используя помощь учителя
изученные растения к разным
группам по месту произрастания,
называют растения,
произрастающие в районах с
умеренным климатом.
В тетради заполняют таблицу:
выписывают названия растений,
которые растут в районах с
холодным, умеренным и жарким
климатом. Узнают и называют
изученные растения (по 2–3
растения), выделяют
существенные признаки растений
разных районов России, называют
растения, произрастающие в
России, известные из других
источников, имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида растения и места
обитания.
Описывают одно из деревьев
своей местности по плану
Называют растения,
произрастающие в своей
местности. Относят растения
своей местности к различным
классификациям (деревья,
кустарники, травы;
дикорастущие, культурные;
декоративные).
Описывают один из кустарников
по
плану. Называют растения,
включенные в Красную книгу
России, известные из других
15
книгой
11 Животный мир
1
Разнообразие животного
мира Среда обитания
животных
Формирование
представлений о
многообразии животного
мира Формирование
представлений о среде
обитания животных и
многообразии животного
мира
Узнают растения Красной
книги (ландыш, колокольчик,
кувшинка) на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, называют
растения из Красной книги
своей местности,
рассказывают о значении
Красной книги
Узнают животных на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют животных. Относят
животных к разным группам в
зависимости от классификации
(размер, способ передвижения,
питание, места обитания,
выведение потомства) с
опорой на учебник.
Составляют рассказ о
разнообразии животного мира
с опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем.
Узнают животных суши,
водоемов и птиц на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят животных к разным
группам (животные суши,
водоемы, птицы).
Выполняют задание в рабочей
тетради: соедини стрелками
рисунок с местом обитания
животных
источников, знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе, выполняют доступные
возрасту природоохранительные
действия
Называют представителей
животного мира, выделяют
признаки животных. Относят
животных к разным группам в
зависимости от классификации
(размер, способ передвижения,
питание, места обитания,
выведение потомства).
Составляют рассказ о
разнообразии животного мира по
плану; заполняют таблицу,
приводя примеры названий
животных с разными способами
передвижения. Узнают и
называют представителей
животного мира, обитающих на
суше, в воздухе, почве, водоемах;
называют животных, известных
из других источников, объясняют
свое решение.
Сравнивают по рисункам
животных разных мест обитания,
делают вывод о разных способах
приспособления к местам
обитания. Пользуясь текстом
16
1
2
Животные:
насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие
13 Насекомые Бабочки,
стрекозы, жуки
Кузнечики, муравьи,
пчелы
1
Формирование
представлений о
многообразии животного
мира на основе имеющихся у
школьников знаний
1
Формирование
представлений о
многообразии насекомых
Уточнение и расширение
представлений о бабочках,
стрекозах, жуках. Уточнение
и расширение представлений
о кузнечиках, муравьях,
пчелах
Узнают насекомых, рыб,
земноводных,
пресмыкающихся, птиц,
млекопитающих на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят животных к разным
группам. Заполняют таблицу в
рабочей тетради, соотнося
название животного с
названием группы.
Узнают насекомых на
иллюстрациях и фотографиях.
называют изученные объекты,
имеют представление о
значении насекомых в
природе.
Раскрашивают рисунки с
изображением насекомых.
Узнают жуков, бабочек,
стрекоз на иллюстрациях и
фотографиях, относят жуков,
бабочек, стрекоз к изученной
группе животных, называют
изученные объекты, имеют
представление о значении
жуков, бабочек, стрекоз в
природе. Рассказывают по
рисункам, что общего у всех
насекомых. Заполняют
таблицу в тетради, используя
слова для справок:
учебника, заполняют таблицу о
местах обитания животных
Узнают и называют
представителей животного мира,
относят животных к разным
группам с учетом основных
признаков, выделяют
существенные признаки разных
групп животных.Заполняют в
рабочей тетради таблицу:
распределяют животных по
группам, используя иллюстрации
и рисунки.
Узнают и называют насекомых.
Выделяют существенные
признаки насекомых.
Подписывают на рисунках в
рабочей тетради части тела
насекомого, используя слова для
справок. Считают сколько ног у
насекомых, делают вывод об
отличительных
особенностях насекомых.
Узнают и называют
представителей насекомых
(жуки, бабочки, стрекозы) в
натуральном виде,
естественных условиях,
рисунках; выделяют
существенные признаки
насекомых, имеют
представления о
взаимосвязях между
изученными объектами и их
местом в окружающем
17
выписывают отличительные
особенности каждой группы
насекомых
Узнают кузнечиков, пчел,
муравьев на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят к
изученной группе животных,
имеют представление о
значении кузнечиков, пчел,
муравьев в природе.
Рисуют муравейник,
рассказывают о жизни
обитателей муравейника
14 Рыбы Морские и речные 1
рыбы
Уточнение и расширение
представлений о рыбах
Формирование
представлений о морских и
речных рыбах
Узнают рыб на иллюстрациях
и фотографиях, называют
изученные объекты, имеют
представление о значении рыб
в природе.
Называют части тела рыбы по
рисунку. Узнают морских и
пресноводных рыб (сельдь,
камбала, лосось, сом, щука) на
иллюстрациях и фотографиях,
мире.
Описывают особенности
внешнего
вида одного из насекомых
по плану и иллюстрациям.
Заполняют
таблицу в тетради,
используя слова для
справок: выписывают
отличительные особенности
каждой группы насекомых,
обосновывают свой выбор
Узнают и называют
насекомых (кузнечики,
пчелы, муравьи) в
натуральном виде,
естественных условиях,
картинах; выделяют
существенные признаки
насекомых, знают и
соблюдают правила
безопасного поведения в
природе.
Описывают внешний вид
кузнечика по плану
Узнают и называют рыб,
выделяют существенные
признаки рыб, имеют
представление о взаимосвязях
между изученными объектами
(рыбами) и их местом в
окружающем мире.
В рабочей тетради на рисунке
подписывают части тела
рыбы, называют
18
называют изученные объекты,
относят сельдь, треску,
камбалу, лосося, карася,
окуня, сома, щуку к изученной
группе животных. Относят
изученных рыб к морским и
пресноводным.
Составляют рассказ об одной
из рыб по плану и опорным
предложениям. В рабочей
тетради обводят рисунок
самой крупной пресноводной
рыбы и называют ее.
15 Земноводные.
Лягушки. Жабы
1
Формирование представлений
о земноводных животных на
примере жабы и лягушки.
Формирование представлений
о пресмыкающихся животных
на примере змей, ящериц,
крокодилов
Узнают земноводных –
лягушек и жаб – на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят лягушек и жаб к
изученной группе животных,
имеют представление о
значении жаб и лягушек в
отличительные особенности
рыб. Заполняют пропуски на
карточке: внешний вид и
образ жизни рыб. Узнают и
называют морских и речных
рыб (не менее 6) в
натуральном виде,
естественных условиях,
картинах; выделяют
существенные признаки
морских и речных рыб, имеют
представления о взаимосвязях
между изученными
объектами и их местом в
окружающем мире; относят
рыб к различным группам с
учетом различных оснований
для классификации
(пресноводные, морские,
хищные).
Заполняют таблицу,
пользуясь текстом учебника,
название пресноводных и
морских рыб Составляют
рассказ об одной из рыб по
плану
Узнают и называют
земноводных, выделяют
существенные признаки
земноводных – жаб и лягушек;
имеют представления о
взаимосвязях между изученными
животными и их местом в
окружающем мире.
19
16 Птицы Ласточки,
скворцы, снегири,
орлы ,лебеди, журавли,
чайки
1
Уточнение и расширение
представлений о птицах.
Места обитания. Значение
птиц в природе
Формирование
представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о ласточках,
скворцах, снегирях, орлах
Формирование
представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о лебедях,
журавлях, чайках
природе. Узнают
пресмыкающихся – змей,
ящериц, крокодилов на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят змей, ящериц,
крокодилов к изученной
группе животных, имеют
представление о значении
пресмыкающихся в природе.
Выполняют задание в рабочей
тетради: зачеркивают в каждом
ряду названий групп животных
лишнее слово, пишут
обобщающее слово для
остальных названий животных
Узнают птиц на иллюстрациях
и фотографиях, называют
изученные объекты, называют
птиц, имеют представление о
значении птиц в природе.
Рассматривают рисунок
птицы в рабочей тетради и
подписывают части тела
птицы, используя слова
для справок. Узнают птиц:
ласточек, скворцов, снегирей,
орлов на иллюстрациях и
фотографиях. Называют
изученные объекты, относят
ласточек, скворцов, снегирей,
орлов к изученной группе
животных.
Относят изученных птиц к
перелетным или зимующим.
В рабочей тетради соединяют
линией описание с названием
животных. Выделяют
существенные признаки
пресмыкающихся, выделяют
существенные признаки змей,
ящериц, крокодилов; имеют
представления о взаимосвязях
между изученными объектами и
их местом в окружающем мире.
В
рабочей
тетради
соединяют линией описание
с
названием
групп
животных;
подписывают
представителей
Узнают и называют птиц (ворона,
синица, воробей, голубь, утка).
Выделяют существенные
признаки птиц. Относят птиц к
различным группам: перелетные,
зимующие. Подписывают на
рисунках в рабочих тетрадях
части тела птицы.
Узнают и называют птиц
(ласточки, скворцы, снегири,
орлы).
Выделяют существенные
признаки птиц. Рассказывают о
взаимосвязях между птицами и
их местом в окружающем мире.
Относят птиц к различным
группам: перелетные, зимующие,
хищные.В рабочих тетрадях
20
17 Птицы своего края.
Охрана птиц
1
Расширение и уточнение
знаний о птицах своей
местности. Типичные птицы
своего края.
Охрана птиц
Выполняют задание на карточке: подписывают
заканчивают предложение об
рисунки с изображением птиц,
особенностях внешнего вида
соединяют изображения птиц с
птиц. Узнают и называют птиц
местами их обитания
(лебеди, журавли, чайки) на
Узнают и называют птиц (лебеди,
иллюстрациях и фотографиях. журавли, чайки). Выделяют
называют изученные объекты. существенные признаки птиц,
Выделяют существенные
имеют представления о
признаки птиц с помощью
взаимосвязях между внешним
учителя. Относят изученных
видом и образом жизни птиц и их
птиц к перелетным или
средой обитания. Относят птиц к
зимующим. Подписывают
различным группам: перелетные,
название птиц на рисунках в
зимующие, водоплавающие.
рабочей тетради.
Называют морских, речных птиц,
птиц, живущих около водоемов,
известных из других источников.
Соединяют в рабочей тетради
изображения птиц с местами их
обитания; объясняют свой выбор
Называют птиц, обитающих в
Называют птиц, обитающих в
своей местности. Относят
своей местности, выделяют
птиц, обитающих в своей
существенные признаки птиц.
местности, к различным
Относят птиц, обитающих в
группам с учетом различных
своей местности, к различным
оснований для
группам с учетом различных
классификации: перелетные –
оснований для классификации:
зимующие, водоплавающие (с
перелетные – зимующие,
помощью учителя). Называют
водоплавающие.
и соблюдают правила
Называют и соблюдают правила
безопасного поведения в
безопасного поведения в природе,
природе.
выполняют доступные возрасту
Рисуют в тетради рядом с
природоохранительные действия.
кормушкой одну из зимующих Выписывают в тетрадь названия
птиц своего края
птиц
21
18 Млекопитающие.
Млекопитающие суши,
морей и океанов
1
Формирование понятия
млекопитающие на основе
уточнения и расширения
имеющихся представлений:
признаки, внешний вид,
детеныши, среда обитания
(суша и вода) Формирование
представлений о
млекопитающих морей и
океанов: признаки, внешний
вид. Формирование
представлений о
млекопитающих суши на
основе имеющихся знаний.
Животные лесов, степей,
пустынь
Узнают и называют
млекопитающих на
иллюстрациям и фотографиям.
Относят млекопитающих к
разным группам, имеют
представление о значении
млекопитающих в природе.
Дополняют предложения в
рабочей тетради об
отличительных особенностях
млекопитающих, используя
иллюстрации и опорные
понятия Узнают
млекопитающих морей и
океанов (китов, дельфинов) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют млекопитающих
морей и океанов.
Выписывают в тетрадь,
используя текст учебника, как
приспособился организм
млекопитающих животных к
обитанию в морях и океанах.
Узнают млекопитающих суши
на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты.
Узнают животных суши на
рисунках в рабочей тетради, по
контуру соединяют линиями с
местами их обитания
Узнают и называют
млекопитающих в натуральном
виде в естественных условиях и
на картинах. Выделяют
существенные признаки
млекопитающих. Называют
млекопитающих из тех, которые
были изучены на уроках, или
известных из других
источников. Относят
млекопитающих к различным
группам с учетом различных
оснований для классификации:
обитающие в воде и на суше,
хищные, травоядные, всеядные.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Различия по способу
питания», используя словарь для
справок Узнают и называют
млекопитающих морей и океанов
(киты, тюлени, дельфины) в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах. Имеют
представления о взаимосвязях
между млекопитающими морей и
океанов (внешний вид, образ
жизни) и их местом в
окружающем мире. Называют
млекопитающих морей и океанов
из тех, которые были изучены на
уроках, или известных из других
источников, объясняют свой
выбор.
Подчеркивают в тексте рабочей
22
тетради отличительные
особенности водных
млекопитающих; называют
признаки сходства; чем морские
млекопитающие отличаются от
сухопутных Узнают и называют
(не менее 5) млекопитающих
суши (лесов, степей, пустынь) в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, имеют
представления о взаимосвязях
между млекопитающими и их
местом в окружающем мире,
называют млекопитающих из тех,
которые были изучены на уроках
или известных из других
источников.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают слова,
которые
подходят для рассказа о разных
млекопитающих суши
Узнают и называют лошадей в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки лошадей,
относят лошадей к разным
группам с учетом различных
оснований для классификации
(перевозка грузов, спортивные
соревнования, цирк,
полиция).Сформированы
представления к самостоятельной
жизни.
Выполняют задание в рабочей
23
19 Домашние животные в
городе и деревне
Сельскохозяйственные
животные: лошади.,
коровы. козы, овцы,
свиньи
1
Расширение и уточнение
представлений о домашних
животных: признаки,
внешний вид Расширение и
уточнение представлений о
лошадях.
Формирование представлений
о сельско-хозяйственны х
животных: внешний вид,
питание, использование
человеком. Расширение и
уточнение представлений о
коровах.
Формирование представлений
о сельско-хозяйственны х
животных: внешний вид,
питание, использование
человеком, уход и содержание
Расширение и уточнение
представлений о козах, овцах,
свиньях. Формирование
представлений о сельскохозяйственных животных
Узнают домашних
животных на
иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты,
называют домашних
животных, относят
домашних животных к
разным группам (птицы,
млекопитающие), имеют
представление о значении
домашних животных.
Выписывают в таблицу
рабочей тетради названия
диких и домашних животных
из стихотворения Узнают
лошадей
на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят лошадей к домашним
животным, имеют
представление о значении
лошадей.
Включаются в дидактическую
игру
«Где чей детеныш?» Узнают
коров на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
коров к домашним животным,
имеют представление о
значении коров в жизни
человека.
тетради: вписывают названия
животных и их детенышей.
Узнают и называют домашних
животных в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют
существенные признаки
домашних животных, называют
домашних животных из тех,
которые были изучены на уроках
или известных из других
источников, объясняют свой
выбор.
Выписывают в таблицу рабочей
тетради, используя свои примеры,
названия диких и домашних
животных. Узнают и называют
коров в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют
существенные признаки коров,
относят коров к определенным
группам животных с учетом
различных оснований для
классификации (млекопитающие,
домашние, сельскохозяйственные
животные).
Описывают внешний вид коровы
по плану
Узнают и называют коз, овец,
свиней в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют
существенные признаки
изученных животных.
24
20 Домашние птицы:
куры, утки, индюки
Уход за животными в
живом уголке или дома
1
Расширение и уточнение
представлений о курах,
утках, индюках.
Формирование
представлений о сельскохозяйственны х птицах:
внешний вид, использование
человеком, уход и
содержание Формирование
представлений о «живом
уголке», правилах ухода за
животными в «живом
уголке». Общие правила
ухода за животными в
«живом уголке» или дома
Описывают внешний вид
коровы по плану и опорным
словам
Узнают и называют коз, овец,
свиньях на иллюстрациях и
фотографиях, относят коз,
овец, свиней к домашним
животным, имеют
представление о значении коз,
овец, свиней.
Рассказывают об одном из
животных с опорой на
предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем
Узнают животных «живого
уголка» на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
животными в «живом уголке»
под руководством учителя,
имеют представление о
значении
«живого уголка».
В рабочей тетради
подчеркивают названия
животных, которые могут
жить дома или в живом уголке
Составляют рассказ об одном из
животных по плану
Узнают и называют домашних
птиц (кур, уток, индюков) в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки изученных
животных, относят домашних птиц
к определенным группам с учетом
различных оснований для
классификаций (птицы, домашние,
водоплавающие).В рабочей тетради
узнают на рисунках домашних
птиц и подписывают их названия;
сравнивают утку и домашнюю
курицу, делают вывод о сходстве
по внешнему виду Узнают и
называют животных «живого
уголка» в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, относят животные
«живого уголка» к определенным
25
21 Аквариумные рыбки
1
Формирование
представлений об
аквариумных рыбах на
основе имеющихся знаний.
Правила содержания и ухода
за аквариумными рыбками
22 Канарейки, попугаи
Морские свинки,
хомяки, черепахи
1
Формирование
представлений о
декоративных и певчих
птицах на основе
имеющихся знаний: внешний
вид, правила содержания и
ухода дома или в «живом
уголке» Формирование
Узнают аквариумных рыбок
на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
аквариумными рыбками под
руководством учителя.
В рабочей тетради узнают на
рисунках аквариумных рыбок
и подписывают их названия;
зачеркивают лишнюю рыбку,
используя помощь учителя
Узнают певчих и
декоративных птиц на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют известные
учащимся певчих и
декоративных птиц,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
группам (птицы, рыбы,
млекопитающие,
пресмыкающиеся), знают о
правилах по уходу за животными в
«живом уголке», выполняют
доступные возрасту действия по
уходу за животными.
В рабочей тетради
подчеркивают названия
животных, которые могут жить
дома или в «живом уголке»
Обосновывают свой выбор
Узнают и называют аквариумных
рыбок (гуппи, золотые рыбки) в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах,
выделяют существенные
признаки аквариумных рыбок,
знают правила ухода и
содержания за аквариумными
рыбами.
В рабочей тетради подписывают
рисунки аквариумных рыбок;
зачеркивают лишнюю рыбку
Узнают и называют певчих и
декоративных птиц (канарейки,
попугаи) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Выделяют
существенные признаки певчих и
декоративных птиц. Называют
певчих и декоративных птиц,
26
представлений о морских
свинках, хомяках и
черепахах: внешний вид,
правила ухода
23 Домашние кошки и
собаки
1
Расширение и уточнение
представлений о домашних
кошках: внешний вид,
правила ухода и содержания
кошек и собак в доме
Расширение и уточнение
представлений о собаках:
внешний вид, виды собак,
правила ухода за собаками и
действий по уходу за певчими
и декоративными птицами под
руководством учителя. Узнают
морских свинок, хомяков,
черепах на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
морскими свинками,
хомяками, черепахами под
руководством учителя В
рабочей тетради узнают на
рисунках птиц и подписывают
их названия, используя слова
для справок. Обводят названия
певчих птиц, используя
помощь учителя Выполняют
задание в рабочей тетради:
отвечают на вопросы (кого чем
кормить) и выбирают
правильные ответы соотнося
их с названиями животных,
используя помощь учителя
Выделяют существенные
признаки кошек, относят
кошек к определенным
группам (млекопитающие,
домашние животные,
длинношерстные,
короткошерстные)
Знают правила ухода и
содержания кошек. Узнают и
которые были изучены на уроке и
известны обучающимся из других
Узнают и называют животных в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах,
выделяют существенные
признаки морских свинок,
хомяков, черепах, знают правила
ухода за морскими свинками,
черепахами, хомяками и их
содержания.
Выполняют задание в рабочей
тетради: выбирают правильные
ответы на вопрос (кого чем
кормить) и записывают их рядом с
названием животного источников,
знают
правила
ухода
и
содержания
певчих
и
декоративных птиц.
В рабочей тетради подписывают
рисунки названиями птиц,
используя слова для справок.
Обводят названия певчих птиц.
Отвечают на вопрос: каких птиц
называют певчими
Узнают кошек на иллюстрациях и
фотографиях, относят кошек к
группе домашних животных,
знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за кошками под
руководством учителя, имеют
представление о значении кошек
в
27
содержания их в доме.
24 Животные холодных
районов Земли
1
Расширение представлений о
многообразии животного
мира. Формирование
представлений о животных
холодных районов,
зависимости внешнего вида и
образа жизни животных от
среды обитания
называют собак на
иллюстрациях и фотографиях,
относят собак к группе
домашних животных,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за собаками
под руководством учителя,
имеют представление о
значении собак в жизни
человека. Выполняют задание
в рабочей тетради:
подчеркивают в тексте слова,
относящиеся к кошке;
показывают на рисунке
стрелками еду, которую ест
кошка. Рассматривают
рисунки в рабочих тетрадях;
заполняют схему «Группы
собак»
Называют животных
холодных районов Земли
(белые медведи, тюлени,
моржи, северные олени, песцы,
пингвины) на иллюстрациях и
фотографиях. Относят
животных холодных районов
Земли к разным группам
животных: млекопитающие,
птицы.
Описывают отличительные
признаки внешнего вида
животных, обитающих на
севере
жизни человека. Выделяют
существенные признаки собак,
относят собак к определенным
группам (млекопитающие,
домашние животные, служебные,
охотничьи, декоративные), знают
правила ухода и содержания
собак.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Породы собак», используя
слова для справок. Составляют
памятку об уходе за собакой,
живущей в доме . Записывают в
рабочую тетрадь советы, как
необходимо ухаживать за котенком
Называют животных холодных
районов Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные олени,
песцы, пингвины) в натуральном
виде в естественных условиях и
на картинах. Выделяют
существенные признаки
животных холодных районов
Земли, имеют представления о
взаимосвязях между внешним
видом животных, их образом
жизни и средой обитания.
Относят изученных животных к
определенным группам:
28
25 Животные умеренного
пояса
1
Расширение представлений о
многообразии животного
мира. Формирование
представлений о животных
умеренного пояса,
зависимости внешнего вида и
образа жизни
Узнают животных умеренного
пояса Земли на иллюстрациях
и фотографиях, называют
изученные объекты, относят
животных умеренных районов
Земли к разным группам
животных: млекопитающие,
птицы.
В рабочей тетради узнают на
животных умеренного пояса
нашей страны и подписывают
их названия, используя
помощь учителя
26 Животные жарких
районов Земли
1
Расширение представлений о
многообразии животного
мира. Формирование
представлений о животных
жаркого пояса, зависимости
внешнего вида и образа
Узнают животных жаркого
пояса Земли на иллюстрациях
и фотографиях, называют
изученные объекты, относят
животных жарких районов
Земли к разным группам
млекопитающие, птицы,
млекопитающие суши,
млекопитающие морей и океанов.
Выписывают в тетрадь,
используя текст учебника, как
приспособились животные к
жизни
в суровых условиях
Узнают и называют животных
умеренных районов Земли (не
менее 5) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют
существенные признаки
животных умеренного пояса
Земли, имеют представления о
взаимосвязях между внешним
видом животных, их образом
жизни и средой обитания,
относят изученных животных к
определенным группам животных
–
млекопитающие,
пресмыкающиеся,
птицы;
травоядные, хищники.
Выписывают в тетрадь название
животных, обитающих в
умеренном
поясе
нашей
страны
Узнают и называют животных
жарких районов Земли (лев, слон,
кенгуру, жираф) в натуральном
виде в естественных условиях и
на картинах, выделяют
существенные признаки
животных жарких районов Земли,
29
жизни
животных: млекопитающие,
птицы. Рассказывают об
особенностях внешнего вида
одного из животных жарких
районов Земли по плану и
опорным предложениям
27 Животный мир нашей
страны
1
Формирование
представлений о
многообразии животного
мира России: взаимосвязь
образа жизни и природных
условий. Охрана природы
Узнают животных различных
районов нашей страны
(тундры, лесов, степей,
пустынь, гор) на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют животных,
обитающих в нашей стране,
относят животных России к
разным группам (птицы,
млекопитающие)
28 Охрана животных.
Заповедники. Красная
книга России
1
Формирование представлений
о необходимости охраны
природы (животного мира),
знакомство с Красной книгой:
заповедники, заказники.
Узнают животных Красной
книги (тигр, соболь, зубр,
пеликан) на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, имеют
имеют представления о
взаимосвязях между внешним
видом животных, их образом
жизни и средой обитания, относят
изученных
животных к определенным
группам животных – травоядные,
хищники. По рисункам и
иллюстрациям называют
особенности внешнего
вида животных жарких районов
Земли
Узнают и называют животных
разных районов нашей страны (по
2–3 животных), выделяют
существенные признаки
животных разных районов
России, называют животных,
обитающих в России, известных
из других источников, имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида животного и места
обитания, относят животных к
разным группам на основании
различных признаков
( пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие; хищные,
травоядные)
Узнают и называют животных,
включенных в Красную книгу
России, знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе.
30
Зоопарки Закрепление знаний о
растительном мире России.
Обобщение знаний о
животных своей местности,
формирование представления о
животном мире своего края
29 Человек Как устроен
наш организм Как
работает наш организм
1
Расширение и уточнение
представлений о строении
тела человека.
Формирование
представлений об
организме человека.
Формирование
представлений о
внутренних органах
человека и их
взаимодействии:
Формирование
представлений о
пищеварительной системе,
дыхательной
системе, кровеносной
системе, выделительной
системе, нервной системе;
о согласованной работе
представление о
значении Красной книги.
В рабочей тетради узнают на
рисунках животных,
охраняемых в заповедниках, и
подписывают их
названия, раскрашивают их
карандашами разных цветов,
используя помощь учителя
Узнают животных своей
местности на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
животных своей местности к
разным группам животных
(птицы, млекопитающие)
Называют части тела на
иллюстрациях. Называют
основные органы человека
(сердце, легкие, желудок,
кишечник, печень, почки,
органы чувств) на
иллюстрациях, с помощью
учителя.
В рабочей тетради
подписывают названия
основных частей тела
человека. Рассматривают
рисунки, записывают в тетрадь
чем
отличаются и что общего у
людей, изображенных на
рисунках Называют системы
органов с опорой на учебник
и иллюстрации.
В рабочей тетради подписывают
рисунки животных, охраняемых в
заповедниках, раскрашивают их
карандашами разных цветов.
Называют животных, обитающих
в своей местности, относят
животных своей местности к
различным классификациям
(млекопитающие, птицы, рыбы;
хищные, травоядные)
Имеют представления о
взаимосвязях между органами
организма человека. Называют
системы органов. Рассказывают о
значении систем органов в
организме человек и их работе.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают названия
отдельных органов в соответствии
с названными системами;
соединяют линией рисунки с
изображением внутренних
органов человека с их значением
и функциями.
31
организма человека
30 Здоровый образ жизни
человека Осанка
Здоровое питание
1
Формирование
представлений о здоровом
образе жизни: соблюдение
чистоты, правильное
питание, чередование работы
и отдыха, закаливание,
занятие спортом, отсутствие
вредных привычек
Уточнение и расширение
представлений о правильной
осанке. Профилактика
нарушения осанки
31 Органы чувств Правила
гигиены и охрана
органов чувств
1
Расширение и уточнение
представлений об органах
чувств человека
Формирование знаний о
правилах гигиены органов
чувств Формирование
представлений о здоровом
Рассказывают о значении
систем органов в организме
человека с помощью
учителя.
В рабочей тетради
подписывают названия
внутренних органов человека
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни.
Понимают значение здорового
образа жизни в жизни
человека, выполняют
несложные задания (под
контролем взрослого).
Записывают правила здорового
образа жизни, используя
опорные предложения в
рабочей тетради Узнают
правильную осанку на
иллюстрациях и фотографиях.
Знают и соблюдают правила
здорового жизни, понимают
его значение в жизни человека,
выполняют несложные задания
(под контролем взрослого).
Дорисовывают на рисунке в
рабочей тетради, как надо
сидеть правильно
Узнают органы чувств (глаза,
уши, нос, язык) на
иллюстрациях и схемах,
называют изученные органы,
имеют представление о
значении органов чувств. В
рабочей тетради вставляют в
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни,
совершают действия по
соблюдению санитарногигиенических норм.
Составляют свой режим дня.
Записывают в тетрадь правила
здорового образа жизни,
используя опорные слова
Имеют представление о
влиянии осанки на здоровье
человека.
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни,
совершают действия по
соблюдению санитарногигиенических норм.
Подчеркивают в тексте карточки
те условия, при которых осанка
будет правильной.
Узнают и называют изученные
органы (глаза, уши, нос, кожа,
язык), показывают их на
рисунках, схемах, макетах.
Относят зрение, слух, осязание,
вкус к органам чувств, имеют
представление о взаимосвязи
32
32 Дыхание.
Органы
дыхания.
Правила
гигиены
Оказание
первой медицинской
помощи
1
питании. расширение и
уточнение знаний о
продуктах питания
предложения пропущенные
слова о значении органов
чувств, используя помощь
учителя
Соблюдают режим дня,
правила личной гигиены и
здорового образа жизни,
понимают их значение в
жизни человека, выполняют
несложные задания (под
контролем взрослого)
Соблюдают режим дня,
правила личной гигиены и
здорового образа питания,
понимают их значение в
жизни человека.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: записывают
продукты растительного и
животного происхождения,
используя слова для справок
и помощь учителя
Формирование
представлений об органах
дыхания и правилах гигиены
органов дыхания
Формирование
представлений о первой
помощи и правилах ее
оказания. Оказание помощи
при порезах, царапинах,
ушибах, обморожении,
Узнают и называют органы
дыхания (нос, легкие) на
иллюстрациях и схемах, имеют
представление о значении
органов чувств. Знают и
соблюдают правила здорового
образа жизни, понимают его
значение в жизни человека,
соблюдают правила личной
гигиены.
органов чувств в организме и их
значении.
В рабочей тетради вставляют в
предложения пропущенные слова о
значении органов чувств
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, совершают
действия по соблюдению
санитарно- гигиенических норм.
Составляют правила гигиены
органов чувств, записывают в
тетрадь
Узнают и называют продукты
животного и растительного
происхождения, выделяют их
признаки, относят продукты к
соответствующим группам. Знают и
соблюдают правила здорового
образа питания, совершают
действия по соблюдению
санитарно-гигиенических норм.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: записывают продукты
растительного и животного
происхождения; что вредно и что
полезно для организма
Узнают и называют изученные
органы (нос, легкие), показывают
их на рисунках, схемах, макетах.
Относят нос, легкие к органам
дыхания, имеют представление о
взаимосвязи органов и систем в
организме и их значении. Знают
и соблюдают правил здорового
образа жизни, совершают
действия по соблюдению
33
ожогах
33 Профилактика
1
простудных заболеваний
Обращение за
медицинской помощью
Медицинские
учреждения нашего
города и поселка
Формирование
представлений о простудных
заболеваниях и мерах,
принимаемых для
профилактики и лечения.
Профилактика простудных
заболеваний Формирование
представлений о
специализации врачей и
необходимости при
заболевании обращаться к
врачу Уточнение и
расширение представлений о
медицинских учреждениях
своего города и их
специализации
В рабочей тетради на рисунках
находят органы дыхания и
подписывают их Знают и
соблюдают правила здорового
образа жизни, понимают его
значение в жизни человека,
соблюдают правила
безопасного поведения в
природе и обществе (под
контролем взрослого),
выполняют несложные
задания по
первой доврачебной помощи
(под контролем взрослого).
санитарно- гигиенических норм.
На рисунках в рабочей
тетради находят органы
дыхания и подписывают их;
дополняют рассказ о
значении носа для организма
человека, вставляя
пропущенные слова в текст
карточки Знают и соблюдают
правила безопасного поведения.
Выполняют доступные
возрасту меры первой
доврачебной помощи.
Соединяют линией рисунок с
нужной рекомендацией по
оказанию помощи при
повреждениях кожи
Знают и соблюдают правила
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни,
поведения при простудных
правила личной гигиены,
заболеваниях, знают и соблюдают
понимают их значения в
правила профилактики
жизни человека,
простудных заболеваний,
выполняют несложные задания совершают действия по
по оказанию первой
соблюдению санитарнодоврачебной помощи (под
гигиенических норм.
контролем взрослого). По
Выполняют доступные возрасту
рисункам в рабочей тетради,
меры первой доврачебной
составляют и записывают
помощи. Используя рисунки в
предложения о способах
рабочей тетради, составляют и
закаливания, используя помощь записывают
учителя Узнают врачей на
предложения о способах
иллюстрациях, фотографиях,
закаливания
называют специализации врачей. Называют специализацию врачей
Выписывают названия
(педиатр, терапевт, лор, окулист),
специализации врачей, к
соотносят заболевания
34
34 Обобщение Неживая
природа Живая природа
1
Обобщение и закрепление
представлений о предметах и
явлениях живой и неживой
природы Дифференцировать
живую и неживую природу
которым можно обратиться за
помощью при разных видах
заболевания, используя слова
для справок. Знают медицинские
учреждения своего города,
знают правила поведения в
медицинских учреждениях
Узнают и называют изученные
предметы на иллюстрациях,
фотографиях, относят
изученные предметы к
определенным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва), называют предметы,
относящиеся к почве,
полезным ископаемым,
свойства воды, воздуха, знают
элементарные правила
безопасного поведения в
природе, имеют представление
о значении неживой природы в
жизни
человека
внутренних органов и
специализацию врача.
Выписывают в тетрадь названия
врачей, к которым можно
обратиться за помощью при
разных видах заболевания
Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах, схемах и в натуральном
виде, относят предметы неживой
природы к разным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва), выделяют существенные
признаки каждой группы. Имеют
представления о взаимосвязях
между неживой и живой
природой. Знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе
35