Информатика, 5-6 (2025-2026)

Приложение к ООП ООО,
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка №129 от 29.08.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Информатика»
(ФГОС ООО, 5-6 классы)

п. Азанка

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа
курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы».
Цели программы:
 формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение
умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
 пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование
общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
 показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
 организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской
деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
 организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и
графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим
предметам и в жизни;
 создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения
правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей
результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного
обеспечения Linux в образовательном процессе.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
 учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
 методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и
приемы работы с УМК;
 комплект цифровых образовательных ресурсов;
 сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи
по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5
классе, даны ответы, указания и решения.
Программа рассчитана на 17/17 часов в год, 5 класс 1 час в неделю 1-ое полугодие /6 класс 1 час в неделю 2-ое полугодие.

Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, а на вторую часть урока
предлагается компьютерный практикум (практические работы). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в
учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за
счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным
содержанием.
Содержание элективного курса
1. Компьютер для начинающих
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление
компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
2. Информация вокруг нас
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления
информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные
формы представления информации.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.
Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений.
Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере.
Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа «Вводим текст».
Практическая работа «Редактируем текст».
Практическая работа «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа «Форматируем текст».
Практическая работа «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
















Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе,
обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со
средствами ИКТ.

Учебно-тематический план 5 класс
№
1
2

Название темы
Компьютер для начинающих
Информация вокруг нас

общее
4
7

Количество часов
теория
2
4

практика
4
3

3
4

Информационные технологии
Повторение
(мини-проект)
Итого:

4
2

1

3
2

17

7

10

Учебно-тематический план 6 класс
№
1
2
3
4

Название темы
Компьютер для начинающих
Информация вокруг нас
Информационные технологии
Повторение
(мини-проект)
Итого:

общее
3
7
4
3
17

Количество часов
теория
2
4
1
7

практика
4
3
3
2
10

Тематическое планирование 5 класс
№
п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.
Информация. Компьютер

1

2.

Действия с информацией. Хранение информации.

1

3.

Носители информации.

1

4.

Передача информации.

1

5.

Кодирование информации.

6.

Текст как форма представления информации. Табличная форма представления
информации.

1
1

7.

Наглядные формы представления информации.

1

8.

Обработка информации. Практическая работа «Выполняем вычисления с
помощью программы Калькулятор»

1

9.

Обработка текстовой информации. Практическая работа «Вводим текст»

1

10.

Обработка текстовой информации. Практическая работа «Редактируем текст».

1

Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа «Работаем с
фрагментами текста»
Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа «Работаем с
фрагментами текста»
Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная
графика. Практическая работа «Знакомимся с инструментами графического
редактора».

1

Преобразование информации по заданным правилам. «Выполняем вычисления
с помощью программы Калькулятор» (часть 1)

1

11.
12.
13.
14.

1
1

№
п/п

Тема урока

Количество часов

15.

Преобразование информации путем рассуждений.

1

16.

Разработка и реализация мини-проекта

1

17.

Защита мини-проекта

1

Тематическое планирование 6 класс
№
п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.
Информация. Компьютер

1

2.

Действия с информацией.

1

3.

Носители информации.

1

4.

Передача информации.

1

5.

Кодирование информации.

6.

Текст как форма представления информации. Табличная форма представления
информации.

1
1

7.

Наглядные формы представления информации.

1

8.

Обработка информации. Практическая работа «Выполняем вычисления с
помощью программы Калькулятор»

1

9.

Обработка текстовой информации. Практическая работа «Вводим текст»

1

10.

Обработка текстовой информации. Практическая работа «Редактируем текст».

1

Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа «Работаем с
фрагментами текста
Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа «Работаем с
фрагментами текста
Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная
графика. Практическая работа «Используем инструменты графического
редактора».

1

14.

Преобразование информации по заданным правилам. «Выполняем вычисления
с помощью программы Калькулятор» (часть 2)

1

15.

Преобразование информации путем рассуждений.

1

11.
12.
13.

1
1

№
п/п

Тема урока

Количество часов

16.

Разработка и реализация мини-проекта

1

17.

Защита мини-проекта

1

Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».