Окружающий природный мир (2025-2026)

Приложение 1 к ИАОП НОО
Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету
«Окружающий природный мир» для учащейся 1доп.1-4 класс с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с РАС (вариант 2) в соответствии с ФГОС НОО

п. Азанка
1

Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………………..3
1.1 Определение и назначение рабочей программы по окружающему природному миру в начальных классах……..3
1.2 Структура рабочей программы по окружающему миру………………………………………………………………4
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………………………………………………….....4
2.1 Пояснительная записка………………………………………………………….……………………………………….4
2.2 Планируемые результаты освоения программы по окружающему природному миру в начальных классах ……7
2.3 Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы по окружающему природному миру в
начальных классах ………………………………………………………………………………..9
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………………………….10
3.1 Программа формирования базовых учебных действий……………………………………………………………….10
3.2 Рабочая программа по окружающему природному миру в начальных классах………………………………..........12
1 доп. 1 КЛАСС.………………………………………………………………………………………………………….13
2 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………….13
3 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………….14
4 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………….16
3.3 Тематическое планирование по окружающему природному миру…………………………………………………...18
1 доп. 1 КЛАСС.………………………………………………………………………………………………………….18
2 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………….21
3 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………….24
4 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………….27

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ В
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
2

обучения учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2)
начального общего образования (далее – АООП НОО В.8.2).
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана и утверждена
МАОУ СОШ п.Азанка в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2) на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- СанПиНа п.3.4.16 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи»
(вместе с СП 2.4.3648-20). Санитарные правила зарегистрированы Минюстом России 18.12.2020 №61573;
- АООП НОО (В.9.2.) для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант
2) МАОУ СОШ п.Азанка;
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

1.2 СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ.
Структура рабочей программы по «Окружающему природному миру» включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел включает:
 пояснительную записку;
 планируемые результаты освоения предмета;
 систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся МАОУ СОШ п.Азанка по предмету «Окружающий
природный мир» на всех годах обучения, ориентированное на достижение личностных и предметных результатов освоения программы и
развития жизненных компетенций учащихся, формирование базовых учебных действий.
Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование на всех годах обучения предмету в начальной школе.
3

2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Окружающий природный мир» является частью предметной области «Окружающий мир», реализуется в 1доп.1 – 4
классах.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения
к природе.
Задачи:
 формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;
 формирование интереса к разнообразию окружающего мира;
 формирование временных представлений;
 формирование представлений о растительном и животном мире;
 формирование и расширение словарного запаса (пассивный словарь);
 знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;
 формирование представлений о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
 формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
 развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус
(исходя из целесообразности и безопасности).
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Формы организации образовательного процесса
Основная форма организации учебного процесса – урок-занятие.
Используемые технологии:
Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения:
 Информационно-коммуникативные технологии.
 Технология концентрированного обучения.
 Технология дифференцированного обучения.
 Технологии личностно-ориентированного образования (игровые технологии, разноуровнего обучения, организация ситуаций
взаимодействия).
Основные методы организации учебного процесса.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
4

 наглядный:
 словесный
 практический
При использовании практического метода (многократное повторение выполнения конкретного действия) предварительно «отрабатывается»
в подводящих, подготовительных упражнениях, а затем они включаются в в работу.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебнопознавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении предметом.
Средства общения с обучающимися:
1) вербальные;
2) невербальные
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития
каждого ребёнка.
Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Количество часов на реализацию программы по предмету:
Программа предмета «Окружающий природный мир» в начальной школе рассчитана на 5 лет (с 1 доп.1 класса по 4 класс). В учебном плане на
изучение предмета выделено 340 часов:






в 1 доп.классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 1 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
во 2 классе составляет – 68 часа за год (2 часа в неделю);
в 3 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 4 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю).

5

2.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальные нарушения) с РАС (вариант 2) результативность обучения каждого ученика оценивается с учётом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной
программы по окружающему природному миру представляет собой описание возможных результатов образования детей данной категории на
весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП (вариант 8.2) по предмету является развитие жизненной компетенции,
позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта
и повседневных социальных контактов.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в специальную индивидуальную программу развития каждого ребёнка с
учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух групп
результатов:
- личностных и предметных.










Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6





развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО В.8.2 для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с РАС
(вариант 2) предметные результаты по предмету «Окружающий природный мир» планируются с учётом индивидуальных возможностей и
специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
 интерес к объектам и явлениям неживой природы;
 представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоёмы, формы земной поверхности, полезные
ископаемые и др.);
 представления о временах года, характерных признаках времён года, их влиянии на жизнь человека;
 умение учитывать изменения в окружающей среде для охраны здоровья.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
 интерес к объектам и явлениям живой природы;
 представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние»
и др.);
 опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
 умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу).
Элементарные представления о течение времени:
 умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временами года;
 представления о течение времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
2.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Система оценки достижений обучающимися программы по предмету предполагает оценивание результатов освоения специальной
индивидуальной программы развития и развития жизненных компетенций учащихся.
При выполнении заданий оценивается уровень
сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера,
7

положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним взрослого; выполнение инструкции взрослого в
знакомой ситуации, выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.. Учитываются затруднения
обучающихся в освоении предмета, которые не рассматриваются как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Система
оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися программы, взаимодействие следующих компонентов:
 что обучающийся знает и умеет делать;
 что из полученного применяет на практике;
 насколько активно, адекватно и самостоятельно применяет.
Критерии оценивания
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по «Окружающему природному миру» в 3, 4 классах, отметка
выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Оценка достижений возможных предметных результатов переводится в
оценку, которая проставляется в классный журнал по учебному предмету.
«усвоено»
частично усвоено
усвоено с ошибками
самостоятельно усвоено

3
4
5

«не усвоено»
2

Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально
подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения.
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2) направлена на формирование готовности у детей к овладению содержания АООП по
предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной
организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
 спокойное пребывание в новой среде;
 перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
 принятие контакта, инициированного взрослым;
 установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
8

 ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;
 планирование учебного дня;
 ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);
 следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
 поддержание правильной позы;
 направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
 подражание простым движениям и действиям с предметами;
 выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
 принятие помощи взрослого;
 использование по назначению учебных материалов;
 выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
 выполнение действий с предметами (по подражанию);
 выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
 соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
 соотнесение одинаковых изображений (по образцу);
 выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу);
 соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
 выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
 сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
 выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
 выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
 выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии;
 принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
 выполнение задания полностью (от начала до конца);
 выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов);
 выполнение задания с заданными качественными параметрами;
 переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся.
3.2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ
9

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В содержание программы по предмету входит развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения.
Подобранный программный материал рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи
живой, неживой природы и человека. В этот период идёт накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы из
ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием, различением некоторых конкретных растений, животных, явлений
и пр. Формирование представлений идёт по принципу «от частного к общему». Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе,
бережному и гуманному отношению к ней.
Содержание обучения в рамках предмета «Окружающий природный мир» очень разнообразно, что определяется многообразием различных
дефектов, присущих детям. Нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможных
результатах деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Из-за плохого понимания детьми обращённой к ним речи, все занятия по предмету сопровождаются не только речью учителя, но и
разнообразными средствами невербальной коммуникации, побуждающих обучающихся к взаимодействию с учителем и, в конечно итоге,
между собой. Учебная работа на уроках строится концентрически, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды
работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в
процессе совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного
участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На всех занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец,
отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания
связаны с определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры
(или другие задания, которые нравятся детям).
1 доп.1 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Растительный мир (20 часов)
Узнавание (различение) деревьев, травы, первоцветов, частей растений (лист). Узнавание (различение) овощей, фруктов.
10

Животный мир (17 часов)
Узнавание (различение) животных, птиц, насекомых. Домашние животные. Дикие животные.
Объекты природы (3 часа)
Узнавание солнца, воздуха, воды.
Временные представления (28 часов)
Узнавание (различение) времён года.
Труд людей в разное время года.
Узнавание (различение) частей суток.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, листопад, ветер, снег).
Занятия людей в разное время суток.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Окружающий природный мир» в 1 доп.1 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34
учебные недели).
2 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Растительный мир (20 часов)
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава).
Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель).
Животный мир (20 часов)
Узнавание (различение) домашних животных (собака, кошка, корова, лошадь, свинья, овца, баран).
Строение домашнего животного.
Питание домашнего (дикого) животного.
Передвижение домашнего (дикого) животного.
Узнавание (различение) диких животных (лиса, волк, медведь, заяц, белка, ёж).
Объекты природы (14 часов)
Узнавание солнца, луны.
Узнавание изображения Земли.
Узнавание неба, воздуха, воды, огня.
Значение воды (огня) в жизни человека
Временные представления (14 часов)
Узнавание (различение) времён года.
Труд людей в разное время года.
11

Узнавание (различение) частей суток.
Узнавание (различение) рабочих и выходных дней недели.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Окружающий природный мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
3 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Растительный мир (20 часов)
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава).
Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель, липа, клён, дуб).
Узнавание (различение) садовых деревьев (яблоня).
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, киви).
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свёкла, помидор, огурец, перец).
Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, земляника).
Животный мир (20 часов)
Узнавание (различение) домашних животных (собака, кошка, корова, лошадь, свинья, овца, баран).
Узнавание (различение) детёнышей домашних животных.
Строение домашнего животного.
Питание домашнего (дикого) животного.
Объединение животных в группу «Домашние животные».
Передвижение домашнего (дикого) животного.
Узнавание (различение) диких животных (лиса, волк, медведь, заяц, белка, ёж).
Узнавание (различение) детёнышей диких животных.
Объединение животных в группу «Дикие животные».
Узнавание (различение) домашних птиц (курица, петух, утка, гусь, индюк).
Узнавание (различение) детёнышей домашних птиц.
Узнавание (различение) диких птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь).
Объекты природы (14 часов)
Узнавание солнца. Знание значения солнца в жизни.
Узнавание изображения Земли. Глобус – модель Земли.
12

Узнавание луны. Знание значения луны в жизни.
Узнавание (различение) форм земной поверхности (гора, равнина, овраг).
Узнавание (различение) суши (водоёма).
Узнавание (различение) леса.
Узнавание (различение) некоторых полезных ископаемых (песок, глина, известняк).
Временные представления (14 часов)
Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности людей.
Узнавание (различение) времён года.
Смена времён года.
Труд людей в разное время года.
Узнавание (различение) частей суток.
Узнавание (различение) рабочих и выходных дней недели.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, гроза, радуга, листопад, ветер, туман, снег).
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Окружающий природный мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
4 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Растительный мир (22 часа)
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава).
Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель, липа, клён, дуб).
Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.
Узнавание (различение) садовых деревьев (яблоня).
Узнавание (различение) кустарников (орешник, крыжовник, смородина).
Узнавание (различение) кустарников (шиповник, боярышник).
Узнавание (различение) плодов кустарников.
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, киви).
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свёкла, помидор, огурец, перец).
Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, земляника).
Различение лесных и садовых ягод.
13

Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опёнок, поганка, ложный опёнок, вешенка,
шампиньон).
Строение гриба (ножка, шляпка).
«Съедобный-несъедобный» гриб.
Животный мир (22 часа)
Узнавание (различение) домашних животных (собака, кошка, корова, лошадь, свинья, овца, баран).
Узнавание (различение) детёнышей домашних животных.
Строение домашнего животного.
Питание домашнего (дикого) животного.
Объединение животных в группу «Домашние животные».
Передвижение домашнего (дикого) животного.
Узнавание (различение) диких животных (лиса, волк, медведь, заяц, белка, ёж).
Узнавание (различение) детёнышей диких животных.
Объединение животных в группу «Дикие животные».
Узнавание (различение) домашних птиц (курица, петух, утка, гусь, индюк).
Узнавание (различение) детёнышей домашних птиц.
Строение домашних птиц (голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги, лапы).
Питание домашних птиц.
Объединение птиц в группу «Домашние птицы».
Узнавание (различение) диких птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь).
Узнавание (различение) перелётных птиц (аист, журавль, грач, скворец, ласточка, дикие утка и гусь).
Строение диких птиц (голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги, лапы).
Объекты природы (12 часов)
Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).
Солнце – звезда, луна – спутник.
Узнавание изображения Земли. Глобус – модель Земли.
Узнавание изображения Земли из космоса. Знание знаменитых космонавтов.
Узнавание луны. Знание значения луны в жизни.
Узнавание (различение) форм земной поверхности (гора, равнина, овраг).
Узнавание (различение) суши (водоёма).
Узнавание (различение) леса.
Узнавание (различение) форм земной поверхности (лес, пустыня, степь). Животные леса, пустыни.
Узнавание (различение) некоторых полезных ископаемых (песок, глина, известняк, уголь, гранит).
14

Временные представления (12 часов)
Узнавание (различение) времён года.
Смена времён года.
Труд людей в разное время года.
Узнавание (различение) частей суток.
Узнавание (различение) рабочих и выходных дней недели.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, гроза, радуга, листопад, ветер, туман, снег).
Узнавание (различение) месяцев.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Окружающий природный мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
3.3ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Окружающий природный мир» в 1доп. 1 классе.
№
п/п

ТЕМА УРОКА

Временные представления.
1
Человек и природа.
2
Экскурсия на пришкольный участок. Осень.
3
Осень, в гости просим!
4
Оденем куклу на осеннюю прогулку.
Растительный мир
5
«Что нам осень принесла?». Узнавание (различение) овощей (огурец).
6
Узнавание (различение) овощей (помидор).
7
Узнавание (различение) овощей (лук).
8
Узнавание (различение) овощей (картофель).
9
Узнавание (различение) овощей (морковь).
10 Аппликация «Корзина овощей».
11 «Что нам осень принесла?». Узнавание (различение) фруктов (груша).

Коли
честв
о
часов
4
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
15

12 Узнавание (различение) фруктов (яблоко).
13 Аппликация «Тарелка с фруктами».
Временные представления
14 Узнавание (различение) явлений природы (дождь).
15 Дождь. Подвижные игры.
16 Узнавание (различение) явлений природы (листопад).
17 Листопад. Экскурсия на участок. Сбор природного материала.
18 Труд людей осенью.
Растительный мир
19 Какие бывают растения? Деревья.
20 Экскурсия на пришкольный участок: «Деревья». Сбор природного материала.
21 Части дерева (лист) (разукрашивание).
22 Части дерева (лист) (аппликация).
23 Части дерева (лист) (гербарий).
Животный мир
24 А кто такие птички?
25 Изготовление кормушки для птиц.
26 Какие бывают животные?
27 Сравнение животных и птиц.
28 Экскурсия на пришкольный участок: покормим птиц.
29
Урок-игра «В мире животных».
Временные представления
30 "Здравствуй, зимушка-зима!". Экскурсия на пришкольный участок.
31 Узнавание (различение) явлений природы (ветер).
32 Ветер. Подвижные игры.
33 Узнавание (различение) явлений природы (снег).
34 Аппликация «Снежинка».
35 Зимние забавы. Урок-игра.
36 Вода зимой.
37 Воздух зимой.
38 Игры на свежем воздухе.

1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

39 Труд людей зимой.
Растительный мир
40 Что делают деревья зимой?
41 Экскурсия на пришкольный участок.
Животный мир
42 Птицы зимой.
43 Животные зимой.
44 Животные и птицы зимой. Подвижные игры- театрализации.
45 Домашние животные. Кошка.
46 Домашние животные. Собака.
47 Дикие животные. Заяц.
48 Дикие животные. Лиса.
49 Дикие животные. Волк.
Временные представления
50 "Здравствуй, весна-красна!". Экскурсия на пришкольный участок.
51 Весенние забавы. Игры на свежем воздухе.
Объекты природы
52 Оживает все кругом! Солнце.
53 Аппликация: «Как у наших у ворот солнце красное растёт».
54 Подвижные игры: «Солнце, ветер».
Растительный мир
55 Растения весной. Деревья.
56 Первые подснежники.
57 Одуванчики на припёке.
58 Травка зеленеет.
Животный мир
59 Птицы весной.
60 Животные весной.
61 В гости к Мухе-Цокотухе.
Временные представления

1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
7
17

62
63
64
65
66
67

Труд людей весной.
Во саду ли, в огороде.
Утро.
День.
Вечер.
Ночь.

1
1
1
1
1
1

68

Скоро лето!

1
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Окружающий природный мир» во 2 классе.

№
п/п

ТЕМА УРОКА

Растительный мир
1
Человек и природа. Вводное занятие. Экскурсия на пришкольный участок.
2
Узнавание (различение) растений (дерево).
3
Узнавание (различение) растений (куст).
4
Узнавание (различение) растений (трава).
5
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава).
6
Узнавание (различение) частей растений (корень).
7
Узнавание (различение) частей растений (ствол).
8
Узнавание (различение) частей растений (стебель).
9
Узнавание (различение) частей растений (ветка).
10 Узнавание (различение) частей растений (лист).
11 Узнавание (различение) частей растений (цветок).
12 Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
13 Значение частей растения.
14 Узнавание (различение) деревьев (берёза).
15 Узнавание (различение) деревьев (ель).

Коли
честв
о
часов
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18

16 Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель).
17 Узнавание строения дерева (корень).
18 Узнавание строения дерева (ствол, ветки).
19 Узнавание строения дерева (листья).
20 Растительный мир пришкольного участка.
Животный мир
21 Узнавание (различение) домашних животных (собака).
22 Узнавание (различение) домашних животных (кот).
23 Узнавание (различение) домашних животных (корова).
24 Узнавание (различение) домашних животных (лошадь).
25 Узнавание (различение) домашних животных (свинья).
26 Узнавание (различение) домашних животных (овца (баран)).
27 Узнавание (различение) строения домашних животных (голова, туловище, хвост).
28 Узнавание (различение) строения домашних животных (лапы, ноги, копыта).
29 Узнавание (различение) строения домашних животных (рога, грива, уши).
30 Узнавание (различение) строения домашних животных (пятачок, вымя).
31 Питание домашних животных.
32 Передвижение домашних животных.
33 Узнавание (различение) диких животных (лиса).
34 Узнавание (различение) диких животных (волк).
35 Узнавание (различение) диких животных (заяц).
36 Узнавание (различение) диких животных (медведь).
37 Узнавание (различение) диких животных (белка).
38 Узнавание (различение) диких животных (ёж).
39 Питание диких животных.
40 Передвижение диких животных.
Объекты природы.
41 Явления природы: узнавание солнца.
42 Явления природы: узнавание луны.
43 Явления природы: солнце и луна.
44 Явления природы: узнавание изображения Земли.
45 Явления природы: узнавание неба.

1
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
19

46 Различение земли, неба.
47 Узнавание воздуха.
48 Узнавание воды.
49 Свойства воды.
50 Значение воды в жизни человека.
51 Узнавание огня.
52 Значение огня в жизни человека.
53 Огонь-вода.
54 Объекты природы.
Временные представления
55 Узнавание (различение) частей суток (утро).
56 Узнавание (различение) частей суток (день).
57 Узнавание (различение) частей суток (вечер).
58 Узнавание (различение) частей суток (ночь).
59 Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).
60 Узнавание (различение) дней недели (понедельник).
61 Узнавание (различение) дней недели (вторник).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

62

Узнавание (различение) дней недели (среда).

1

63
64
65
66
67
68

Узнавание (различение) дней недели (четверг).
Узнавание (различение) дней недели (пятница).
Узнавание (различение) дней недели (суббота).
Узнавание (различение) дней недели (воскресенье).
Упорядоченная смена дней недели. Рабочие дни.
Упорядоченная смена дней недели. Выходные дни

1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Окружающий природный мир» в 3 классе.
№
п/п

ТЕМА УРОКА

Коли
честв
о
20

Растительный мир
1
Человек и природа. Вводное занятие. Экскурсия на пришкольный участок.
2
Узнавание (различение) растений (дерево, куст).
3
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава).
4
Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, ветки, лист).
5
Узнавание (различение) частей растений (корень, стебель, лист).
6
Узнавание (различение) частей растений (корень, стебель, лист, цветок).
7
Значение частей растения. Гербарий.
8
Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель).
9
Узнавание (различение) деревьев (липа, дуб, клён).
10 Узнавание (различение) садовых деревьев (яблоня).
11 Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, груша).
12 Узнавание (различение) фруктов (лимон, апельсин, мандарин).
13 Узнавание (различение) фруктов (персик, абрикос, киви).
14 Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.
15 Узнавание (различение) овощей (лук, картофель).
16 Узнавание (различение) овощей (морковь, свёкла).
17 Узнавание (различение) овощей (помидор, огурец, перец).
18 Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
19 Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, земляника)
20 Узнавание (различение) ягод (малина, ежевика, черника)
Животный мир
21 Узнавание (различение) домашних животных (собака, кот).
22 Узнавание (различение) домашних животных (корова, лошадь).
23 Узнавание (различение) домашних животных (свинья, коза, овца, (баран).
24 Объединение животных в группу «Домашние животные».
25 Узнавание (различение) детёнышей домашних животных (котёнок, щенок).
26 Узнавание (различение) детёнышей домашних животных (телёнок, жеребёнок).
27 Узнавание (различение) детёнышей домашних животных (поросёнок, козлёнок, ягнёнок).
28 Узнавание (различение) диких животных (лиса, волк).
29 Узнавание (различение) диких животных (заяц, белка).

часов
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21

30 Узнавание (различение) диких животных (медведь, ёж).
31 Объединение животных в группу «Дикие животные».
32 Узнавание (различение) детёнышей диких животных (волчонок, лисёнок).
33 Узнавание (различение) детёнышей диких животных (бельчонок, зайчонок).
34 Узнавание (различение) детёнышей диких животных (ежонок, медвежонок).
35 Узнавание (различение) домашних птиц (курица, петух).
36 Узнавание (различение) домашних птиц (утка, гусь, индюк).
37 Узнавание (различение) детёнышей домашних птиц (цыплёнок).
38 Узнавание (различение) детёнышей домашних птиц (утёнок, гусёнок, индюшонок).
39 Узнавание (различение) диких птиц (голубь, ворона, воробей).
40 Узнавание (различение) диких птиц (дятел, синица, снегирь).
Объекты природы.
41 Узнавание солнца. Знание значения солнца в жизни.
42 Узнавание луны. Знание значения луны в жизни.
43 Узнавание изображения Земли.
44 Глобус – модель Земли.
45 Узнавание (различение) форм земной поверхности (гора).
46 Узнавание (различение) форм земной поверхности (равнина).
47 Узнавание (различение) форм земной поверхности (овраг).
48 Модель земной поверхности «Гора-равнина-овраг».
49 Узнавание (различение) суши (водоёма).
50 Узнавание (различение) леса.
51 Модель земной поверхности «Суша-водоём-лес».
52 Узнавание (различение) некоторых полезных ископаемых (песок).
53 Узнавание (различение) некоторых полезных ископаемых (глина).
54 Узнавание (различение) некоторых полезных ископаемых (известняк).
Временные представления.
55 Узнавание (различение) частей суток (утро, день).
56 Узнавание (различение) частей суток (вечер, ночь).
57 Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).
58 Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).
59 Узнавание (различение) дней недели (рабочие, выходные).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22

60
61

Временные представления. Узнавание (различение) времён года (осень).
Узнавание (различение) времён года (зима).

1
1

62

Узнавание (различение) времён года (весна).

1

63
64
65
66
67
68

Узнавание (различение) времён года (лето).
Смена времён года.
Узнавание (различение) явлений природы (снегопад, листопад).
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, гроза, радуга).
Узнавание (различение) явлений природы (ветер, туман).
Явления природы.
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Окружающий природный мир» в 4 классе.

1
1
1
1
1
1

№
п/п

ТЕМА УРОКА

Растительный мир.
1
Человек и природа. Вводное занятие.
2
Экскурсия на пришкольный участок. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава).
3
Экскурсия на участок. Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, ветки, лист, корень, стебель, лист, цветок).
4
Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель, дуб).
5
Узнавание (различение) деревьев (липа, клён, яблоня).
6
Экскурсия на участок. Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.
7
Узнавание (различение) кустарников (орешник, крыжовник, смородина). Гербарий.
8
Узнавание (различение) кустарников (шиповник, боярышник). Гербарий.
9
Узнавание (различение) плодов кустарников. Гербарий.
10 Фрукты (яблоко, банан, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, киви). Лото.
11 Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Чистка фруктов.
12 Овощи (лук, картофель, морковь, свёкла, помидор, огурец, перец, репа, кабачок, редис, тыква). Лото.
13 Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Чистка овощей.
14 Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, земляника, крыжовник, малина, ежевика, черника, брусника, клюква).
15 Различение лесных и садовых ягод.
16 Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор).

Колво
часов
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23

17 Узнавание (различение) грибов (подберёзовик, лисичка).
18 Узнавание (различение) грибов (подосиновик, опёнок).
19 Узнавание (различение) грибов (поганка, ложный опёнок).
20 Узнавание (различение) грибов (вешенка, шампиньон).
21 Строение гриба (ножка, шляпка).
22 «Съедобный-несъедобный» гриб.
Животный мир
23 Узнавание (различение) домашних животных (собака, кот, коза, свинья, овца, (баран), лошадь).
24 Строение домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, ноги, хвост, вымя, пятачок, уши, рога, грива).
25 Узнавание (различение) детёнышей домашних животных (котёнок, щенок телёнок, жеребёнок, поросёнок, козлёнок, ягнёнок).
26 Объединение животных в группу «Домашние животные».
27 Питание домашних животных.
28 Узнавание (различение) диких животных (лиса, волк, заяц, белка, медведь, ёж).
29 Узнавание (различение) диких животных (кабан, рысь).
30 Узнавание (различение) детёнышей диких животных (волчонок, лисёнок, бельчонок, зайчонок, ежонок, медвежонок).
31 Объединение животных в группу «Дикие животные».
32 Питание диких животных.
33 Узнавание (различение) детёнышей диких животных (поросёнок (кабан), котёнок (рысь)).
34
Домашние и дикие животные.
35 Узнавание (различение) домашних птиц (курица, петух, утка, гусь, индюк).
36 Строение домашних птиц (голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги, лапы).
37 Питание домашних птиц.
38 Узнавание (различение) детёнышей домашних птиц (цыплёнок, утёнок, гусёнок, индюшонок).
39 Объединение птиц в группу «Домашние птицы».
40 Узнавание (различение) диких птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь).
41 Узнавание (различение) перелётных птиц (аист, журавль).
42 Узнавание (различение) перелётных птиц (грач, скворец, ласточка).
43 Узнавание (различение) перелётных птиц (дикие утка и гусь).
44 Строение диких птиц (голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги, лапы).
Объекты природы
45 Солнце и луна. Солнце – звезда, луна – спутник.
46 Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).

1
1
1
1
1
1
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
24

47 Узнавание изображения Земли из космоса. Знание знаменитых космонавтов.
48 Глобус – модель Земли. Воздух.
49 Различение земли, неба. Определение их местоположения.
50 Узнавание (различение) форм земной поверхности (гора, овраг, равнина).
51 Узнавание (различение) форм земной поверхности (суша-водоём).
52 Узнавание (различение) форм земной поверхности (лес, пустыня, степь). Животные леса, пустыни.
53 Узнавание (различение) некоторых полезных ископаемых (уголь).
54 Узнавание (различение) некоторых полезных ископаемых (гранит).
55 Узнавание (различение) воды. Свойства воды.
56 Значение воды в природе.
Временные представления.
57 Части суток (утро, день, вечер, ночь).
58 Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности.
59 Узнавание (различение) дней недели (рабочие, выходные).
60
Узнавание (различение) времён года (осень).
61 Узнавание (различение) времён года (зима).
62 Узнавание (различение) времён года (весна).
63 Узнавание (различение) времён года (лето).
64 Узнавание (различение) месяцев. (12 месяцев).
65 Соотнесение месяцев с временем года и днём рождения.
66 Узнавание (различение) времён года по характерным признакам.
67 Явления природы. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, гроза, радуга, туман, гром, ветер).
68 Явления природы. Узнавание (различение) явлений природы (снегопад, листопад).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.