Приложение 1 к ИАОП НОО
Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.
Рабочая программа
по предмету «Математика» (математические представления)
для учащейся 1-4 класс с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2) в
соответствии ФГОС НОО
п. Азанка
1
Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………………………………………………3
1.1 Определение и назначение рабочей программы по математике в начальных классах……………………………………………...……….3
1.2 Структура рабочей программы по математике……………………………………………………………...………………………………….3
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………………………………………………………………...4
2.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………...4
2.2 Планируемые результаты освоения программы по математике в начальных классах…………………………………………....................6
2.3 Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы по математике в начальных классах..…8
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………………………………………………………………...9
3.1 Программа формирования базовых учебных действий…………………………………………………...…………………………...............9
3.2 Рабочая программа по математике в начальных классах……………………………………………………………………………………..11
1 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………………………………….12
2 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………………………………….13
3 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………………………………….14
4 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………………………………….15
3.3 Тематическое планирование по математике……………………………………...............................................................................................17
1 КЛАСС…………………………………………………………………………………………………………………………………………17
2 КЛАСС…………………………………………………………………………………………………………………………………………19
3 КЛАСС…………………………………………………………………………………………………………………………………………22
4 КЛАСС…………………………………………………………………………………………………………………………………………25
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
(математическим представлениям) В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития с РАС (вариант 2) разработана на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы обучения учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития с РАС (вариант 2) начального общего образования
(далее – АООП НОО В.8.2).
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития с РАС (вариант 2) разработана и
утверждена МАОУ СОШ п.Азанка» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития с РАС
(вариант 2) на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- СанПиНа п.3.4.16 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи» (вместе с
СП 2.4.3648-20). Санитарные правила зарегистрированы Минюстом России 18.12.2020 №61573;
- АООП НОО (В.8.2.) для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и
множественными нарушениями развития с РАС (вариант 2) МАОУ СОШ п.Азанка;
- учебного плана образовательного учреждения; с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и
запросов участников образовательного процесса.
1.2 СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
(математическим представлениям)
Структура рабочей программы по «Математике» (математическим представлениям) включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения предмета;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы по математике.
3
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся МАОУ СОШ п.Азанка по предмету «Математические
представления» на всех годах обучения, ориентированное на достижение личностных и предметных результатов освоения программы и развития
жизненных компетенций учащихся, формирование базовых учебных действий.
Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование на всех годах обучения предмету в начальной школе.
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика», реализуется в 1 – 4
классах.
Цель обучения – Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине;
формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
формирование умения различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать
последовательность событий.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Формы организации образовательного процесса
Основная форма организации учебного процесса – урок-занятие.
Используемые технологии:
Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения:
Информационно-коммуникативные технологии.
Технология концентрированного обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Технологии личностно-ориентированного образования (игровые технологии, разноуровнего обучения, организация ситуаций
взаимодействия).
Основные методы организации учебного процесса.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
наглядный:
словесный
практический
При использовании практического метода (многократное повторение выполнения конкретного действия) предварительно «отрабатывается»
в подводящих, подготовительных упражнениях, а затем они включаются в в работу.
4
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебнопознавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении предметом.
Средства общения с обучающимися:
1) вербальные;
2) невербальные
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития
каждого ребёнка.
Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Количество часов на реализацию программы по предмету:
Программа предмета курса «Математические представления» в начальной школе рассчитана на 5 лет (с 1 доп. 1класса по 4 класс). В учебном
плане на изучение предмета выделено 340 часов:
в 1 доп. классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 1 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
во 2 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 3 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 4 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю).
2.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с РАС (вариант 2)
результативность обучения каждого ученика оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы по математике представляет собой описание
возможных результатов образования детей данной категории на весь период обучения.
5
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП (вариант 8.2) по предмету является развитие жизненной компетенции,
позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР каждого ребёнка с учетом индивидуальных возможностей и
специфических образовательных потребностей обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух групп
результатов:
- личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО В.8.2 для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с РАС
(вариант 2) предметные результаты по математике планируются с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных
6
потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
Элементарные математические представления о форме, величине;
количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удалённости;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребёнку пределах, счёт, решение элементарных арифметических задач с опорой на наглядность.
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
Использование математических знаний при решении
соответствующих возрасту житейских задач:
умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками;
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса и др.
2.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Система оценки достижений обучающимися программы по предмету предполагает оценивание результатов освоения специальной
индивидуальной программы развития и развития жизненных компетенций учащихся.
При выполнении заданий оценивается уровень
сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера,
положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним взрослого; выполнение инструкции взрослого в
знакомой ситуации, выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.. Учитываются затруднения
обучающихся в освоении предмета, которые не рассматриваются как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Система оценки
результатов отражает степень выполнения обучающимися программы, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет делать;
что из полученного применяет на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно применяет.
Критерии оценивания
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по «Математике» (математическим представлениям) в 3, 4 классах,
отметка выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Оценка достижений возможных предметных результатов переводится
7
в оценку, которая проставляется в классный журнал по учебному предмету.
«усвоено»
«не усвоено»
частично усвоено
3
2
усвоено с ошибками
4
самостоятельно усвоено
5
Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально
подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения.
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития с РАС (вариант 2) направлена на формирование
готовности у детей к овладению содержания АООП по предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации
и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
спокойное пребывание в новой среде;
перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
принятие контакта, инициированного взрослым;
установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;
планирование учебного дня;
ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);
следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
поддержание правильной позы;
направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
подражание простым движениям и действиям с предметами;
выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
принятие помощи взрослого;
использование по назначению учебных материалов;
выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
8
выполнение действий с предметами (по подражанию);
выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
соотнесение одинаковых изображений (по образцу);
выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу);
соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии;
принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
выполнение задания полностью (от начала до конца);
выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов);
выполнение задания с заданными качественными параметрами;
переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся.
3.2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ (математическим представлениям) В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко
попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть
элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети
непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы
ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на
котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в
окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Направления коррекционной работы по предмету:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе
совместной деятельности.
9
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного
участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На всех занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждый урок имеет чётко выраженные начало и конец,
отдельные задания внутри урока отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с
определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву уроков включаются тактильно-ритмические игры
(или другие задания, которые нравятся детям).
Содержание обучения на уроках математики разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям. Нарушения
памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной
отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют
проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Из-за плохого понимания детьми обращённой к ним речи, все занятия по предмету сопровождаются не только речью учителя, но и
разнообразными средствами невербальной коммуникации, побуждающих обучающихся к взаимодействию.
Учитель стимулирует и
организовывает активность каждого ребенка на уроке.
Учебная работа на уроках математики строится концентрически так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ,
закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных этапах урока.
1 доп. 1 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представления о форме (12 часов)
Узнавание (различение) геометрических фигур: круг, квадрат. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой (круг, квадрат).
Штриховка геометрической фигуры (круг, квадрат). Обводка геометрической фигуры (круг, квадрат) по контуру.
Представления о величине (11 часов)
Различение однородных (разнородных по 1 признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине, способом приложения
(приставления). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине.
Пространственные представления (23 часа)
Определение месторасположения предметов в пространстве: вверху, внизу, посередине, близко, далеко. Ориентация на плоскости верх, низ,
середина. Ориентация в пространстве кабинета. Составление ряда из предметов. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления (11 часов)
Узнавание (различение) частей суток. Порядок следования частей суток. Соотнесение деятельности с временным промежутком (день-ночь).
10
Количественные представления (10 часов)
Различение множеств один-много. Соотнесение количества предметов с числом 1. Обозначение числа цифрой 1.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение математики в 1 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели)
2 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представления о форме (21 час)
Узнавание (различение) геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Соотнесение формы предмета с геометрической
фигурой (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Штриховка геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Обводка
геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по контуру. Составление геометрической фигуры (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Представления о величине (12 часов)
Различение однородных (разнородных по 1 признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине, способом приложения
(приставления), наложения. Различение однородных (разнородных) предметов по длине, высоте. Сравнение предметов по длине. Составление
упорядоченного ряда по убыванию.
Пространственные представления (9 часов)
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх, низ, право, лево. Определение месторасположения предметов в
пространстве: вверху, внизу, посередине, близко, далеко. Ориентация на плоскости верх, низ, середина. Перемещение в пространстве в заданном
направлении: вверх, вниз, вправо, влево. Составление предмета из нескольких частей.
Временные представления (13 часов)
Узнавание (различение) частей суток. Порядок следования частей суток. Соотнесение деятельности с временным промежутком (день-ночь).
Узнавание (различение) дней недели (последовательность).
Количественные представления (13 часов)
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств один, много,
мало, пусто. Сравнение множеств без пересчёта: «Много-мало». Преобразование множеств: «Увеличение», «Уменьшение», «Уравнивание».
Соотнесение количества предметов с числом 1. Пересчёт предметов по единице. Обозначение числа цифрой 1. Знакомство с цифрой 1. Цифра 1.
Соотнесение количества предметов с числом.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение математики во 2 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
3 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представления о форме (18 часов)
11
Узнавание (различение) геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Соотнесение формы предмета с геометрической
фигурой (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Штриховка геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Обводка
геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по контуру. Составление геометрической фигуры (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Рисование геометрической фигуры
точка, прямая, ломаная. Рисование круга произвольной (заданной) величины.
Представления о величине (15 часов)
Различение однородных (разнородных по 1 признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине, способом приложения
(приставления), наложения. Различение однородных (разнородных) предметов по длине, высоте, ширине, весу. Сравнение предметов по длине,
высоте, ширине, весу. Составление упорядоченного ряда по убыванию.
Пространственные представления (14 часов)
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке): верх, низ, право, лево, перед, зад. Определение
месторасположения предметов в пространстве: вверху, внизу, близко, далеко, около, рядом, здесь, впереди, сзади, справа, слева. Ориентация на
плоскости вверху, внизу, в центре, справа, слева. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вправо, влево, вперёд, назад.
Составление предмета из нескольких частей. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления (9 часов)
Узнавание (различение) частей суток. Знание (различение) порядка следования частей суток. Соотнесение деятельности с временным
промежутком (сейчас). Знание (различение) дней недели (учебные дни, выходные дни). Знание (различение) смены дней: вчера, сегодня, завтра.
Количественные представления (12 часов)
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств один - много,
один-мало, мало-пусто. Сравнение множеств без пересчёта: «Много-мало». Преобразование множеств: «Увеличение», «Уменьшение»,
«Уравнивание». Соотнесение количества предметов с числом 1. Пересчёт предметов по единице. Обозначение числа цифрой 1, 2, 3. Знакомство с
цифрой 1, 2, 3. Цифры 1, 2, 3. Соотнесение количества предметов с числом.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение математики в 3 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
4 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Количественные представления (23 часа)
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств один - много,
один-мало, мало-пусто. Сравнение множеств без пересчёта: «Много-мало». Преобразование множеств: «Увеличение», «Уменьшение»,
«Уравнивание». Соотнесение количества предметов с числом. Пересчёт предметов по единице. Обозначение числа цифрой 1, 2, 3, 4, 5.
Знакомство с цифрой 4, 5. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с числом. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1-3
(1-5). Счёт в прямой (обратной) последовательности. Определение места числа в числовом ряду.
Представления о величине (9 часов)
Различение однородных предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине длинный-короткий, широкий-узкий, способом
12
приложения, наложения. Различение однородных предметов по величине высокий-низкий, лёгкий-тяжёлый, используя приемы наложения и
приложения, «на глаз», «по весу». Определение среднего по величине предмета из трёх предложенных. Различение однородных (разнородных)
предметов по длине, высоте, ширине, весу. Сравнение предметов по длине, высоте, ширине, весу. Составление упорядоченного ряда по убыванию,
возрастанию.
Представления о форме (12 часов)
Узнавание (различение) геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Соотнесение формы предмета с геометрической
фигурой (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Штриховка геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Составление геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник). Рисование геометрической фигуры точка, прямая, ломаная, отрезок (от руки, по линейке). Соединение точек «от руки» и по
линейке на линованной и нелинованной бумаге. Узнавание геометрических фигур внутри контура предмета. Составление предметов из
геометрических фигур.
Пространственные представления (14 часов)
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке): верх, низ, право, лево, перед, зад. Определение
месторасположения предметов в пространстве: вверху, внизу, близко, далеко, около, рядом, здесь, впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри,
перед, за, над, под. Определение месторасположения предметов: напротив, между, в середине (центре). Ориентация на плоскости вверху, внизу, в
центре, справа, слева. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вправо, влево, вперёд, назад. Составление предмета из
нескольких частей. Определение месторасположения предметов в ряду. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вправо – влево.
Составление ряда из предметов: слева – направо, снизу – вверх, сверху – вниз. Определение отношений порядка следования. Определение
месторасположения предметов в ряду.
Временные представления (10 часов)
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание порядка
следования дней недели. Соотнесение деятельности с временным промежутком: вчера, сегодня, завтра. Знание (различение) дней недели (рабочие
дни, выходные дни). Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом. Знание (различение) смены дней: вчера, сегодня,
завтра. Порядок следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение математики в 4 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
13
3.3ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Математические представления» в 1 классе.
№
п/п
ТЕМА УРОКА
Количе
ство
часов
Представление о форме
12
1
Формирование представлений о форме. Круг.
1
2
Квадрат.
1
3
Маленькие квадраты.
1
4
Большие квадраты.
1
5
Предметы похожие на круг.
1
6
Предметы похожие на квадрат.
1
7
Раскрашивание круга.
1
8
Раскрашивание квадрата.
1
9
Обведение круга по контуру.
1
10
Обведение квадрата по контуру.
1
11
Штриховка круга.
1
12
Штриховка квадрата.
1
Представления о величине
11
13
Формирование представлений о величине. Большой – маленький.
1
14
Длинный – короткий.
1
15
Большие и маленькие игрушки.
1
16
Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный -короткий, используя приемы наложения и
1
приложения.
17
Я большая, а ты маленький.
1
18
Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента.
1
19
Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы.
1
20
Подбери ленты для кукол.
1
21
Постройка башни.
1
22
Длинный мост, короткий мостик.
1
14
23
Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности.
Пространственные представления
24
Формирование пространственных представлений. Вверху-середина-внизу.
25
Определение месторасположения предметов: вверху – внизу – посередине.
26
Разложи игрушки по полкам.
27
Разложи игрушки по полкам.
28
Разложи одежду по полкам.
29
Разложи одежду по полкам.
30
Ориентация на листе бумаги.
31
Вверх-середина.
32
Середина – низ.
33
Ориентация в классе.
34
Ориентация в классе.
35
Середина класса.
36
Пространственные понятия: близко.
37
Разложи игрушки близко.
38
Пространственные понятия: далеко.
39
Разложи игрушки далеко.
40
Игровые упражнения на перемещение в пространстве.
41
Игровые упражнения на изменение положений частей тела.
42
Игровые упражнения на перемещение в пространстве.
43
Игровые упражнения на перемещение в пространстве.
44
Закрепление темы: «Короткий – длинный»,
45
Закрепление темы: «Вверху – середина – внизу».
46
Закрепление темы: «Вверху – середина – внизу».
47
Закрепление темы: «Поровну-больше».
Временные представления
48
Формирование временных представлений. День-ночь.
49
Утро-день.
50
Утро-день-ночь.
51
Части суток.
1
23
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
15
52
Узнавание (различение) частей суток.
53
Режим дня.
54
Режим дня.
55
Ночной режим.
56
Покажи, что ты делал утром.
57
Покажи, что ты делал днем.
58
Покажи, что ты делал вечером.
Количественные представления
59
Формирование количественных представлений. Знакомство с понятием один и много.
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Знакомство с цифрой 1.
Один-много.
Цифра 1.
Много.
Выполнение различных действий: один — много хлопков.
Мои игрушки.
Мои игрушки.
В гостях у лесовика в лесу.
Посчитай сколько шишек, найди цифру 1.
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Математические представления» во 2 классе.
№
ТЕМА УРОКА
п/п
Представления о форме
1
Формирование представлений о форме. Узнавание (различение) геометрических фигур: «Круг».
2
Получение геометрической фигуры «Круг».
3
Обведение круга по контуру.
4
Раскрашивание круга.
5
Предметы похожие на круг.
6
Узнавание (различение) геометрических фигур: «Квадрат».
Кол-во
часов
21
1
1
1
1
1
1
16
7
Сборка геометрической фигуры «Квадрат».
8
Обведение квадрата по контуру.
9
Раскрашивание квадрата.
10 Предметы похожие на квадрат.
11 Узнавание (различение) геометрических фигур: «Треугольник».
12 Сборка геометрической фигуры «Треугольник».
13 Обведение треугольника по контуру.
14 Раскрашивание треугольника.
15 Предметы похожие на треугольник.
16 Узнавание (различение) геометрических фигур: «Прямоугольник».
17 Сборка геометрической фигуры «Прямоугольник».
18 Обведение прямоугольника по контуру.
19 Раскрашивание прямоугольника.
20 Предметы похожие на прямоугольник.
21 Штриховка геометрических фигур.
Представления о величине
22 Формирование представлений о величине. Различение однородных предметов по величине «Большой - маленький».
23 Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине большой -маленький, используя приемы наложения и
приложения.
24 Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы.
25 Различение однородных предметов по величине «Длинный – короткий».
26 Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и
приложения.
27 Длинный мост, короткий мостик.
28 Выделение предметов («короткий - длинный») в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности.
29 Разложи игрушки по полкам.
30 Разложи одежду по полкам.
31 Составление упорядоченного ряда по убыванию: «Репка» (сказка).
32 Составление упорядоченного ряда по убыванию: «Репка» (театрализация).
33 Составление упорядоченного ряда по убыванию. «Стройся в ряд».
Пространственные представления
34 Формирование пространственных представлений. Ориентация в пространственном расположении частей тела: верх-низ.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
17
35 Ориентация в пространственном расположении частей тела: право-лево.
36 Определение месторасположения предметов: близко-далеко.
37 Определение месторасположения предметов: вверху – внизу.
38 Перемещение в заданном направлении: вверх-вниз.
39 Перемещение в заданном направлении: вправо-влево.
40 Перемещение в заданном направлении: вперёд-назад.
41 Ориентация на листе бумаги.
42 Составление предмета из нескольких частей и размещение его на листе бумаги.
Временные представления
43 Формирование временных представлений. Узнавание (различение) частей суток: «Утро».
44 Узнавание (различение) частей суток: «День».
45 Узнавание (различение) частей суток: «Вечер».
46 Узнавание (различение) частей суток: «Ночь».
47 Части суток. Режим дня.
48 Узнавание (различение) дней недели: «Понедельник».
49 Узнавание (различение) дней недели: «Вторник».
50 Узнавание (различение) дней недели: «Среда».
51 Узнавание (различение) дней недели: «Четверг».
52 Узнавание (различение) дней недели: «Пятница».
53 Узнавание (различение) дней недели: «Суббота».
54 Узнавание (различение) дней недели: «Воскресенье».
55 Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал….».
Количественные представления
56 Формирование количественных представлений. Нахождение одинаковых предметов.
57 Разъединение множеств.
58 Объединение предметов в единое множество.
59 Различение множеств: «Один». «Много».
60 Различение множеств: «Мало». «Пусто».
61 Сравнение множеств без пересчёта: «Много-мало».
62 Преобразование множеств: «Увеличение».
63 Преобразование множеств: «Уменьшение».
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
18
64
65
66
67
68
Преобразование множеств: «Уравнивание».
Знакомство с цифрой 1.
Цифра 1.
Пересчёт предметов по единице.
Соотнесение количества предметов с числом. Посчитай сколько, найди цифру 1.
1
1
1
1
1
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Математические представления» в 3 классе.
№
ТЕМА УРОКА
п/п
Представление о форме
1
Формирование представлений о форме. Узнавание (различение) геометрической фигуры «Круг». Получение геометрической
фигуры «Круг».
2
Обведение круга по контуру, раскрашивание круга.
3
Предметы похожие на круг.
4
Узнавание (различение) геометрической фигуры «Квадрат». Сборка геометрической фигуры «Квадрат».
5
Обведение квадрата по контуру, раскрашивание квадрата.
6
Предметы похожие на квадрат.
7
Узнавание (различение) геометрической фигуры «Треугольник». Сборка геометрической фигуры «Треугольник».
8
Обведение треугольника по контуру, раскрашивание треугольника.
9
Предметы похожие на треугольник.
10 Узнавание (различение) геометрической фигуры: «Прямоугольник». Сборка геометрической фигуры «Прямоугольник».
11 Обведение прямоугольника по контуру, раскрашивание прямоугольника.
12 Предметы похожие на прямоугольник.
13 Штриховка геометрических фигур.
14 Рисование геометрической фигуры «Точка».
15 Рисование геометрической фигуры «Прямая линия».
16 Рисование геометрической фигуры «Ломаная линия».
17 Рисование круга произвольной величины.
18 Рисование круга заданной величины.
Представления о величине
Кол-во
часов
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
19
19
20
Формирование представлений о величине. Различение однородных предметов по величине «Большой - маленький».
Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине большой -маленький, используя приемы наложения и
приложения.
21 Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы. Подбери колёса большой машине – маленькой.
22 Формирование представлений о величине. Различение однородных предметов по величине «Длинный - короткий».
23 Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и
приложения «Длинный шарф, короткий шарфик»
24 Выделение предметов (короткий - длинный) в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности.
25 Разложи одежду (обувь) по полкам.
26 Разложи игрушки по полкам.
27 Посади деревья.
28 Составление упорядоченного ряда по убыванию.
29 Составление упорядоченного ряда по убыванию. «Стройся в ряд», «Репка». Сравнение предметов по высоте.
30 Различение однородных предметов по величине «Широкий-узкий».
31 Сравнение предметов по ширине.
32
Различение предметов по весу: «Лёгкий-тяжёлый».
33 Различение предметов по весу: «Качели».
Пространственные представления
34 Формирование пространственных представлений. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом
человеке): верх-низ.
35 Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке): перед-зад.
36 Определение месторасположения предметов: близко-далеко.
37 Определение месторасположения предметов: около – рядом – здесь.
38 Определение месторасположения предметов: вверху – внизу.
39 Определение месторасположения предметов: впереди – сзади.
40 Определение месторасположения предметов: справа – слева.
41 Перемещение в пространстве в заданном направлении: вперёд – назад.
42 Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх – вниз.
43 Перемещение в пространстве в заданном направлении: вправо – влево.
44 Ориентация на плоскости: вверху – внизу – в центре.
45 Ориентация на плоскости: справа – слева.
46 Ориентация на листе бумаги. Составление предмета из нескольких частей и размещение его на листе бумаги.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
47 Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления
48 Формирование временных представлений. Узнавание (различение) частей суток.
49 Знание (различение) порядка следования частей суток.
50 Знание (различение) дней недели (учебные дни).
51 Знание (различение) дней недели (выходные дни).
52 Знание (различение) последовательности дней недели.
53 Знание (различение) смены дней: вчера.
54 Знание (различение) смены дней: сегодня.
55 Знание (различение) смены дней: завтра.
56 Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас.
Количественные представления
57 Формирование количественных представлений. Нахождение одинаковых предметов.
58 Объединение предметов в единое множество. Разъединение множеств.
59 Различение множеств: «Один – много», 1 – мало. Сравнение множеств без пересчёта: «Много – мало».
60 Различение множеств: «Мало – пусто».
61 Сравнение множеств с пересчётом (на слух).
62 Преобразование множеств: «Увеличение». «Уменьшение». «Уравнивание».
63 Цифра 1.
64 Цифра 2.
65 Цифра 3.
66 Пересчёт предметов по единице.
67 Соотнесение количества предметов с числом. «Посчитай сколько».
68 Соотнесение количества предметов с числом. «Посчитай сколько».
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Математические представления» в 4 классе.
№
п/п
ТЕМА УРОКА
Кол-во
часов
21
Количественные представления.
1
Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. (повторение). ИОТ и ТБ – 45-2016.
2
Объединение предметов в единое множество. Разъединение множеств (повторение).
3
Различение множеств: «Один – много», «1 – мало». Сравнение множеств без пересчёта: «Много – мало».
4
Различение множеств: «Мало – много – пусто» (повторение).
5
Сравнение множеств с пересчётом (на слух) (повторение).
6
Преобразование множеств: «Увеличение». «Уменьшение». «Уравнивание».
7
Цифра 1 (повторение).
8
Цифра 2 (повторение).
9
Цифра 3 (повторение).
10 Пересчёт предметов по единице (повторение).
11 Соотнесение количества предметов с числом в пределах 3 (повторение).
12 Числовой ряд. Цифра 4.
13 Соотнесение количества предметов с числом 4.
14 Сравнение предметов в пределах 4.
15 Написание цифры 4.
16 Счёт в прямой (обратной) последовательности.
17 Определение места числа 4 в числовом ряду.
18 Числовой ряд. Цифра 5.
19 Соотнесение количества предметов с числом 5.
20 Сравнение предметов в пределах 5.
21 Написание цифры 5.
22 Счёт в прямой (обратной) последовательности.
23 Определение места числа 5 в числовом ряду.
Представления о величине
24 Представления о величине. Различение однородных предметов по величине длинный-короткий, широкий-узкий, используя
приемы наложения и приложения
25 Различение однородных предметов по величине высокий-низкий, лёгкий-тяжёлый, используя приемы наложения и приложения,
«на глаз», «по весу».
26 Определение среднего по величине предмета из трёх предложенных.
27 Составление упорядоченного ряда по убыванию.
28 Составление упорядоченного ряда по возрастанию.
23
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
22
29 Различение однородных (разнородных) предметов по длине.
30 Различение однородных (разнородных) предметов по ширине.
31 Различение однородных (разнородных) предметов по высоте.
32
Различение однородных (разнородных) предметов по весу.
Представления о форме.
33 Представления о форме. Геометрические фигуры «Круг», «Квадрат», «Треугольник», «Прямоугольник».
34 Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
35 Точка, линия (прямая, ломаная), отрезок.
36 Отрезок «от руки» и по линейке.
37 Соединение точек «от руки» и по линейке на линованной и нелинованной бумаге.
38 Предметы похожие на квадрат.
39 Сборка геометрических фигур из нескольких частей.
40 Рисование геометрических фигур.
41 Рисование геометрических фигур.
42 Составление предметов из геометрических фигур.
43 Узнавание геометрических фигур внутри контура предмета (раскрашивание, штриховка).
44 Узнавание геометрических фигур внутри контура предмета (раскрашивание, штриховка).
Пространственные представления
45 Пространственные представления. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке): верхниз, перед-зад.
46 Определение месторасположения предметов: близко-далеко, около – рядом – здесь.
47 Определение месторасположения предметов: вверху – внизу. ИОТ и ТБ – 45-2016.
48 Определение месторасположения предметов: впереди – сзади.
49 Определение месторасположения предметов: справа – слева.
50 Определение месторасположения предметов: на, в, внутри.
51 Определение месторасположения предметов: перед, за, над, под.
52 Определение месторасположения предметов: напротив, между, в середине (центре).
53 Ориентация на плоскости: вверху – внизу – в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вперёд – назад, вверх
– вниз.
54 Ориентация на плоскости: справа – слева. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вправо – влево.
55 Составление предмета из нескольких частей.
56 Составление ряда из предметов: слева – направо, снизу – вверх, сверху – вниз.
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
57 Определение отношений порядка следования.
58 Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления
59 Временные представления. Части суток.
60 Порядок следования частей суток.
61 Дни недели. Порядок следования дней недели.
62 Дни недели. Рабочие и выходные дни.
63 Смена дней недели: вчера, сегодня, завтра.
64 Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом.
65 Соотнесение деятельности с временным промежутком: вчера, сегодня, завтра.
66 Порядок следования сезонов в году.
67 Узнавание (различение) месяцев.
68 Узнавание (различение) месяцев (день рождения).
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24