Окружающий природный мир (Человек) (2025-2026)

Приложение 1 к ИАОП НОО
Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету
«Окружающий природный мир» («Человек») для учащейся 1-4 класс с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2) в соответствии с ФГОС НОО

п. Азанка
1

Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………………...3
1.1 Определение и назначение рабочей программы по окружающему миру. Человек в начальных классах….........3
1.2 Структура рабочей программы по окружающему миру. Человек………………………………………………….4
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………………………………..4
2.1 Пояснительная записка………………………………………………………...………………………………………4
2.2 Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру. Человек в начальных классах…….....6
2.3 Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы по окружающему миру. Человек в
начальных кассах………………………….………………………………………………………...9
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………………….10
3.1 Программа формирования базовых учебных действий……………………..……………………………………... 10
3.2 Рабочая программа по окружающему миру. Человек в начальных классах…………..…………………………...12
1 доп.1 КЛАСС.………………………………………………………………………………………………………..13
2 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………..14
3 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………..15
4 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………..16
3.3 Тематическое планирование по окружающему миру. Человек……………………………….…………….……....17
1 доп.1 КЛАСС..………………………………………………………………………………………………………..17
2 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………..22
3 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………..26
4 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………..29

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ЧЕЛОВЕК В
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2

Рабочая программа по предмету «Человек» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с РАС (вариант 2) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения учащихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2) начального общего
образования (далее – АООП НОО В.8.2).
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2) разработана и утверждена МАОУ СОШ п.Азанка в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2) на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- СанПиНа п.3.4.16 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи»
(вместе с СП 2.4.3648-20). Санитарные правила зарегистрированы Минюстом России 18.12.2020 №61573 ;
- АООП НОО (В.8.2.) для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с РАС
(вариант 2) МАОУ СОШ п.Азанка;
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса.

1.2 СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ЧЕЛОВЕК
Структура рабочей программы по «Окружающему миру» (Человек) включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел включает:
 пояснительную записку;
 планируемые результаты освоения предмета;
 систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету.

3

Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающейся МАОУ СОШ п.Азанка по предмету «Окружающий мир»
(Человек) на всех годах обучения, ориентированное на достижение личностных и предметных результатов освоения программы и развития
жизненных компетенций учащихся, формирование базовых учебных действий.
Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование на всех годах обучения предмету в начальной школе.
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Человек» является частью предметной области «Окружающий мир», реализуется в 1 – 4 классах.
Цель обучения – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи:
 формирование представлений о себе;
 формирование представлений о собственном теле;
 распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
 соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
 отнесение себя к определенному полу;
 формирование способности осознавать и выражать свои интересы;
 формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое);
 формирование умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
 формирование умения решать задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
 формирование умения обслуживать себя;
 формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
 развитие собственной активности ребенка;
 формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
 формирование и развитие элементарных целенаправленных действий.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Формы организации образовательного процесса
Основная форма организации учебного процесса – урок-занятие.
Используемые технологии:
Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения:
 Информационно-коммуникативные технологии.
 Технология концентрированного обучения.
4




Технология дифференцированного обучения.
Технологии личностно-ориентированного образования (игровые технологии, разноуровнего обучения, организация ситуаций
взаимодействия).
Основные методы организации учебного процесса.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 наглядный:
 словесный
 практический
При использовании практического метода (многократное повторение выполнения конкретного действия) предварительно
«отрабатывается» в подводящих, подготовительных упражнениях, а затем они включаются в работу.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебнопознавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении предметом.
Средства общения с обучающимися:
1) вербальные;
2) невербальные
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития
каждого ребёнка.
Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Количество часов на реализацию программы по предмету:
Программа предмета «Человек» в начальной школе рассчитана на 5 лет (с 1 доп. 1 класса по 4 класс). В учебном плане на изучение предмета
выделено 442 часа:
 в 1 доп.классе составляет – 102 часа за год (3 часа в неделю);
 в 1 классе составляет – 102 часа за год (3 часа в неделю);
 во 2 классе составляет – 102 часа за год (3 часа в неделю);
 в 3 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
 в 4 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю).
5

2.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с РАС
(вариант 2) результативность обучения каждого ученика оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы по окружающему миру
(человек) представляет собой описание возможных результатов образования детей данной категории на весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП (вариант 8.2) по предмету является развитие жизненной компетенции,
позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта
и повседневных социальных контактов.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в специальную индивидуальную программу развития каждого ребёнка с
учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух групп
результатов:
- личностных и предметных.










Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6





развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО В.8.2 для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с РАС
(вариант 2) предметные результаты по предмету «Человек» планируются с учётом индивидуальных возможностей и специфических
образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
Представления о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
 соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
 представление о собственном теле;
 отнесение себя к определённому полу;
 умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;
 учение сообщать общие сведение о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы;
 представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
 умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться, раздеваться и др. ;
 умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами:
 умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
 умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после
посещения туалета);
 умение следить за своим внешним видом.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
 представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и
досуговой деятельности семьи.
2.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ЧЕЛОВЕК В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
7

Система оценки достижений обучающимися программы по предмету предполагает оценивание результатов освоения специальной
индивидуальной программы развития и развития жизненных компетенций учащихся.
При выполнении заданий оценивается уровень
сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера,
положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним взрослого; выполнение инструкции взрослого в
знакомой ситуации, выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.. Учитываются затруднения
обучающихся в освоении предмета, которые не рассматриваются как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Система
оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися программы, взаимодействие следующих компонентов:
 что обучающийся знает и умеет делать;
 что из полученного применяет на практике;
 насколько активно, адекватно и самостоятельно применяет.
Критерии оценивания
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по «Окружающему миру» (Человек) в 3, 4 классах, отметка
выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Оценка достижений возможных предметных результатов переводится в
оценку, которая проставляется в классный журнал по учебному предмету.
«усвоено»
частично усвоено
усвоено с ошибками
самостоятельно усвоено

3
4
5

«не усвоено»
2

Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально
подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения.
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) направлена на формирование
готовности у детей к овладению содержания АООП по предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной
организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
8

 спокойное пребывание в новой среде;
 перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
 принятие контакта, инициированного взрослым;
 установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
 ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;
 планирование учебного дня;
 ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);
 следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
 поддержание правильной позы;
 направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
 подражание простым движениям и действиям с предметами;
 выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
 принятие помощи взрослого;
 использование по назначению учебных материалов;
 выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
 выполнение действий с предметами (по подражанию);
 выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
 соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
 соотнесение одинаковых изображений (по образцу);
 выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу);
 соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
 выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
 сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
 выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
 выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
 выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии;
 принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
 выполнение задания полностью (от начала до конца);
 выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов);
 выполнение задания с заданными качественными параметрами;
9



переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся.

3.2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ЧЕЛОВЕК
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Приобщение ребёнка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребёнка происходит при
условии его активности в познании окружающего мира, становления человеческих отношений, осознание себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребёнок начинает понимать в процессе взаимодействия со своими родными и близкими, а также с другими людьми
на специально организованных уроках окружающего мира. Содержание обучения в рамках предмета «Человек» очень разнообразно, что
определяется многообразием различных дефектов, присущих детям. Нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, которые
прямым образом отражаются на возможных результатах деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию
этих нарушении.
Из-за плохого понимания детьми обращённой к ним речи, все занятия по предмету сопровождаются не только речью учителя, но и
разнообразными средствами невербальной коммуникации, побуждающих обучающихся к взаимодействию со взрослыми и, в конечном итоге,
между собой. Учебная работа на уроках строится концентрически, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды
работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в
процессе совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного
участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На всех занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец,
отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания
связаны с определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры
(или другие задания, которые нравятся детям).
1 доп.1 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представления о себе (38 часов)
10

Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение) частей тела (голова (части головы), туловище, руки, ноги). Узнавание
(различение) частей лица человека. Состояние здоровья. Знание своего имени, фамилии. Виды деятельности для организации свободного
времени.
Туалет (12 часов).
Нужды человека. Сидение на унитазе. Пользование туалетной бумагой. Спускание одежды, поднимание одежды, одевание одежды.
Нажимание кнопки слива воды, мытьё рук.
Гигиена тела (10 часов)
Соблюдение действий при мытье и вытирании рук. Вытирание рук полотенцем.
Обращение с одеждой и обувью (15 часов)
Узнавание (различение) предметов одежды и обуви. Различение собственных видов одежды и обуви. Узнавание (различение) лицевой и
изнаночной стороны одежды.
Приём пищи (16 часов)
Сообщение о желании пить. Питьё через соломинку. Питьё из кружки (стакана). Сообщение о желании есть. Еда руками, ложкой и вилкой.
Семья (12 часов)
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Представление о досуговой деятельности членов семьи.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Человек» в 1доп.1 классе отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 102 часа (34 учебные недели).
2 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представления о себе (13 часов)
Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение) частей тела (голова, туловище, руки, ноги). Узнавание (различение)
частей тела: голова (волосы, уши, шея лицо). Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот). Узнавание (различение) частей
лица человека: глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Узнавание (различение) частей тела: руки (локоть, ладонь, пальцы). Узнавание
(различение) частей тела: ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Состояние здоровья. Знание своего имени, фамилии. Виды деятельности для
организации свободного времени.
Гигиена тела (21 час)
Различение вентилей горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Сушка рук различными способами. Вытирание рук полотенцем. Уход
за лицом. Уход за руками. Уход за полостью рта. Уход за зубами. Уход за носом. Уход за глазами. Уход за глазами. Уход за ушами.
Расчёсывание волос. Уход за ногами.
Туалет (13 часов).
Нужды человека. Сидение на унитазе. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете. Спускание
одежды, поднимание одежды, одевание одежды. Нажимание кнопки слива воды, мытьё рук.
Обращение с одеждой и обувью (28 часов)
11

Узнавание (различение) предметов одежды (пальто, куртка, шуба, шапка, шарф, варежки, перчатки, свитер, джемпер, кофта, рубашка,
блузка, футболка, майка, трусы, платье, юбка, сарафан, брюки, джинсы, шорты, носки, колготы)
и обуви (сапоги, валенки, ботинки,
кроссовки, туфли, сандалии, тапки). Узнавание (различение) видов головных уборов: (шапка, шляпа, платок, кепка, панама, бейсболка).
Знание назначения предметов одежды. Знание назначения видов обуви. Знание назначения головных уборов. Различение собственных видов
одежды и обуви. Выбор одежды для прогулки. Виды застежек. Расстёгивание (развязывание) застёжек на одежде.
Приём пищи (12 часов)
Сообщение о желании пить. Питьё через соломинку. Питьё из кружки (стакана). Сообщение о желании есть. Еда руками, ложкой и вилкой.
Семья (15 часов)
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Социальные роли членов семьи. Представление о
досуговой деятельности членов семьи. Профессиональная деятельность членов семьи.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Человек» во 2 классе отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 102 часа (34 учебные недели).
3 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представления о себе (11 часов)
Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение) частей тела (голова, туловище, руки, ноги). Узнавание (различение)
частей тела: голова (волосы, уши, шея лицо). Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот). Узнавание (различение) частей
лица человека: глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Узнавание (различение) частей тела: руки (локоть, ладонь, пальцы). Узнавание
(различение) частей тела: ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Состояние здоровья. Знание своего имени, фамилии. Сообщение о состоянии
своего здоровья.
Гигиена тела (10 часов)
Различение вентилей горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Уход
за лицом. Уход за руками. Уход за полостью рта. Уход за зубами. Уход за носом. Уход за глазами. Уход за глазами. Уход за ушами. Уход за
ногами.
Туалет (10 часов).
Нужды человека. Сидение на унитазе. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете. Спускание
одежды, поднимание одежды, одевание одежды. Нажимание кнопки слива воды, мытьё рук.
Обращение с одеждой и обувью (20 часов)
Узнавание (различение) предметов одежды (пальто, куртка, шуба, шапка, шарф, варежки, перчатки, свитер, джемпер, кофта, рубашка,
блузка, футболка, майка, трусы, платье, юбка, сарафан, брюки, джинсы, шорты, носки, колготы)
и обуви (сапоги, валенки, ботинки,
кроссовки, туфли, сандалии, тапки). Узнавание (различение) видов головных уборов: (шапка, шляпа, платок, кепка, панама, бейсболка).
Знание назначения предметов одежды: праздничная (выходная), спортивная, школьная. Узнавание (различение) деталей предметов одежды:
рукав, воротник, манжеты, пуговицы, молнии, заклёпки. Знание назначения видов обуви: праздничная (выходная), спортивная, школьная
12

(вторая обувь).. Знание назначения головных уборов. Различение собственных видов одежды и обуви. Выбор одежды для прогулки. Виды
застежек. Расстёгивание (развязывание) застёжек на одежде. Расстёгивание (развязывание) застёжек на обуви.
Приём пищи (5 часов)
Сообщение о желании пить. Питьё из кружки (стакана). Сообщение о желании есть. Еда руками, ложкой и вилкой.
Семья (12 часов)
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Социальные роли членов семьи. Представление о
бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Профессиональная деятельность членов семьи.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Человек» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
4 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представления о себе (11 часов)
Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение) частей тела (голова, туловище, руки, ноги). Узнавание (различение)
частей тела: голова (волосы, уши, шея лицо). Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот). Узнавание (различение) частей
лица человека: глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Узнавание (различение) частей тела: руки (локоть, ладонь, пальцы). Узнавание
(различение) частей тела: ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Состояние здоровья. Знание своего имени, фамилии. Сообщение о состоянии
своего здоровья.
Гигиена тела (11 часов)
Различение вентилей горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Вытирание и сушка рук. Уход за лицом. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании лица. Уход за руками. Нанесение крема на руки. Расчёсывание волос. Уход за полостью
рта. Уход за зубами. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании рта.
Уход за носом. Очищение носового прохода. Уход за глазами. Уход за ушами. Мытьё глаз и ушей. Чистка ушей. Уход за ногами. Вытирание
ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног. Косметические средства для ухода за телом.
Обращение с одеждой и обувью (20 часов)
Различение предметов одежды по сезону: зимняя, летняя, демисезонная. Различение предметов одежды по назначению: праздничная
(выходная), спортивная, школьная, уличная. Различение предметов обуви по сезону: зимняя, летняя, демисезонная. Узнавание (различение)
деталей предметов одежды: рукав, воротник, манжеты, пуговицы, молнии, заклёпки. Различение предметов обуви по назначению:
праздничная (выходная), спортивная, школьная (вторая обувь). Различение головных уборов по сезону: зимние, летние, демисезонные
головные уборы. Выбор одежды, обуви и головных уборов для прогулки в зависимости от погоды. Лицевая и изнаночная сторона одежды.
Правый-левый ботинок (туфель) и т.п. Контроль внешнего вида.
13

Туалет (6 часов).
Нужды человека. Сидение на унитазе. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете. Спускание
одежды, поднимание одежды, одевание одежды. Нажимание кнопки слива воды, мытьё рук.
Приём пищи (12 часов)
Сообщение о желании пить. Питьё через соломинку. Питьё из кружки (стакана). Сообщение о желании есть. Еда руками, ложкой и вилкой.
Накладывание пищи в тарелку.
Семья (13 часов)
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Социальные роли членов семьи. Представление о
бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Профессиональная деятельность членов семьи.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Человек» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).

3.3ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Человек» в 1 доп.1 классе.
ТЕМА УРОКА

№
п/п
Представления о себе.
1
«Я – человек». Узнавание (различение) мальчика и девочки.
2
«Я – человек». Представление о себе как о мальчике (девочке).
3
Я – человек.
4
Моё имя.
5
Моя фамилия.
6
Кто я?
7
Кто я? Я малыш.
8
Кто я? Я подрос.

Кол-во
часов
35
1
1
1
1
1
1
1
1
14

9
Все люди разные. Возрастные изменения.
10 Все люди разные.
11 Изучаем своё тело.
12 Представления о частях тела.
13 Голова.
14 Узнавание (различение) частей головы.
15 Туловище.
16 Узнавание (различение) частей туловища.
17 Руки.
18 Узнавание (различение) частей руки.
19 Мои руки.
20 Ноги.
21 Узнавание (различение) частей ноги.
22 Мои ноги.
23 Мой рот и язык.
24 Мои зубы.
25 Мои глаза.
26 Мои уши.
27 Мой нос.
28 Моя шея.
29 Мои пальцы.
30 Моё самочувствие.
31 У меня болит голова.
32 Мне плохо.
33 Мои данные.
34 Как тебя зовут?
35 Мне …лет (показать возраст).
Туалет
36 Туалет.
37 Нужды человека.
38 Унитаз.
39 Кнопка слива.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
15

40 Смывание унитаза.
41 Снятие нижнего белья.
42 Туалетная бумага.
43 Отматывание бумаги.
44 Одевание нижнего белья.
45 Изнаночная и лицевая сторона нижнего белья.
46
Гигиенические процедуры после посещение туалета.
Гигиена тела
47 Ванная комната.
48 Предметы в ванной комнате.
49 Раковина.
50 Намачивание и намыливание рук.
51 Мытьё рук.
52 Смывание мыла с рук.
53 Вытирание рук.
54 Моё личное полотенце.
55 Моя метка.
56
Водные процедуры.
Обращение с одеждой и обувью
57 Моё не моё.
58 Виды одежды: школьная форма.
59 Лицевая и изнаночная сторона одежды.
60 Виды одежды: домашняя одежда.
61 Лицевая и изнаночная сторона одежды.
62 Виды одежды: уличная одежда.
63 Лицевая и изнаночная сторона одежды.
64 Виды одежды: праздничная одежда.
65 Лицевая и изнаночная сторона одежды.
66 Мои не мои.
67 Назначение видов обуви: домашняя.
68

Назначение видов обуви: уличная.

1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

69 Назначение видов обуви: школьная.
70 Обувь. Виды застежек.
Приём пищи
71 Я хочу есть, пить. Выражение просьбы доступными средствами.
72 Нужды человека. Выражение просьб доступными средствами.
73 Хочу пить.
74 Питьё через соломинку.
75 Овощи в жизни человека.
76 Еда руками.
77 Фрукты в жизни человека.
78 Еда руками.
79 Культура поведения в столовой. Еда руками, ложкой, вилкой.
80 Культура поведения за столом. Еда руками, ложкой, вилкой.
81 Добрые слова. Просьба о помощи.
82 Посуда. Чаепитие.
83 К нам пришли гости. Чаепитие.
Семья
84 Моя семья.
85 Мама, папа.
86 Братья, сестры.
87 Дедушка, бабушка.
88 Наши праздники.
89 Новый год.
90 8 марта.
91 Мой дом.
92 Мой досуг.
93 Мой досуг.
94 Игра, хобби.
95 Игра, хобби.
Повторение и закрепление по учебному курсу «Человек».
96 Мои данные.

1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
17

97
98
99
100
101
102

Моя половая принадлежность.
Мои части тела.
Овощи в жизни человека. Еда руками и вилкой.
Фрукты в жизни человека. Еда руками и вилкой.
Нужды человека.
Моё самочувствие.
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Человек» во 2 классе.
ТЕМА УРОКА

№
п/п
Представления о себе.
1
Представления о себе. «Я – человек». Узнавание (различение) мальчика и девочки.
2
«Я – человек». Представление о себе как о мальчике (девочке).
3
«Я – человек». Идентификация себя как мальчика (девочки).
4
Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея лицо).
5
Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот).
6
Узнавание (различение) частей тела: руки (локоть, ладонь, пальцы).
7
Узнавание (различение) частей тела: ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).
8
Узнавание (различение) частей лица человека: глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)
9
Все люди разные. Знание своего имени. Моё имя.
10 Все люди разные. Кто я? Имя, фамилия.
11 Все люди разные. Кто я? Имя, фамилия, возраст.
Гигиена тела.
12 Различение вентилей горячей и холодной водой.
13 Регулирование напора струи воды.
14 Смешивание воды до комфортной температуры.
15 Сушка рук различными способами.
16 Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук.
17 Мои руки.
18 Уход за руками.

1
1
1
1
1
1

Кол-во
часов
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1
1
1
1
1
1
1
18

19 Моё лицо.
20 Уход за лицом.
21 Мой рот и язык. Уход за полостью рта.
22 Мои зубы. Уход за зубами.
23 Мой нос. Уход за носом.
24 Мои глаза. Уход за глазами.
25 Мои глаза. Уход за глазами.
26 Мои уши. Уход за ушами.
27 Мои волосы.
28 Уход за волосами.
29 Мои ноги.
30 Уход за ногами.
Туалет
31 Туалет.
32 Унитаз.
33 Нужды человека.
34 Я хочу в туалет». Выражение просьбы доступными средствами.
35 Нужды человека». Выражение просьб доступными средствами.
36 Кнопка слива.
37 Смывание унитаза.
38 Снятие нижнего белья.
39 Туалетная бумага.
40 Отматывание бумаги
41 Самостоятельное надевание нижнего белья
42 Гигиенические процедуры после посещение туалета.
Обращение с одеждой и обувью.
43 Узнавание (различение) предметов одежды: пальто, куртка, шуба.
44 Узнавание (различение) предметов одежды: шапка, шарф.
45 Узнавание (различение) предметов одежды: варежки, перчатки.
46 Узнавание (различение) предметов одежды: свитер, джемпер, кофта. Узнавание (различение) предметов одежды: рубашка,
блузка, футболка.
47 Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
1
1
1
1
1
19

48
49

Узнавание (различение) предметов одежды: платье, юбка, сарафан.
Узнавание (различение) предметов одежды: брюки, джинсы, шорты.

1

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Узнавание (различение) предметов одежды: носки, колготы.
Назначение предметов одежды.
Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы, молнии, заклёпки.
Узнавание (различение) деталей предметов одежды: рукав, воротник, манжеты.
Виды одежды: домашняя одежда (нижняя одежда). Лицевая и изнаночная сторона.
Виды одежды: спортивная одежда. Лицевая и изнаночная сторона.
Виды одежды: праздничная одежда. Лицевая и изнаночная сторона.
Узнавание (различение) видов обуви: сапоги, валенки, ботинки.
Узнавание (различение) видов обуви: кроссовки, туфли.
Узнавание (различение) видов обуви: сандалии, тапки.
Назначение видов обуви: домашняя, (уличная).
Назначение видов обуви: школьная (вторая обувь), спортивная.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

62

Назначение видов обуви: праздничная (выходная).

1

63 Узнавание (различение) видов головных уборов: шапка, шляпа, платок.
64 Узнавание (различение) видов головных уборов: кепка, панама, бейсболка.
65 Назначение головных уборов.
66 Выбор одежды для прогулки.
67 Моя не моя. Выбор собственной одежды.
68 Виды застежек. Расстёгивание (развязывание) застёжек на одежде.
69 Виды застежек. Расстёгивание (развязывание) застёжек на обуви.
Приём пищи
70
Я хочу пить. Выражение просьбы доступными средствами.
71 Разные виды питья.
72 Сервировка стола к чаепитию.
73
Добрые слова.
74 Я хочу есть. Выражение просьбы доступными средствами.
75 Еда руками.
76 Еда ложкой.

1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
20

77 Еда вилкой.
78 Использование салфетки во время приёма пищи.
79 К нам пришли гости, накроем на стол.
80 Культура поведения в столовой.
Семья.
81
Узнавание (различение) членов семьи детей.
82 Узнавание (различение) гипотетических членов семьи.
83 Моя семья.
84 Мама, папа. Социальная роль в семье.
85 Братья, сестры. Социальная роль в семье.
86 Узнавание (различение) детей и взрослых.
87 Узнавание (различение) детей и взрослых.
88 Бытовая деятельность членов семьи. Дидактическая игра «Мой дом и я в нем».
89 Бытовая деятельность членов семьи. Дидактическая игра «Мой дом и я в нем».
90 Досуговая деятельность членов семьи: «Игра, хобби».
91 Досуговая деятельность членов семьи: праздники: «Новый год».
92 Досуговая деятельность членов семьи: праздники: «8 марта».
93 Профессиональная деятельность членов семьи.
94 Профессиональная деятельность членов семьи.
Повторение и закрепление по учебному курсу «Человек».
95 Моя половая принадлежность.
96 Я - человек.
97 Мои части тела.
98 Мои части тела.
99 Нужды человека, уход за собой.
100 Еда, питьё в жизни человека.
101 Моя одежда, обувь.
102 Моя семья.

1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Человек» в 3 классе.
21

№
ТЕМА УРОКА
п/п
Представления о себе
1
Я – человек. Идентификация себя как мальчика и девочки.
2
Я – мальчик, девочка.
3
Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея лицо).
4
Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот).
5
Узнавание (различение) частей тела: руки (локоть, ладонь, пальцы).
6
Узнавание (различение) частей тела: ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).
7
Знание назначения частей тела человека.
8
Узнавание (различение) частей лица человека: глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).
9
Знание своего имени и фамилии.
10 Сообщение о состоянии своего здоровья.
11 Я – человек. Идентификация себя как мальчика и девочки.
Гигиена тела.
12 Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.
13 Мои руки. Уход за руками.
14
Моё лицо. Уход за лицом.
15 Мой рот и язык. Уход за полостью рта.
16 Мои зубы. Уход за зубами.
17 Мои уши. Уход за ушами.
18 Мой нос. Уход за носом.
19
Мои волосы. Уход за волосами.
20 Мои глаза. Уход за глазами.
21
Мои ноги. Уход за ногами.
Туалет
22
Туалет.
23 Унитаз.
24 Нужды человека.
25 Я хочу в туалет. Выражение просьбы доступными средствами.
26 Нужды человека. Выражение просьб доступными средствами.
27 Кнопка слива.

Кол-во
часов
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
22

28 Смывание унитаза. Гигиенические процедуры после посещение туалета.
29 Снятие нижнего белья.
30 Самостоятельное надевание нижнего белья.
31
Туалетная бумага.
Обращение с одеждой и обувью
32 Узнавание (различение) предметов одежды: пальто, куртка, шуба, свитер, джемпер, кофта.
33 Узнавание (различение) предметов одежды: шарф, варежки, перчатки, рубашка, блузка, футболка.
34 Узнавание (различение) предметов одежды: платье, юбка, сарафан, майка, трусы.
35 Узнавание (различение) предметов одежды: брюки, джинсы, шорты.
36 Узнавание (различение) предметов одежды: носки, колготы.
37 Назначение предметов одежды.
38 Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы, молнии, заклёпки.
39 Узнавание (различение) деталей предметов одежды: рукав, воротник, манжеты.
40 Виды одежды: домашняя одежда (нижняя одежда). Лицевая и изнаночная сторона.
41 Виды одежды: спортивная одежда. Лицевая и изнаночная сторона.
42 Виды одежды: праздничная одежда. Лицевая и изнаночная сторона.
43 Узнавание (различение) видов обуви: сандалии, тапки, сапоги, валенки, ботинки. Назначение видов обуви: домашняя,
(уличная).
44 Узнавание (различение) видов обуви: кроссовки, туфли. Назначение видов обуви: праздничная (выходная), спортивная,
школьная (вторая обувь).
45 Узнавание (различение) видов головных уборов: шапка, шляпа, платок.
46 Узнавание (различение) видов головных уборов: кепка, панама, бейсболка.
47 Назначение головных уборов.
48 Выбор одежды для прогулки.
49 «Моя не моя». Выбор собственной одежды.
50 «Виды застежек». Расстёгивание (развязывание) застёжек на одежде.
51 «Виды застежек». Расстёгивание (развязывание) застёжек на обуви.
Приём пищи
52
Я хочу пить. Выражение просьбы доступными средствами. Разные виды питья. Наливание жидкости в кружку.
53 Еда руками. Еда ложкой. Еда вилкой.
54 Сервировка стола к чаепитию.
55 Добрые слова. Использование салфетки во время приёма пищи.

1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
23

56 Культура поведения за столом.
Семья
57
Узнавание (различение) членов семьи детей.
58 Узнавание (различение) собственных и гипотетических членов семьи.
59 Узнавание (различение) детей и взрослых.
60 «Мама, папа». Социальная роль в семье.
61 «Братья, сестры». Социальная роль в семье.

1
12
1
1
1
1
1

62

Бытовая деятельность членов семьи. Дидактическая игра «Мой дом».

1

63
64
65
66
67
68

Бытовая деятельность членов семьи. Дидактическая игра «Мой дом».
Досуговая деятельность членов семьи: «День рождения».
Досуговая деятельность членов семьи: праздники: «Новый год», «8 марта».
Досуговая деятельность членов семьи: праздники: «23 февраля», «День Победы».
Профессиональная деятельность членов семьи. «Моя семья».
Я – ученик.

1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Человек» в 4 классе.
ТЕМА УРОКА

№
п/п
Представления о себе.
1
«Я – человек».
2
Узнавание частей тела: голова (волосы, уши, шея лицо) (повторение).
3
Узнавание частей тела: туловище (спина, живот) (повторение).
4
Узнавание частей тела: руки (локоть, ладонь, пальцы) (повторение).
5
Узнавание частей тела: ноги (колено, ступня, пальцы, пятка) (повторение).
6
Знание назначения частей тела человека.
7
Узнавание частей лица человека: глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).
8
Знание назначения частей лица человека.
9
Знание своего имени и фамилии.
10 Знание своего возраста (показ или сообщение).
11 Сообщение о состоянии своего здоровья.
Гигиена тела.

Кол-во
часов
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
24

12

Совершенствование навыка обращения с краном (различение вентилей, открывание, регулирование напора и комфортной
температуры).
13 Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Уход за руками. Вытирание и сушка рук.
14
Практическая работа «Самостоятельное мытьё и вытирание рук». Нанесение крема на руки.
15 Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица.
16 Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий.
17 Очищение носового прохода.
18 Нанесение косметического средства на лицо.
19 Расчёсывание волос.
20 Мытьё глаз и ушей. Чистка ушей.
21 Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног.
22 Косметические средства для ухода за телом.
Обращение с одеждой и обувью.
23 Различение предметов одежды по сезону. Зимняя одежда.
24 Различение предметов одежды по сезону. Летняя одежда.
25 Различение предметов одежды по сезону. Демисезонная одежда.
26 Различение предметов одежды по назначению. Домашняя одежда. Школьная (спортивная) форма.
27 Различение предметов одежды по назначению. Уличная одежда. Праздничная одежда.
28 Различение предметов обуви по сезону. Зимняя обувь.
29 Различение предметов обуви по сезону. Летняя обувь.
30 Различение предметов обуви по сезону. Демисезонная обувь.
31 Различение предметов обуви по назначению. Домашняя обувь. Школьная (спортивная) обувь.
32 Различение предметов обувь по назначению. Уличная обувь. Праздничная обувь.
33 Различение головных уборов по сезону. Зимние, летние, демисезонные головные уборы.
34 Выбор одежды, обуви и головных уборов для прогулки в зависимости от погоды.
35 Различение деталей предметов одежды: пуговицы, молнии, заклёпки, рукав, воротник, манжеты.
36 Лицевая и изнаночная сторона одежды. Контроль внешнего вида.
37 Правый-левый ботинок (туфель) и т.п. Контроль внешнего вида.
Туалет.
38 Я хочу в туалет. Выражение просьбы доступными средствами.
39 Сидение на унитазе. Оправление малой/большой нужды.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
25

40 Туалетная бумага. Пользование туалетной бумагой.
41 Соблюдение последовательности действий в туалете.
42 Гигиенические процедуры после посещение туалета.
43 Самостоятельное снятие и надевание нижнего белья.
Приём пищи.
44 Я хочу пить. Выражение просьбы доступными средствами.
45 Разные виды питья. Самостоятельное питьё из разнообразной посуды.
46 Разные виды питья. Использование соломинки для питья.
47 Наливание жидкости в кружку, бокал, бутылку с узким горлом, стакан.
48 Я хочу есть. Выражение просьбы доступными средствами.
49 Еда руками. Использование салфетки во время приёма пищи.
50 Еда ложкой. Использование салфетки во время приёма пищи.
51 Еда вилкой. Использование салфетки во время приёма пищи.
52 Культура поведения за столом. Накладывание салата в тарелку.
53 Культура поведения за столом. Накладывание первого блюда в тарелку.
54 Культура поведения за столом. Накладывание второго блюда в тарелку.
55 Культура поведения за столом. Добрые слова. Использование салфетки во время приёма пищи.
Семья.
56 Члены семьи детей.
57
Семья. Портрет семьи.
58 Социальная роль в семье «Бабушка, дедушка».
59 Социальная роль в семье «Мама, папа».
60 Социальная роль в семье «Братья, сестры».
61 Социальная роль в семье «Я».
62 Бытовая деятельность членов семьи «Мой дом» (что родители делают дома).
63 Бытовая деятельность членов семьи «Мой дом» (что дети делают дома).
64 Бытовая деятельность членов семьи «Мой дом» (что я делаю дома).
65 Досуговая деятельность членов семьи.
66 Организация праздников.
67 Профессиональная деятельность членов семьи. «Моя мама…».
68 Профессиональная деятельность членов семьи. «Мой папа…».

1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.