Приложение 1 к ИАОП НОО
Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету
«Окружающий социальный мир» для учащейся 1доп.1 -4 класс с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с РАС (вариант 2) в соответствии с ФГОС НОО
п. Азанка
1
Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………………….......3
1.1 Определение и назначение рабочей программы по окружающему социальному миру в начальных
классах…………………………………………………………………………………………….....................................3
1.2 Структура рабочей программы по окружающему социальному миру……………………………………………….4
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………………………………….4
2.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………..4
2.2 Планируемые результаты освоения программы по окружающему социальному миру в начальных
классах…………………………………………………………………………………………….………………............6
2.3 Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы по окружающему социальному миру в
начальных классах …………………………………………………..……………………...……9
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………………………….10
3.1 Программа формирования базовых учебных действий……………………………………………..………………...10
3.2 Рабочая программа окружающему по социальному миру в начальных классах………………………...…………..11
1 доп. 1 КЛАСС.………………………………………………………………………………………………………….13
2 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………….13
3 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………….15
4 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………….17
3.3 Тематическое планирование по окружающему социальному миру…………………………………………………..20
1 доп. 1 КЛАСС.………………………………………………………………………………………………………….20
2 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………….22
3 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………….24
4 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………….27
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОКРУЖАЮЩЕМУ СОЦИАЛЬНОМУ МИРУ В
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
обучения учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2)
начального общего образования (далее – АООП НОО В.8.2).
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2) начального общего образования (далее –АООП НОО В.8.2.), разработана и
утверждена МАОУ СОШ п.Азанка в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2) на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- СанПиНа п.3.4.16 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи»
(вместе с СП 2.4.3648-20). Санитарные правила зарегистрированы Минюстом России 18.12.2020 №61573 ;
- АООП НОО (В.8.2.) для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант
2) МАОУ СОШ п.Азанка;
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
1.2 СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ СОЦИАЛЬНОНОМУ МИРУ
Структура рабочей программы по «Окружающему социальному миру» включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения предмета;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающейся МАОУ СОШ п.Азанка по предмету «Окружающий
социальный мир» на всех годах обучения, ориентированное на достижение личностных и предметных результатов освоения программы и
развития жизненных компетенций учащихся, формирование базовых учебных действий.
3
Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование на всех годах обучения предмету в начальной школе.
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является частью предметной области «Окружающий мир», реализуется в 1 – 4
классах.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых
правилах поведения.
Задачи:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих
предметов, действия с ними).
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Формы организации образовательного процесса
Основная форма организации учебного процесса – урок-занятие.
Используемые технологии:
Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения:
Информационно-коммуникативные технологии.
Технология концентрированного обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Технологии личностно-ориентированного образования (игровые технологии, разноуровнего обучения, организация ситуаций
взаимодействия).
Основные методы организации учебного процесса.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
наглядный:
словесный
практический
При использовании практического метода (многократное повторение выполнения конкретного действия) предварительно «отрабатывается»
в подводящих, подготовительных упражнениях, а затем они включаются в в работу.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебнопознавательной деятельности).
4
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении предметом.
Средства общения с обучающимися:
1) вербальные;
2) невербальные
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития
каждого ребёнка.
Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Количество часов на реализацию программы по предмету:
Программа предмета «Окружающий социальный мир» в начальной школе рассчитана на 5 лет (с 1 доп. 1 класса по 4 класс). В учебном плане на
изучение предмета выделено 238 часов:
в 1 доп. классе составляет – 34 часа за год (1 час в неделю);
в 1 классе составляет – 34 часа за год (1 час в неделю);
во 2 классе составляет – 34 часа за год (1 час в неделю);
в 3 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 4 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю).
2.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с РАС
(вариант 2) результативность обучения каждого ученика оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы по окружающему социальному
миру представляет собой описание возможных результатов образования детей данной категории на весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП (вариант 8.2) по предмету является развитие жизненной компетенции,
позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта
и повседневных социальных контактов.
5
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в специальную индивидуальную программу развития каждого ребёнка с
учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух групп
результатов:
- личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО В.8.2 для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с РАС
(вариант 2) предметные результаты по предмету «Окружающий социальный мир» планируются с учётом индивидуальных возможностей и
специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
Представления о мире, созданном руками человека:
интерес к объектам созданным человеком;
представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и
6
др.);
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и
социальных ролях людей:
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребёнка (учитель, воспитатель, повар, водитель, врач и др.);
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.) правила поведения согласно социальным ролям в
различных ситуациях;
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребёнка.
Развитие межличностных и групповых отношений:
представления о дружбе, товарищах, сверстниках;
умение находить друзей на основе личных симпатий;
умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
умение организовать свободное время с учётом своих и совместных интересов;
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
Представления об обязанностях и правах ребёнка:
представление о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
представление о стране проживания – России:
представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания;
представление о государственной символике (флаг, герб, гимн);
представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
2.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ СОЦИАЛЬНОМУ МИРУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Система оценки достижений обучающимися программы по предмету предполагает оценивание результатов освоения специальной
индивидуальной программы развития и развития жизненных компетенций учащихся.
При выполнении заданий оценивается уровень
сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера,
положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним взрослого; выполнение инструкции взрослого в
знакомой ситуации, выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.. Учитываются затруднения
7
обучающихся в освоении предмета, которые не рассматриваются как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Система
оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися программы, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет делать;
что из полученного применяет на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно применяет.
Критерии оценивания
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по «Окружающему социальному миру» в 3, 4 классах, отметка
выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Оценка достижений возможных предметных результатов переводится в
оценку, которая проставляется в классный журнал по учебному предмету.
«усвоено»
«не усвоено»
частично усвоено
3
2
усвоено с ошибками
4
самостоятельно усвоено
5
Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально
подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения.
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с РАС (вариант 2) направлена на формирование готовности у детей к овладению содержания АООП по
предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной
организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
спокойное пребывание в новой среде;
перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
принятие контакта, инициированного взрослым;
установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;
планирование учебного дня;
ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);
следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
8
поддержание правильной позы;
направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
подражание простым движениям и действиям с предметами;
выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
принятие помощи взрослого;
использование по назначению учебных материалов;
выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
выполнение действий с предметами (по подражанию);
выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
соотнесение одинаковых изображений (по образцу);
выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу);
соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии;
принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
выполнение задания полностью (от начала до конца);
выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов);
выполнение задания с заданными качественными параметрами;
переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся.
3.2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ СОЦИАЛЬНОМУ МИРУ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Обучение детей жизни в обществе происходит на уроках «Окружающий социальный мир». В содержание программы по предмету входит
формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нём, включаться в социальные отношения.
Формирование представлений идёт по принципу «от частного к общему». Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным
9
этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов работы с детьми выбор конкретного
раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения в рамках предмета «Окружающий социальный мир» очень разнообразно, что определяется многообразием различных
дефектов, присущих детям. Нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможных
результатах деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в
местах общего пользования (парк, магазин и т.п.). Ребёнок выходит в мир, знакомится с организациями, предоставляющими услуги населению,
наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Из-за плохого понимания детьми обращённой к ним речи, все занятия по предмету сопровождаются не только речью учителя, но и
разнообразными средствами невербальной коммуникации, побуждающих обучающихся к взаимодействию с учителем и, в конечно итоге,
между собой. Учебная работа на уроках строится концентрически, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ,
закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в
процессе совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного
участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На всех занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец,
отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания
связаны с определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры
(или другие задания, которые нравятся детям).
1 доп.1 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Школа (5 часов)
Узнавание (различение) помещений школы.
Знание назначения помещений школы (класс).
Правила поведения на уроке, перемене.
Узнавание (различение) зон класса.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей.
Квартира, дом, двор (12 часов)
10
Узнавание (различение) помещений дома (квартиры).
Узнавание (различение) территорий около дома (квартиры).
Узнавание (различение) предметов посуды.
Предметы быта (4 часа)
Узнавание (различение) предметов посуды, предметов мебели.
Продукты питания (2 часа)
Узнавание (различение) напитков, еды.
Предметы и материалы, изготовленные человеком (5 часов)
Узнавание (различение) игрушек, одежды.
Город (1 час)
Уличное движение. Тротуар. Светофор.
Транспорт (5 часов)
Виды и значение транспорта.
Профессия шофёр.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 1 доп. 1 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34
учебные недели).
2 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Школа (10 часов)
Узнавание (различение) помещений школы.
Знание назначения помещений школы (класс).
Правила поведения на уроке, перемене.
Узнавание (различение) зон класса.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей.
Соблюдение распорядка школьного дня.
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Квартира, дом, двор (2 часа)
Узнавание (различение) средств связи.
Пользование телефоном.
Узнавание (различение) предметов посуды.
Предметы быта (3 часа)
Узнавание (различение) электробытовых приборов.
Узнавание (различение) предметов мебели.
11
Узнавание (различение) предметов интерьера.
Продукты питания (4 часа)
Узнавание (различение) напитков на вкус.
Узнавание (различение) молочных продуктов на вкус.
Узнавание (различение) мучных изделий на вкус.
Узнавание (различение) кондитерских изделий на вкус.
Предметы и материалы, изготовленные человеком (11 часов)
Узнавание свойств бумаги (рвётся, мнётся, намокает).
Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, калька, картон и пр.).
Узнавание (различение) видов бумаги по фактуре (глянцевая, бархатная и др.).
Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, книга, газета, журнал и пр.).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, степлер и пр.).
Знакомство со свойствами дерева (прочность, твёрдость).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами.
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, постельное бельё).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла).
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (игрушки, посуда).
Город (2 часа)
Узнавание (различение) частей территории улицы.
Узнавание правил поведения на улице.
Транспорт (5 часов)
Узнавание (различение) наземного транспорта.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Окружающий социальный мир» во 2 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
3 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Школа (10 часов)
Узнавание (различение) помещений школы.
Узнавание (различение) зон класса.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей.
Знание назначения школьных принадлежностей.
Соблюдение распорядка школьного дня.
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Узнавание (различение) участков территории Центра.
12
Правила поведения в Центре (на территории).
Квартира, дом, двор (8 часов)
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь).
Узнавание (различение) частей дома (пол, потолок).
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный, многоэтажный).
Узнавание (различение) типов домов (каменный, деревянный).
Узнавание (различение) типов домов (городской и дачный).
Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак).
Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (подвал).
Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (подъезд, лифт, лестничная площадка).
Предметы быта (8 часов)
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, кондиционер, СВЧ, тостер, э/чайник,
фен, компьютер).
Узнавание (различение) предметов мебели.
Узнавание (различение) предметов интерьера.
Продукты питания (8 часов)
Узнавание (различение) напитков на вкус.
Узнавание (различение) молочных продуктов на вкус.
Узнавание (различение) мучных изделий на вкус.
Узнавание (различение) кондитерских изделий на вкус.
Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина, сосиска, сарделька) на вкус.
Узнавание (различение) мясных продуктов: требующих обработки (приготовления) (котлета) на вкус.
Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки) на вкус.
Предметы и материалы, изготовленные человеком (8 часов)
Узнавание свойств бумаги (рвётся, мнётся, намокает).
Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, калька, картон и пр.).
Узнавание (различение) видов бумаги по фактуре (глянцевая, бархатная и др.).
Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, книга, газета, журнал и пр.).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, степлер и пр.).
Знакомство со свойствами дерева (прочность, твёрдость).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами.
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, постельное бельё).
Город (8 часов)
13
Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром (детские площадки)
Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром (площадь Верещагина)
Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром (улицы Центральная, Пушковых, Пионерская, Школьная).
Узнавание (различение) назначений зданий рядом с Центром (продуктовый магазин).
Узнавание (различение) назначений зданий рядом с Центром (кафе).
Узнавание (различение) частей территории улицы.
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (светофор, зебра).
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (знак «Пешеходный переход»).
Транспорт (8 часов)
Узнавание (различение) наземного транспорта.
Узнавание (различение) составных частей наземного транспорта.
Узнавание (различение) воздушного транспорта.
Узнавание (различение) водного транспорта.
Узнавание (различение) специального транспорта (полицейская, пожарная машины, скорая помощь).
Традиции, обычаи (6 часов)
Знание атрибутов праздника «Новый год».
Знание атрибутов праздника «23 февраля»
Знание атрибутов праздника «Масленица».
Знание атрибутов праздника «8 марта».
Знание атрибутов праздника «Пасха».
Знание атрибутов праздника «День Победы».
Страна (6 часов)
Знание названия государства, в котором мы живём.
Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн).
Узнавание президента РФ (на фото, видео)
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
4 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Школа (10 часов)
Узнавание (различение) помещений школы.
Узнавание (различение) зон класса.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей.
Знание назначения школьных принадлежностей.
Соблюдение распорядка школьного дня.
14
Соотнесение работника Центра с его профессией.
Подготовка к уроку.
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Узнавание (различение) участков территории Центра.
Правила поведения в Центре (на территории).
Положительные качества человека. Проявление дружеских отношений (интереса) к другому человеку.
Квартира, дом, двор (10 часов)
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, пол, потолок).
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный, многоэтажный, каменный, деревянный).
Узнавание (различение) типов домов (городской, сельский, дачный, частный, коттедж).
Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лифт, лестничная площадка).
Соблюдение правил пользования лифтом: кнопка вызова, открытие-закрытие дверей, прямостояние, выбор этажа и пр.
Соблюдение правил пользования мусоропроводом (раздельный сбор мусора), домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком.
Узнавание (различение) помещений квартиры.
Знание функционального назначения помещений квартиры.
Домашний адрес. Яндекс карты.
Предметы быта (5 часов)
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, кондиционер, СВЧ, тостер, э/чайник,
фен, компьютер).
Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности пользования электроприборами.
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, кресло, шкаф, комод, полка, кровать, табурет).
Различение видов мебели (кухонная, спальная, детская, кабинетная и др.).
Узнавание (различение) предметов посуды (кухонного инвентаря).
Продукты питания (5 часов)
Узнавание (различение) напитков по внешнему виду (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе). Узнавание упаковок с напитками.
Узнавание (различение) молочных продуктов по внешнему виду (молоко, йогурт, кефир, творог, масло, сметана, мороженое). Узнавание
упаковок с молочным продуктом.
Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (сосиска,
сарделька, котлета) по внешнему виду. Отваривание сосисок.
Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы) по внешнему виду.
Узнавание (различение) мучных изделий, требующих обработки (приготовления) (макароны, вермишель, рожки).
Предметы и материалы, изготовленные человеком (13 часов)
Узнавание свойств бумаги (рвётся, мнётся, намокает).
Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, книга, газета, журнал и пр.).
15
Знакомство со свойствами дерева (прочность, твёрдость).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
Свойства стекла (прозрачность, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, стекло, очки). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами из
стекла.
Свойства резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость).
Узнавание предметов, изготовленных из резины (перчатки, игрушки, сапоги и пр.)
Свойства металла (прочность, твёрдость, тонет в воде).
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля).
Свойства ткани (рвётся, мнётся, намокает, мягкая, но не вся).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Пришивание пуговицы.
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, постельное бельё, штора, скатерть).
Город (6 часов)
Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром (улицы Центральная, Пушковых, Пионерская, Школьная, площадь
Верещагина).
Узнавание (различение) назначений зданий рядом с Центром.
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (знак «Пешеходный переход», светофор, зебра).
Соблюдение правил перехода улицы.
Транспорт (6 часов)
Узнавание (различение) наземного транспорта.
Узнавание (различение) воздушного транспорта.
Узнавание (различение) водного транспорта.
Узнавание (различение) космического транспорта.
Узнавание (различение) специального транспорта (полицейская, пожарная машины, скорая помощь, служба газа, водоканал).
Знание профессий людей, работающих на транспорте.
Традиции, обычаи (6 часов)
Знание традиций и атрибутов светских праздников.
Знание символики и атрибутов ПЦ (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел).
Знание нравственных традиций, принятых в православии (10 заповедей).
Страна (6 часов)
Знание названия государства, в котором мы живём.
Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн).
Узнавание президента, премьер-министра РФ (на фото, видео).
Знание государственных праздников (День согласия и примирения, День конституции, День России).
Узнавание достопримечательностей столицы (Красная площадь).
16
Узнавание достопримечательностей столицы (Кремль).
Узнавание достопримечательностей столицы (Большой театр).
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
3.3ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Окружающий природный мир» в 1доп. 1 классе.
№
ТЕМА УРОКА
Количес
п/п
тво
часов
Школа
5
1
Здравствуй, школа! Я – ученик.
1
2
Школа. Экскурсия по Центру.
1
3
Правила поведения в на уроке, на перемене.
1
4
Мой класс. Моя парта.
1
5
Школьные принадлежности (действия с ними).
1
Тетрадь, карандаш.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
5
6
Предметы (созданные человеком) вокруг нас.
1
7
Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики).
1
8
Игрушки, которые мне нравятся.
1
9
Одежда.
1
10 Мебель.
1
Квартира, дом, двор
8
11 Мой дом.
1
12 Моя квартира.
1
13 Дом, в котором я живу.
1
14 Назначение комнат.
1
15 Мебель (диван, стул, стол).
1
16 Посуда (тарелка, чашка, ложка).
1
17 Посуда (вилка, нож).
1
18 Посуда (кастрюля, чайник, сковорода).
1
Предметы быта
4
17
19 Узнавание (различение) предметов мебели.
20 Назначение предметов мебели.
21 Узнавание (различение) предметов посуды.
22 Назначение предметов посуды.
Квартира, дом, двор
23 Спортивная площадка.
24 Двор. Игровая площадка. Двор.
25 Двор. Игры на улице.
26 Соблюдение правил безопасного поведения во дворе.
Город
27 Уличное движение. Светофор.
Транспорт
28 Транспорт.
29 Виды и значение транспорта.
30 Автобус.
31 Профессия - водитель(шофер).
32 Игра «Поездка в автобусе». Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?
Продукты
33 Основные продукты питания.
34 Что я люблю есть.
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Окружающий социальный мир» во 2 классе.
№
ТЕМА УРОКА
п/п
Школа
1
Узнавание (различение) помещений Центра. Экскурсия по Центру.
2
Знание назначения помещений Центра. Нахождение помещений в Центре. Правила поведения в Центре (на перемене)
3
Соотнесение работника Центра с его профессией.
4
Мой класс. Узнавание (различение) зон класса. Моя парта. Правила поведения в Центре (на уроке)
5
Соблюдение распорядка школьного дня.
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
Количес
тво
часов
10
1
1
1
1
1
18
6
7
Узнавание (различение) школьных принадлежностей.
Школьные принадлежности (действия с ними).
Тетрадь, карандаш.
8
Узнавание (различение) мальчика (девочки) по внешнему виду.
9
Знание способов проявления дружеских чувств.
10 Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
11 Узнавание свойств бумаги (рвётся, мнётся, намокает).
12 Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, калька, картон и пр.)
13 Узнавание (различение) видов бумаги по фактуре (глянцевая, бархатная и др.).
14 Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, книга, газета, журнал и пр.)
15 Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, степлер и пр.).
16 Знакомство со свойствами дерева (прочность, твёрдость).
17 Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
18 Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами.
19 Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, постельное бельё)
20 Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла).
21 Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (игрушки, посуда).
Продукты питания.
22 Узнавание (различение) напитков на вкус.
23 Узнавание (различение) молочных продуктов на вкус.
24 Узнавание (различение) мучных изделий на вкус.
25 Узнавание (различение) кондитерских изделий на вкус.
Квартира, дом, двор
26 Узнавание (различение) предметов посуды.
27 Узнавание (различение) средств связи. Пользование телефоном.
Предметы быта
28 Узнавание (различение) электробытовых приборов
29 Узнавание (различение) предметов мебели.
30 Узнавание (различение) предметов интерьера.
Город
31 Узнавание (различение) частей территории улицы.
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
19
32 Узнавание правил поведения на улице.
Транспорт
33 Узнавание (различение) наземного транспорта.
34 Уличное движение. Светофор.
№
п/п
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Окружающий социальный мир» в 3 классе.
ТЕМА УРОКА
Школа
1
Узнавание (различение) помещений Центра. Экскурсия по Центру.
2
Знание назначения помещений Центра. Нахождение помещений в Центре. Правила поведения в Центре (на перемене).
3
Соотнесение работника Центра с его профессией.
4
Мой класс. Узнавание (различение) зон класса. Моя парта. Правила поведения в Центре (на уроке).
5
Соблюдение распорядка школьного дня.
6
Узнавание (различение) участков территории Центра. Правила поведения в Центре (на территории).
7
Узнавание (различение) школьных принадлежностей.
8
Знание назначения школьных принадлежностей.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
9
Узнавание свойств бумаги (рвётся, мнётся, намокает).
10 Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, калька, картон и пр.)
11 Узнавание (различение) видов бумаги по фактуре (глянцевая, бархатная и др.).
12 Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, книга, газета, журнал и пр.)
13 Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, степлер и пр.).
14 Знакомство со свойствами дерева (прочность, твёрдость).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
15 Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами.
16 Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, постельное бельё, штора, скатерть)
Продукты питания
17
Узнавание (различение) напитков на вкус.
18 Узнавание (различение) молочных продуктов на вкус.
1
2
1
1
Количес
тво
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
20
19 Узнавание (различение) мучных изделий на вкус.
20 Узнавание (различение) кондитерских изделий на вкус.
21 Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина) на вкус.
22 Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (сосиска, сарделька) на вкус.
23 Узнавание (различение) мясных продуктов: требующих обработки (приготовления) (котлета) на вкус.
24 Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки) на вкус.
Квартира, дом, двор.
25 Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь).
26 Узнавание (различение) частей дома (пол, потолок).
27 Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный, многоэтажный).
28 Узнавание (различение) типов домов (каменный, деревянный).
29 Узнавание (различение) типов домов (городской и дачный).
30 Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак).
31 Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (подвал).
32 Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (подъезд, лифт, лестничная площадка).
Предметы быта.
33 Узнавание (различение) электробытовых приборов
34 Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа).
35 Узнавание (различение) электробытовых приборов (вентилятор, обогреватель, кондиционер).
36 Узнавание (различение) электробытовых приборов (СВЧ, тостер, э/чайник).
37 Узнавание (различение) электробытовых приборов (фен, компьютер).
38 Узнавание (различение) предметов мебели.
39 Узнавание (различение) предметов интерьера.
40 Узнавание (различение) предметов посуды.
Город.
41 Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром (детские площадки)
42 Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром (площадь Верещагина)
43 Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром (улицы Центральная, Пушковых, Пионерская,
Школьная).
44 Узнавание (различение) назначений зданий рядом с Центром (продуктовый магазин).
45 Узнавание (различение) назначений зданий рядом с Центром (кафе).
46 Узнавание (различение) частей территории улицы.
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
21
47 Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (светофор, зебра).
48 Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (знак «Пешеходный переход»).
Транспорт.
49 Узнавание правил поведения на улице.
50 Узнавание (различение) наземного транспорта.
51
Знает назначение наземного транспорта.
52 Узнавание (различение) составных частей наземного транспорта.
53 Узнавание (различение) воздушного транспорта.
54 Узнавание (различение) водного транспорта.
55 Узнавание (различение) специального транспорта (полицейская, пожарная машины).
56 Узнавание (различение) специального транспорта (скорая помощь).
Традиции, обычаи.
57 Знание атрибутов праздника «Новый год».
58 Знание атрибутов праздника «23 февраля»
59 Знание атрибутов праздника «Масленица».
60 Знание атрибутов праздника «8 марта».
61 Знание атрибутов праздника «Пасха».
62 Знание атрибутов праздника «День Победы»
Страна.
63 Знание названия государства, в котором мы живём.
64 Знание (узнавание) государственной символики (герб).
65 Знание (узнавание) государственной символики (флаг).
66 Знание (узнавание) государственной символики (гимн).
67 Узнавание президента РФ (на фото, видео).
68 Россия. Обобщающий урок.
№
п/п
Школа.
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Окружающий социальный мир» в 4 классе.
ТЕМА УРОКА
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
Количество
часов
10
22
1
Узнавание (различение) помещений Центра. Экскурсия по Центру.
2
Знание назначения помещений Центра. Нахождение помещений в Центре. Правила поведения в Центре.
3
Соотнесение работника Центра с его профессией.
4
Мой класс. Узнавание (различение) зон класса. Моя парта. Парты моих соседей. Соблюдение распорядка школьного дня.
5
Узнавание (различение) участков территории Центра. Правила поведения в Центре (на территории).
6
Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Знание их местоположения.
7
Знание назначения школьных принадлежностей. Подготовка к уроку.
8
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
9
Положительные качества человека. Проявление дружеских отношений к человеку.
10 Учимся выражать интерес к другому человеку.
Квартира, дом, двор.
11 Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, пол, потолок).
12 Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный, многоэтажный, каменный, деревянный).
13 Узнавание (различение) типов домов (городской, сельский, дачный, частный, коттедж).
14 Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лифт, лестничная площадка).
15 Соблюдение правил пользования лифтом: кнопка вызова, открытие-закрытие дверей, прямостояние, выбор этажа и пр.
16 Соблюдение правил поведения, безопасности в местах общего пользования.
17 Соблюдение правил пользования мусоропроводом (раздельный сбор мусора), домофоном, почтовым ящиком, кодовым
замком.
18 Узнавание (различение) помещений квартиры.
19 Знание функционального назначения помещений квартиры.
20 Домашний адрес. Яндекс карты.
Предметы быта.
21 Узнавание (различение) электробытовых приборов.
22 Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности пользования электроприборами.
23 Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, кресло, шкаф, комод, полка, кровать, табурет).
24 Различение видов мебели (кухонная, спальная, детская, кабинетная и др.)
25 Узнавание (различение) предметов посуды (кухонного инвентаря).
Продукты питания.
26 Узнавание (различение) напитков по внешнему виду (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе). Узнавание
упаковок с напитками.
27 Узнавание (различение) молочных продуктов по внешнему виду (молоко, йогурт, кефир, творог, масло, сметана,
мороженое). Узнавание упаковок с молочным продуктом.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
23
28
Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки
(приготовления) (сосиска, сарделька, котлета) по внешнему виду. Отваривание сосисок.
29 Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы) по внешнему виду.
30 Узнавание (различение) мучных изделий, требующих обработки (приготовления) (макароны, вермишель, рожки).
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
31 Бумага, её свойства. Инструменты для работы с бумагой.
32 Изделия из бумаги (салфетки, скатерти, коробки, газеты, журналы, книги и пр.)
33 Свойства дерева (прочность, твёрдость). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают
дерево (молоток, пила, топор). Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами.
34 Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, шкаф, двери, игрушки и т.п.)
35 Свойства стекла (прозрачность, хрупкость).
36 Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, стекло, очки). Соблюдение правил безопасности при
обращении с предметами из стекла.
37 Свойства резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость).
38 Узнавание предметов, изготовленных из резины (перчатки, игрушки, сапоги и пр.)
39 Свойства металла (прочность, твёрдость, тонет в воде).
40 Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля).
41 Свойства ткани (рвётся, мнётся, намокает, мягкая, но не вся)
42 Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Пришивание пуговицы.
43 Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, постельное бельё, штора, скатерть)
Город
44 Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром (улицы Центральная, Пушковых, Пионерская,
Школьная, площадь Верещагина).
45 Узнавание (различение) назначений зданий рядом с Центром.
46 Правила поведения в общественных местах
47 Узнавание (различение) частей территории улицы.
48 Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (знак «Пешеходный переход», светофор,
зебра).
49 Соблюдение правил перехода улицы.
Транспорт.
50 Узнавание (различение) наземного транспорта.
51 Узнавание (различение) воздушного транспорта.
52 Узнавание (различение) водного транспорта.
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
24
53
54
Узнавание (различение) космического транспорта.
Узнавание (различение) специального транспорта (полицейская, пожарная машины, скорая помощь, служба газа,
водоканал).
55 Знание профессий людей, работающих на транспорте.
Традиции, обычаи.
56 Знание традиций и атрибутов светских праздников.
57 Знание традиций и атрибутов светских праздников.
58 Знание символики и атрибутов ПЦ (храм, икона).
59 Знание символики и атрибутов ПЦ (крест, Библия).
60 Знание символики и атрибутов ПЦ (свеча, ангел).
61 Знание нравственных традиций, принятых в православии (10 заповедей).
62 Знание нравственных традиций, принятых в православии (10 заповедей).
Страна.
63 Знание названия государства, государственной символики, в котором мы живём.
64 Узнавание президента и премьер-министра РФ (на фото, видео).
65 Знание государственных праздников (День согласия и примирения, День конституции, День России).
66 Узнавание достопримечательностей столицы (Красная площадь).
67 Узнавание достопримечательностей столицы (Кремль).
68 Узнавание достопримечательностей столицы (Большой театр).
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
25