Политика и право, 9 (2025-2026)

Приложение 1 к ООП ООО
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Политика и право»
(ФГОС ООО, 9 класс)

п. Азанка
Программа учебного курса «Основы правовых знаний» предназначена для учащихся 9 класса.
Программа имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность.
Программа курса рассчитана на 1 год обучения в количестве 17 часов (из расчета 1 час в неделю в течении 1 полугодия).
Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании
наиболее сложных и дискуссионных вопросов разделов «Политика», «Право», в том числе для подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Цели изучения курса «Политика и право»:
 формирование углублённого интереса к политике и праву, создание основы для формирования гражданина демократического, правового
государства, в том числе правовой культуры и компетентности выпускника.
Предметный курс «Политика и право» сохраняет преемственность с учебным предметом «Обществознание», при этом, не дублируя материал, излагаемый
в базовом курсе. Предметный курс «Политика и право» предполагает углублённое изучение отдельных разделов основного курса «Обществознание», в
частности проблем, посвящённых политической сфере жизни общества и правовой культуре гражданина Российской Федерации.
 формирования представлений о праве как об особой форме регулирования отношений в обществе;
 воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
 формирования демократического уклада жизни, обеспечивающего учащимся умение отстаивать свои права, участие в выработке правил и норм,
регулирующих отношения в обществе;
 развития способности строить собственное правомерное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;
 проведения практикумов с моделированием типичных правовых ситуаций и социальных явлений, институтов демократии, практическое
освоение навыков ведения дискуссии и отстаивания своей точки зрения;
 развития способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредсказуемым результатом, способностей к анализу социальных и правовых
норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;
 развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи
Задачи изучения курса «Политика и право»
 способствовать усвоению учащимися основных политологических и правовых понятий и терминов;
 способствовать формированию политической культуры, твёрдой гражданской позиции ученика;
 создание условий для формирования правовой компетентности выпускников;
 правоведческое содержание призвано активизировать познавательный интерес, способствовать усвоению основ правовых знаний,
обеспечивающих их успешные действия в реальных правоотношениях и ситуациях, способствовать познанию учащимися норм отраслевого
законодательства: гражданского, семейного, трудового, уголовного, административного и других;
 интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач правоведческого курса. Интеллектуальное развитие обеспечивается
информативной насыщенностью уроков, организацией процесса обучения с применением современных образовательных технологий,
способствующих формированию способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами и способности к реальным действиям в
таких ситуациях;
 в рабочую программу включены материалы, обладающие широкими воспитательными возможностями, ориентированные на усвоение
общечеловеческих ценностей.

Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами являются:
 формирование основ российской гражданской идентичности;
 мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правовых и нравственных нормах, демократии,
социальной справедливости и свободе;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуация, умение не создавать конфликты и находить
выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты проявляются в:
 в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
 умении объяснять правовые явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
 способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в них; овладении
различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) исследовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
 умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей;
 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
 поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
 перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; объяснение изученных положений на конкретных примерах;
 оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде;
 выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются:
Знать термины:
Право, мораль, правовая норма; императивные, диспозитивные нормы права; разрешающая, обязывающая, запрещающая нормы права; гипотеза,
диспозиция, санкция; правоотношение: объекты и субъекты; юридический факт; правоспособность и дееспособность; закон, Конституция; гражданское
право; трудовое право; семейное право; административное право, конституционное право; отрасли права, правосознание, правопорядок, правонарушение,
юридическая ответственность, презумпция невиновности, гражданство, сделка, исковая давность, обязательство, право собственности, семья, брак,
усыновление (удочерение), опека и попечительство, преступление.
Называть:
Виды юридических норм по предмету правового регулирования, по форме выражения правового предписания, основные права человека, политические
свободы, отрасли права. Особенности гражданского права. Задачи трудового права. Особенности семейного права. Особенности конституционного права.
Основные принципы правового государства. Источники права. Основные и текущие законы. Формы реализации права. Полномочия законодательной
власти. Задачи исполнительной власти. Виды правонарушения. Виды юридической ответственности. Специфические признаки преступления.
Описывать:

Естественные, неотчуждаемые права человека. Конституцию как основной закон государства. Гражданский кодекс РФ. Семейный, Уголовный, Трудовой
Кодексы РФ, Закон «О защите прав потребителя» – как основные источники российского текущего законодательства. Структуру и задачи
правоохранительных органов и их функции в обеспечении законности и правопорядка.
Сравнивать:
моральные и правовые нормы. Функции законодательной, исполнительной и судебной власти. Назначение адвокатуры и прокуратуры. Задачи органов
внутренних дел и органов безопасности.
Объяснять с помощью примеров:
императивные, диспозитивные нормы права; разрешающие, обязывающие, запрещающие. Объекты и субъекты правоотношений. Основные принципы
правового государства. Содержание прав человека. Проявление различных уровней правосознания. Правомерное и неправомерное поведение. Виды
правонарушений и виды юридической ответственности. Отрасли права и предметы их регулирования. Личные и имущественные права и обязанности
супругов. Осуществление законодательной власти через парламент. Содержание прав человека. Задачи органов судебной власти.
Оценивать, исходя из внешних критериев:
значение знания правовых норм для жизнедеятельности человека. Значение прав человека и условия их реализации. Значение принципа презумпции
невиновности и презумпции виновности.
На базе представленных выше знаний программа призвана дать возможность учащимся:
 овладеть юридическими терминами и понятиями;
 усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение
прав и свобод других граждан;
 понимать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;
 уметь применять правовые знания. Проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку
собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
 осуществлять свои права на практике; руководствоваться в различных сферах жизни существующими юридическими нормами;
 уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность,
текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)
 иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности;
 осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
 иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
 иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности.
 знать правила поведения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств.
Содержание курса
Введение (1 ч.)
Общая характеристика власти и норм догосударственного периода. Причины и формы возникновения государства. Основные теории
происхождения государства. Особенности возникновения права.
Государство (5 ч.)

Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Легитимность и легальность государственной власти. Понятие, признаки и
сущность государства. Характеристика основных внутренних функций современного Российского государства. Характеристика основных внешних
функций Российского государства. Формы и методы осуществления функций государства.
Типология государств. Формационный и цивилизационный подход к типологии государств. Формы государственного правления и
государственного устройства.
Механизм государства: понятие, основные черты, структура. Понятие и признаки органов государства. Классификация государственных органов.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Органы государственного и местного самоуправления.
Право и человек (4 ч.)
Основы правового статуса человека и гражданина. Правовое положение человека. Гражданство. Правовой статус гражданина. Права,
принадлежащие (в соответствии с Конституцией РФ) только гражданину. Обязанности, принадлежащие (в соответствии с Конституцией РФ) только
гражданину. Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Развитие положений
Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве.
Право и государство (5 ч.)
Основы конституционного строя. Место Конституции в правовой системе страны. Понятие основ конституционного строя. Формы правления.
Формы государственного устройства. Виды политического режима. Принципы правового государства. Права и свободы человека как высшая ценность.
Органы государственной власти и местного самоуправления. Принцип разделения властей. Государственный аппарат. Президент РФ — глава
государства. Законодательная власть — Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Исполнительная
власть. Правительство — высший исполнительный орган государства. Судебная власть. Органы государственной власти субъектов РФ.
Представительные законодательные органы субъектов РФ. Исполнительные органы субъектов РФ. Местное самоуправление муниципальных
образований, городских, сельских поселений. Правоохранительные органы: суды, прокуратуры, органы внутренних дел, нотариат, адвокатура. Понятие
правоохранительных органов. Судебные органы (Конституционный суд, Верховный суд РФ, краевой, областной и приравненные к ним суды, районные
(городские) суды). Суд присяжных в составе областного, краевого суда. Служба судебных приставов. Органы прокуратуры (Генеральная прокуратура
РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ; нижестоящие прокуратуры). Органы внутренних дел (полиция — криминальная и общественной
безопасности, подразделения предварительного следствия, учреждения системы исполнения наказаний и т.д.). Нотариат. Адвокатура.
Человек и государство (2 ч.)
Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления. Гражданин как субъект административных
правоотношений. Административная правоспособность граждан. Основные права и свободы граждан. Административно-правовые средства охраны
личности, защиты прав граждан. Обязанность учреждений, организаций, предприятий и их должностных лиц охранять права и свободы граждан.
Обязанности граждан. Право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Обжалование акта или действия любого
органа или должностного лица. Альтернативный порядок обжалования: в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган (должностному лицу).
Административная и дисциплинарная ответственность. Понятие административной ответственности. Административное правонарушение.
Административное взыскание. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность. Уголовная ответственность.
Понятие уголовной ответственности. Совершение преступления — единственное основание уголовной ответственности. Обстоятельства, при наличии
которых действия, внешне похожие на преступление, не влекут уголовной ответственности. Возраст уголовной ответственности. Вина. Формы вины
(умысел, неосторожность). Вменяемость и невменяемость. Момент наступления уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Освобождение от наказания. Помещение несовершеннолетнего в

специальное воспитательное, воспитательно-лечебное учреждение.
Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5

Тема
Введение
Государство
Право и человек
Право и государство
Человек и государство
ИТОГО

Количество часов
1
5
4
5
2
17

Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема
Введение
Государство
Понятие государства
Функции государства
Типология государств
Типология государств. Практикум
Виды органов власти
Право и человек
Права и свободы человека
Личные права человека
Экономические, социальные и культурные права человека
Политические права граждан
Право и государство
Конституция РФ - основной закон государства. Основы конституционного строя
Как принимаются законы
Судебная система РФ
Правоохранительные органы
Повторительно-обобщающее занятие по теме "Право и государство"
Человек и государство
Гражданство РФ
Конституционные права и обязанности гражданина

Количество часов
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.