Приложение 1 к АООП
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.
Адаптивная рабочая программа по предмету «Русский язык»
(Речевая практика)
для обучающихся 6 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(Вариант1)
п. Азанка
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на
разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное,
эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель программы:
Развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности;
Закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность,
навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи рабочей программы:
—
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
—
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и
умений;
—
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативноречевых) задач;
—
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
—
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
—
развитие положительных качеств и свойств личности.
Коррекционная работа:
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия;
Коррекция пространственной ориентировки;
Активизация мыслительных процессов: обобщение – синтез;
Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала;
Коррекция внимания (объём, переключаемость);
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Поэтому важен не только
дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Общая характеристика учебного предмета
Программа определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной
деятельности учащихся с умственной интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся,
способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданской нравственное, эстетическое воспитание.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для
социальной адаптации. Особое внимание обращено на
исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении используются следующие
принципы:
принцип коррекционно-речевой направленности,
воспитывающий и развивающий принципы,
принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как
предполагает большую работу над значение таких
языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом
психофизического развитий типологических и индивидуальных особенностей учеников. Программа обеспечивает необходимую систематизацию
знаний. Программный материал расположи концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя
прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает следующие разделы:
Основные разделы
Звуки и буквы
Пояснение
Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание
при этом уделяется фонетическому разбору
Слово
. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли
значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря
учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и
согласных в корне слова и в приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор,
сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных
слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим
Предложение
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки
умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет
обучения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь
Большое внимание уделяется формированию навыков связной
письменной речи, т. к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме
весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и
правильного произношения, обогащением и уточнением
словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. В 6 классе
школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум
направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в
оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование
навыков четкого, правильного,
внимание к четкому и аккуратному письму
Графические навыки
Формы организации учебного процесса
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные,
комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты. Письмо по памяти, грамматический
разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и
комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и
грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в 6 классе - диктанты. В числе видов грамматического разбора следует
использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей
слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
На уроках русского языка используются следующие методы:
словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр
практические - упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные типы УРОКОВ:
урок усвоения новых знаний;
урок применения новых знаний, умений и навыков; урок контроля знаний и умений;
урок обобщения и систематизации.
Нетрадиционные формы уроков:
интегрированный, урок-игра
урок-экскурсия, практическое занятие, заочная экскурсия, урок путешествие.
На уроках русского языка предусматривается:
работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами
и схемами, с различными моделями;
выполнение практических работ и мини-исследований; моделирование объектов и процессов;
уроки с элементами исследования
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по письму и развитию речи
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки школьников, которые содержат следующие компоненты:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков.
Основные требования к умениям учащихся 6 класс
1-й уровень – базовый уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов)
• делить текст на предложения;
• выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
• самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки
каждой части (до 60 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
• находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
2- й уровень – минимально допустимый уровень
• списывать текст целыми словами;
• писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• исправлять текст с помощью учителя;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• различать части речи по вопросам с помощью учителя;
• пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.
Контрольно – измерительные материалы
Итоговые контрольные диктанты в конце каждой четверти.
Контрольные диктанты с грамматическим заданием или контрольное списывание проводится после изучения каждой темы.
Организуя итоговую ( контрольную) проверку знаний учащихся следует исходить из достигнутого ими минимального уровня, и из
возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие
нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребёнку с интеллектуальным дефектом,
поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.
1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
При изучении предмета «Русский язык» в 6 классе (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающиеся должны достигнуть
следующих результатов:
Личностные результаты:
Обучающиеся научатся:
• понимать роль русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
• осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
• применять достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознавать эстетическую ценность русского языка;
• уважительно относиться к родному языку;
• испытывать гордость за родной язык; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• стремиться к речевому самосовершенствованию;
• осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью.
Обучающиеся научатся:
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (темы текста, основной мысли);
• адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;
• способности извлекать информацию из различных источников;
• умению воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
• способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
• способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
• умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
•
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
Обучающиеся получат возможность научиться:
применять полученные знания, умения и навыки на межпредметном уровне (на уроках истории, литературы и др.);
принимать участие в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; составлять простой план.
Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты.
Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно
пересказывать повествовательные художественные тексты.
Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой
план анализируемого текста.
Правильно произносить широко употребляемые слова.
Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа.
Указывать морфологические признаки изученных частей речи.
Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Составлять сложный план текста, прогнозировать содержание текста по заголовку, выбирать уместный тон речи при чтении текста
вслух.
Создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи.
Подробно и сжато пересказывать тексты.
Определять тему, основную мысль текста.
Различать части речи, правильно указывать морфологические признаки изученных частей речи.
Находить орфограммы в морфемах.
Содержание учебного предмета 6 класс
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены
предложения. Различение предложений по интонации. Коллективное составление текста по серии картинок.
Звуки и буквы. Текст
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные
звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е,ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и
безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово.
Текст. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и
суффиксов. Правописание проверяемых
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставки и предлог. Разделительный ъ. Записка.
Части речи.
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у
существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных по падежам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении
имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). Коллективное составление
рассказа. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Письмо.
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены
предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки
препинания при однородных членах. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам
наблюдений. Письмо другу.
Повторение.
Дифференциация орфограмм. Практикум по определению орфограмм. Корень. Родственные слова. Безударная гласная в слове. Части речи.
Повторение. Дифференциация частей речи.
Решение орфографических задач.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
№п/
п
1.
обучающихся
6 класс
Тема
Содержание
Знания
Умения
Кол-во часов
Повторени е.
Предложен ие.
Предложение. Главные
члены предложения.
Второстепенные члены
предложения.
Предложения
распространенные и
нераспространенные.
Однородные члены
предложения.
Перечисление без
союзов и с одиночным
союзом «И».
Понятия:
Подлежащее, сказуемое.
Второстепенные члены
предложения.
Главные и
второстепенныечлены
предложения.
Предложения
нераспространенные и
распространенные.
Однородные члены
предложения.
Уметь различать члены
предложения,
Дифференцировать
предложения
распространенные и
нераспространенные
, выделять однородные члены
предложения.
7ч
Знаки препинания при
однородных членах.
Словарные слова: фанера.
2.
Звуки и буквы.
Алфавит. Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные.
Звонкие и глухие согласные.
Слова с разделительным
«Ь».
Понятия:
Звуки и буквы.
Алфавит.
Звуки гласные и
согласные.
Согласные мягкие и
твердые.
Согласные звонкие и глухие.
Разделительный мягкий знак.
Уметь правильно обозначать
звуки буквами на письме.
Уметь употреблять правило
правописания слов с
разделительным мягким
знаком.
8ч
Уметь подбирать группы
родственных слов
(несложные случаи).
Проверять написание в корне
безударных гласных, звонких
и глухих согласных путем
подбора родственных слов.
Разбирать слово по составу.
12 ч
Уметь выделять имя
существительное как часть
речи.
17ч
Словарные слова: вокруг.
3.
4.
Слово.
слова.
Состав
Части речи.
Имя
существите льное.
Корень. Однокоренные
слова.
Приставка, суффикс.
Окончание.
Правописание безударных
гласных в корне слова.
Правописание проверяемых
звонких и глухих согласных
в корне слова.
Двойные и
непроизносимые
согласные.
Приставка и предлог.
Разделительный твердый знак
«Ъ» после приставок.
Правописание
приставок.
Понятия. Однокоренные слова.
Корень.
Приставка. Суффикс.
Окончание. Приставка и
предлог.
Правописание падежных
окончаний.
Склонение имен
существительных.
Множественное число имен
существительных.
Словарные слова:
смородина, медаль, кефир,
печенье,
сметана, шоколад, перрон.
Словарные слова: мужчина,
женщина,
семена,
сейчас,
теперь,
телеграмма, середина, договор,
выкройка
Именительный и
винительный падежи.
Дательный падеж.
Творительный падеж.
Предложный падеж.
Родительный падеж.
Знакомство с именами
существительными,
употребляемыми только в
единственном или только во
множественном числе.
5.
6.
Части речи.
Имя
прилагател ьное.
Предложен ие.
мужского и среднего
рода.
Деловое письмо: заметка в
стенгазету.
Склонение имен
прилагательных женского
рода. Родительный,
дательный и предложный
падежи имен прилагательных
женского рода.
Творительный падеж имен
прилагательных женского
рода.
Винительный падеж имен
прилагательных женского
рода.
Винительный и
творительный падежи
имен прилагательных
женского рода.
Закрепление
пройденного материала.
Склонение имен
прилагательных во
множественном числе.
Родительный и
предложный падежи.
Дательный и
творительный падежи.
Понятия:
Имя прилагательное. Род имен
прилагательных.
Число имен
прилагательных.
Склонение имен
прилагательных.
Однородные члены
предложения. Сложное
Понятия:
Простое предложение. Простые
Уметь выделять имя
прилагательное как
Часть речи.
Словарные слова:
командир, шоссе, сосед, экватор,
прекрасный, календарь, апельсин,
мандарин, добыча, конфета,
сервиз.
Уметь различать
предложения простые и
18ч
предложение. Обращение.
Дифференциация
простого и сложного
предложения.
предложения с однородными
членами. Сложное предложение.
Обращение.
сложные.
Уметь строить простое
распространенное
предложение.
Словарные слова: балкон, фонтан.
7.
Повторение
6ч.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6- класс
68 часов (2 часа в неделю)
по учебнику Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 6 кл.: учебник для спец (корр.) образовательных учреждений VIII вида, - изд. 7,М.: Просвещение, 2014
№
Дата
по плану
Темы уроков
Кол-во часов
по
факту
Повторение(7 часов)
1
2
3
4
5
6
7
Предложение. Главные и второстепенные члены
предложения.
Предложения нераспространённые и распространённые.
1
1
1
1
1
1
1
11
Однородные члены предложения.
Изложение № 1 «Осень» (по упр. 17)
Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.
Знаки препинания при однородных членах.
Контрольный диктант № 1 «Предложение»
Звуки и буквы(8 часов)
Звуки и буквы. Алфавит.
Звуки гласные и согласные. Словарный диктант № 1.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих
согласных.
Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных»
12
13
Слова с разделительным ь.
Составление рассказа по картинкам по составленному плану (по упр. 31)
1
14
15
Двойные и непроизносимые согласные.
Контрольный диктант № 2 «Звуки и буквы»
Слово(12 часов)
Однокоренные слова.
Корень, приставка, суффикс и окончание.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Составление рассказа по опорным словам и данному
плану (по упр. 56)
Правописание проверяемых безударных гласных,
звонких и глухих согласных в корне слов.
1
1
8
9
10
16
17
18
19
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
22
23
24
25
26
27
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Словарный
диктант
№ 2.
Правописание
приставок.
Приставка и предлог.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес»)
Разделительный ъ.
Контрольный диктант № 3 «Состав слова»
Сочинение № 1 по составленному плану на материале
экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности «Был такой случай»
1
1
1
1
1
1
1
28
29
30
31
32
33
34
35
Части речи (17 часов)
Значение имени существительного и его основные
грамматические признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имён
существительных единственного числа.
Изложение № 2 «Еж»
Деловое письмо: письмо товарищу (по упр. 151)
Правописание падежных окончаний.
Словарный диктант № 3.
Склонение имён существительных во множественном
числе.
Правописание родительного падежа существительных
женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными,
употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
1
1
1
1
1
1
1
1
36
37
38
39
40
Изложение № 4 «Зима!»
Контрольный диктант № 4 «Имя существительное»
Понятие об имени прилагательном.
Значение имени прилагательного в речи.
1
1
1
1
Изложение № 5 «Куликовская битва» (по упр. 219)
1
41
Умение различать род, число, падеж прилагательного
по роду, числу и падежу существительного и согласовать прилагательное с существительным в
роде, числе и падеже.
1
42
43
44
45
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных в единственном и множественном числе.
Сочинение № 2 по картине И.Левитана «Март» (по
упр. 344)
Контрольный диктант № 5 «Имя прилагательное»
Предложение (18 часов)
Простое предложение. Словарный диктант № 4.
1
1
1
1
46
47
48
49
51
52
53
54
55
Простые предложения с однородными членами.
Знаки препинания при однородных членах.
Главные и второстепенные члены предложения в
качестве однородных.
Сочинение № 3 по картине Б. Кустодиева «Ярмарка»
1
1
Сложное предложение.
2
Деловое письмо: заметка в стенгазету о хороших и плохих поступках детей
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном
предложении.
Сложные предложения с союзами и, а, но.
1
1
1
1
1
Деловое письмо: объявление (о предстоящих
внеклассных и общешкольных мероприятиях)
1
Знаки препинания перед союзами.
2
Практическое употребление обращения.
1
60
61
62
63
64
65
66
67
Знаки препинания при обращении.
Контрольный диктант № 6 «Предложение»
Работа с деформированным текстом
Звуки и буквы. Состав слова.
Словарный диктант № 5.
1
1
1
68
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
56
57
58
59
Имя существительное. Имя прилагательное. Предложение.
Итоговый контрольный диктант
2
2
1
1