Право, 10-11 (2025-2026)

Приложение 1 к ООП СОО
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Право»
(ФГОС СОО, 10-11 классы)

п. Азанка
Программа учебного курса «Право» предназначена для учащихся 10 -11 классов, мотивированных на углубленное изучение вопросов
обществознания.
Программа курса рассчитана на 1 полугодие в количестве 17 часов (из расчета 1 час в неделю).
Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании
наиболее сложных и дискуссионных вопросов раздела «Право», в том числе для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Цели и задачи курса:
 освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
 овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники
информации;
 развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
 воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
 формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и
индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Практическая направленность курса достигается тем, что обучающиеся осваивают типичные экономические роли потребителя, работника,
налогоплательщика, предпринимателя. Кроме того в данном стандарте в курс экономики включен раздел прикладной экономики, что способствует
развитию интереса к предпринимательской деятельности и формированию у обучающихся практических навыков, необходимых для экономической
деятельности
Стандарт экономического образования предусматривает формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:
в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы,
составлять семейный бюджет;
в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии,
востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;
в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: грамотно взаимодействовать с государством и другими
гражданами в процессе экономической деятельности;
в сфере массовой коммуникации: быть способным находить, критически воспринимать экономическую информацию, передаваемую по каналам
СМИ.
Для решения познавательных и коммуникативных задач обучающиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии,
словари, статистические справочники, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы и другие базы данных, что повышает их информационную
культуру.
Практический характер образования достигается посредством:
 работы с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернет);







критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных
заключений и оценочных суждений;
экономического анализа общественных явлений и событий;
решения задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);
участия в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
написания творческих работ.

Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами являются:
 формирование основ российской гражданской идентичности;
 мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правовых и нравственных нормах, демократии,
социальной справедливости и свободе;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуация, умение не создавать конфликты и находить
выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты проявляются в:
 умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
 умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
 способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей;
 овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения
диалога;
 умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной
знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются:
- целостное представление о праве, государстве и роли человека в нем;
- знание ключевых правовых понятий;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные правоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные,
соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском
обществе ценностей.
Содержание курса
Право, как особая система норм. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и
частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной
России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного
права. Правовая защита природы.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические
правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила
и принципы.
Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4

Тема
Право, как социальный институт. Понятие, признаки и функции права. Роль права в жизни общества. Естественное и
позитивное право. Понятие, структура и виды правовых норм
Источники права: нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай, судебный прецедент.
Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации
Система права. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и процессуальное право. Система российского
права. Практикум
Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды. Особенности правового статуса
несовершеннолетнего

Количество часов
1
1
1
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Виды правонарушений. Состав правонарушения.
Понятие и виды юридической ответственности. Практикум
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Гражданство РФ. Практикум
Личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права человека и гражданина
Конституционные обязанности
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Гражданская дееспособность
несовершеннолетних
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений
супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового
договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых
прав. Особенности регулирования трудовых прав несовершеннолетних
Административное правонарушение и административная ответственность. Виды наказаний в административном
праве. Практикум
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная
ответственность, ее виды, цели. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса. Участники
гражданского процесса
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях
административных правонарушениях
Уголовный процесс, его принципы и стадии. Участники уголовного процесса. Меры процессуального принуждения.
Практикум
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».