Речь и альтернативная коммуникация (2025-2026)

Приложение 1 к ИАОП НОО
Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
для учащейся 1-4 класса умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2)

(ФГОС НОО, 1-4 классы)

п. Азанка
1

Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………………………………………3
1.1 Определение и назначение рабочей программы по речи и АК в начальных классах…………………………….……………..…...........3
1.2 Структура рабочей программы по речи и АК……..…………………………………………………………………………........................4
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………………………………………………………...4
2.1 Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………………………………..4
2.2 Планируемы результаты освоения программы по речи и АК в начальных классах …………………………………………………..….7
2.3 Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы по речи и АК в начальных классах...9
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………………………………………………..11
3.1 Программа формирования базовых учебных действий……………………………………………………………………………………..11
3.2 Рабочая программа по и АК в начальных классах……………………………………………………………………………....…………...13
1 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………………………………..14
2 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………………………………..15
3 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………………………………..16
4 КЛАСС………………………………………………………………………………………………………………………………………..18
3.3 Тематическое планирование по речи и АК…………………………………………………………………………………………………..20
1 КЛАСС……………………………………………………………………………………………………………………………………….20
2 КЛАСС……………………………………………………………………………………………………………………………………….24
3 КЛАСС……………………………………………………………………………………………………………………………………….28
4 КЛАСС……………………………………………………………………………………………………………………………………….31

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИВ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы обучения учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) начального общего образования (далее –
АООП НОО В.9.2).
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана и
утверждена МАОУ СОШ п.Азанка в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2) на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- СанПиНа п.3.4.16 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи»
(вместе с СП 2.4.3648-20). Санитарные правила зарегистрированы Минюстом России 18.12.2020 №61573;
- АООП НОО (В.9.2.) для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2) МАОУ СОШ п.Азанка;
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
1.2 СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Структура рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел включает:
 пояснительную записку;
 планируемые результаты освоения предмета;
 систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету.

3

Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся МАОУ СОШ п.Азанка по предмету «Речь и альтернативная
коммуникация» на всех годах обучения, ориентированное на достижение личностных и предметных результатов освоения программы и
развития жизненных компетенций учащихся, формирование базовых учебных действий.
Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование на всех годах обучения предмету в начальной школе.
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика » 1 – 4
классах.
Цель обучения – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации
(вербальных и невербальных).
Задачи:
 формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
 учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
 развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов,
обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный
словарный материал в коммуникативных ситуациях.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Формы организации образовательного процесса
Основная форма организации учебного процесса – урок-занятие.
Используемые технологии:
Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения:
 Информационно-коммуникативные технологии.
 Технология концентрированного обучения.
 Технология дифференцированного обучения.
 Технологии личностно-ориентированного образования (игровые технологии, разноуровнего обучения, организация ситуаций
взаимодействия).
Основные методы организации учебного процесса.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
4

 наглядный:
 словесный
 практический
При использовании практического метода (многократное повторение выполнения конкретного действия) предварительно «отрабатывается»
в подводящих, подготовительных упражнениях, а затем они включаются в работу.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебнопознавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении предметом.
Средства общения с обучающимися:
1) вербальные;
2) невербальные
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития
каждого ребёнка.
Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Количество часов на реализацию программы по предмету:
Программа предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в начальной школе рассчитана на 4 года (с первого класса по 4 класс). В учебном
плане на изучение предмета выделено 340 часов:
в 1 классе составляет – 102 часа за год (3 часа в неделю);
во 2 классе составляет – 102 часа за год (3 часа в неделю);
5

в 3 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 4 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю).

2.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР
(вариант 2) результативность обучения каждого ученика оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы по речи и альтернативной
коммуникации представляет собой описание возможных результатов образования детей данной категории на весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП (вариант 8.2) по предмету является развитие жизненной компетенции,
позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта
и повседневных социальных контактов.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в специальную индивидуальную программу развития каждого ребёнка с учетом
индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух групп
результатов:
- личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы:
 основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
 социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
 формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
 формирование уважительного отношения к окружающим;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6



развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
 развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО В.8.2 для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (вариант
2) предметные результаты по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» планируются с учётом индивидуальных возможностей и
специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
Развития речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
 понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
 умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными:
 качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;
 понимание обращённой речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
 умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями;
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач.
 мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;
 умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение
общепринятых правил коммуникации;
 умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных
потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и
действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением либо другим доступным способом;
Глобальное чтение в доступных ребёнку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
 узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
7

 использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму:
 узнавание и различение образов графем (букв);
 копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;
 начальные навыки чтения и письма.
2.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
РЕЧИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Система оценки достижений обучающимися программы по предмету предполагаетоценивание результатов освоения специальной
индивидуальной программы развития и развития жизненных компетенций учащихся.
При выполнении заданий оценивается уровень
сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера,
положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним взрослого; выполнение инструкции взрослого в
знакомой ситуации, выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.. Учитываются затруднения
обучающихся в освоении предмета, которые не рассматриваются как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Система
оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися программы, взаимодействие следующих компонентов:
 что обучающийся знает и умеет делать;
 что из полученного применяет на практике;
 насколько активно, адекватно и самостоятельно применяет.
Критерии оценивания
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по «Речи и альтернативной коммуникации» в 3, 4 классах,
отметка выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Оценка достижений возможных предметных результатов
переводится в оценку, которая проставляется в классный журнал по учебному предмету.
«усвоено»
частично усвоено
усвоено с ошибками
самостоятельно усвоено

«не усвоено»
3
4
5

Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально
подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения.

8

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) направлена на формирование готовности
у детей к овладению содержания АООП по предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации
и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
 спокойное пребывание в новой среде;
 перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
 принятие контакта, инициированного взрослым;
 установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
 ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;
 планирование учебного дня;
 ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);
 следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
 поддержание правильной позы;
 направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
 подражание простым движениям и действиям с предметами;
 выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
 принятие помощи взрослого;
 использование по назначению учебных материалов;
 выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
9

 выполнение действий с предметами (по подражанию);
 выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
 соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
 соотнесение одинаковых изображений (по образцу);
 выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу);
 соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
 выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
 сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
 выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
 выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
 выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии;
 принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
 выполнение задания полностью (от начала до конца);
 выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов);
 выполнение задания с заданными качественными параметрами;
 переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся.

3.2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Учебный предмет, охватывает область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения
жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся класса могут овладеть средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого, при этом основой продуктивного
взаимодействия является их интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
10

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются
педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях. Для
обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя
возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития
каждого ребёнка.
Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых
возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности:
игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной
труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных
навыков.
Индивидуальные формы работы органически сочетаются с парными, групповыми и фронтальными.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития речи каждого
ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях
работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развитияпонимания обращенной к ребенку речи
взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях
взаимодействия.
1КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникация (35 часов)
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником.
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком.
Выражение своих желаний звуком.
Привлечение внимания звуком.
Реагирование на приветствие.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражения мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
11

Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, желаний, обращение за помощью.
Привлечение внимания звучащим предметом.
Указание взглядом на объект при ответе на вопрос.
Узнавание себя на фотографии.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (67 часов)
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.).
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, птицы).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина). Понимание слов, указывающий на предмет, его признак (мой, моя).
Понимание слов, обозначающих действие предмета (пить, есть, сидеть, стоять, играть, бегать, спать, рисовать, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающихпризнак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, весело, невесело).
Подбор картинок, предметов к заданному слову.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 1классе отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 102 часа (34
учебные недели).
2 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникация (50 часов)
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учёт эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком, словом (имитацией слова).
Выражение своих желаний звуком, словом (имитацией слова).
Привлечение к себе внимания звуком, словом (имитацией слова). Реагирование на приветствие.
Ответы на вопросы словом (предложением).
Прощание с собеседником звуком, словом (имитацией слова).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
12

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражения мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, желаний, обращение за помощью.
Привлечение внимания звучащим предметом.
Указание взглядом на объект при ответе на вопрос.
Узнавание себя (членов семьи) на фотографии.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного
(графического) символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (52 часа)
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.).
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, птицы).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина). Понимание слов, указывающий на предмет, его признак (мой, моя).
Понимание слов, обозначающих действие предмета (пить, есть, сидеть, стоять, играть, бегать, спать, рисовать, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающихпризнак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, весело, невесело).
Подбор картинок, предметов к заданному слову.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» во 2классе отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 102 часа (34 учебные
недели).
3 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникация (21 час)
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учёт эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком, словом (имитацией слова).
Выражение своих желаний звуком, словом (имитацией слова).
Привлечение к себе внимания звуком, словом (имитацией слова). Реагирование на приветствие.
13

Ответы на вопросы словом (предложением).
Прощание с собеседником звуком, словом (имитацией слова).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражения мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, желаний, обращение за помощью.
Привлечение внимания звучащим предметом.
Указание взглядом на объект при ответе на вопрос.
Узнавание себя (членов семьи) на фотографии.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного
(графического) символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (26 часов)
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.).
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, птицы, бытовые приборы, транспорт).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, указывающий на предмет, его признак (мой, моя).
Понимание слов, обозначающих действие предмета (пить, есть, сидеть, стоять, играть, бегать, спать, рисовать, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, весело, невесело).
Подбор картинок, предметов к заданному слову.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, слов. Называние собственного имени.
Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тётя, баба и др.).
Называние слов, обозначающих предмет, действий предмета.
Чтение и письмо (21 час)
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание
букв.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 3классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные
недели).
14

4 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникация (22 часа)
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учёт эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком, словом (имитацией слова).
Выражение своих желаний звуком, словом (имитацией слова).
Привлечение к себе внимания звуком, словом (имитацией слова). Реагирование на приветствие.
Ответы на вопросы словом (предложением).
Прощание с собеседником звуком, словом (имитацией слова).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражения мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, желаний, обращение за помощью.
Привлечение внимания звучащим предметом.
Указание взглядом на объект при ответе на вопрос.
Узнавание себя (членов семьи) на фотографии.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного
(графического) символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (25 часов)
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.).
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, птицы, бытовые приборы, транспорт).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, указывающий на предмет, его признак (мой, моя).
Понимание слов, обозначающих действие предмета (пить, есть, сидеть, стоять, играть, бегать, спать, рисовать, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, весело, невесело).
Подбор картинок, предметов к заданному слову.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, слов. Называние собственного имени.
Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).
15

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тётя, баба и др.).
Называние слов, обозначающих предмет, действий предмета.
Чтение и письмо (21 час)
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих собственное имя, имена членов семьи.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание
букв.
Начальные навыки чтения и письма.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука, направления звука, силы звука.
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание буквы.
Узнавание (различение) образов графем.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 4классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные
недели).
3.3ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»в 1 классе.
№
п/п
Коммуникация
1
Установление контакта с собеседником.
2
Установление зрительного контакта с собеседником.
3
Приветствие взрослого.
4
Приветствие взрослого.
5
Приветствие взрослого.
6
Приветствие сказочных персонажей.
7
Приветствие сказочных персонажей звуком.

ТЕМА УРОКА

Количес
тво
часов
35
1
1
1
1
1
1
1
16

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Приветствие сказочных персонажейимитацией слова.
Приветствие сказочных персонажей словом («говорящие» дети).
Я и мое имя. Реагирование на собственное имя.
Я и мое имя. Реагирование на собственное имя.
Я и моя фотография. Реагирование на собственную фотографию.
Я и моя фотография. Реагирование на собственную фотографию.
Моя любимая игрушка.
Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний.
Моя любимая игрушка. Ответы на вопросы словом (изображением).
Моя любимая игрушка. Выражение удовольствия.
Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект при выражении согласия.
Моя любимая игрушка. Выражение мимикой удовольствия.
Моя любимая сказка. Выражение мимикой удовольствия.
Моя любимая сказка. Выражение мимикой согласия (несогласия).
Моя любимая сказка. Выражение жестом своих желаний.
Моя любимая сказка. Выражение мимикой приветствия (прощания).
Моя любимая сказка. Выражение жестом согласия (несогласия).
Моя любимая сказка. Выражение жестом удовольствия (неудовольствия).
Моя любимая игра.
Привлечение внимания звучащим предметом.
Моя любимая игра. Обращение за помощью с использованием звучащего предмета.
Моя любимая игра. Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа.
Моя любимая игра. Выражение благодарности с предъявлением предметного символа.
Моя любимая игра. Обращение за помощью с предъявлением предметного символа.
Мои желания. Приветствие (прощание) с предъявлением предметного символа.
Мои желания. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний с
использованием графического символа.
34 Мои желания. Приветствие (прощание), обращение за помощью с использованием графического символа.
34 Привлечение внимания с использованием пиктограмм.
35 Мои желания. Приветствие (прощание), обращение за помощью с использованием пиктограмм.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
36 Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
67
1
17

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Понимание близких по звуковому составу слов (бабушка, дедушка).
Понимание простых по звуковому составу слов (тётя, дядя).
Понимание близких пониманию слов (учитель, воспитатель).
Узнавание (различение) имён.
Узнавание (различение) имён членов семьи.
Узнавание (различение) имён учащихся класса.
Узнавание (различение) имён сверстника (узнавание).
Узнавание (различение) имён педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет: стол, стул.
Понимание слов, обозначающих предмет: шкаф, кровать.
Подбор картинок, предметов к заданному слову.
Подбор картинок, предметов к заданному слову.
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: зайка (маленький).
Подбор картинок, предметов к заданному слову.
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: мишка (большой).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: машинка (маленькая).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: машинка (большая).
Предмет, признак предмета: кукла (большая, маленькая).
Подбор картинок, предметов к заданному слову.
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: яблоко (большое).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: яблоко (маленькое).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: банан (жёлтый).
Подбор предметов к заданному (услышанному) слову.
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: помидор (большой).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: помидор (маленький).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: огурец (зелёный).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: лук (маленький)
Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову.
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кофта (моя).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: рубашка (моя).
Понимание слов, обозначающих предмет, принадлежность: брюки (мои), юбка (моя).
Понимание слов, обозначающих предмет, принадлежность: куртка (моя).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18

69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

Понимание слов, обозначающих предмет, принадлежность: шапка (моя).
Понимание слов, обозначающих предмет, принадлежность: шарф (мой).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: ложка (большая).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: ложка (маленькая).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: стакан (большой).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: стакан (маленький).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кружка (большая).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кружка (маленькая).
Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову.
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: воробей (маленький).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: ворона (большая).
Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову.
Приглашение к взаимодействию. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: заяц (маленький).
Приглашение к взаимодействию. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: волк (большой).
Приглашение к взаимодействию. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кошка (маленькая).
Приглашение к взаимодействию. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: собака (большая).
Приглашение к взаимодействию. Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову.
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание обобщающих понятий: животные.
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов, обозначающих состояния (громко, тихо).
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов, обозначающих состояния (быстро, медленно).
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов, обозначающих состояния (хорошо, плохо).
Понимание слов, обозначающих состояния (весело, грустно).
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.).
Понимание слов обозначающих действия предмета (пить, есть).
Понимание слов обозначающих действия предмета (сидеть, стоять).
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов обозначающих действия предмета (бегать, прыгать).
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов обозначающих действия предмета (спать).
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов обозначающих действия предмета (учиться, играть).
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов обозначающих действия предмета (рисовать,
лепить).
Готовимся к празднику. Понимание слов обозначающих действия предмета (гулять, играть (на улице)).
Готовимся к празднику. Понимание слов обозначающих места расположения предмета: на столе.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19

100
101
102

Понимание слов обозначающих места расположения предмета.
Готовимся к празднику.
Участвуем в празднике.

1
1
1

Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация» во 2 классе.
№
п/п

ТЕМА УРОКА

Коммуникация
1
Коммуникация с использованием вербальных средств.Приветствие взрослого. Установление контакта с собеседником.
2
Приветствие взрослого. Установление зрительного контакта с собеседником.
3
Приветствие взрослого. Учёт эмоционального контакта собеседника.
4
Приветствие товарища. Установление зрительного контакта с собеседником.
5
Приветствие товарища.Учёт эмоционального контакта собеседника.
6
Приветствие сказочных персонажей звуком, имитацией слова, словом.
7
Реагирование на собственное имя.
8
Приветствие собеседника звуком, имитацией слова, словом.
9
Приветствие собеседника звуком, имитацией слова, словом.
10 Привлечение к себе внимания звуком, имитацией слова, словом.
11 Привлечение к себе внимания звуком, имитацией слова, словом.
12 Привлечение к себе внимания звуком, имитацией слова, словом.
13 Выражение своих желаний звуком, имитацией слова, словом.
14 Выражение своих желаний звуком, имитацией слова, словом.
15 Выражение своих желаний звуком, имитацией слова, словом.
16 Обращение с просьбой о помощи звуком, имитацией слова, словом.
17 Обращение с просьбой о помощи звуком, имитацией слова, словом.
18 Выражение согласия (несогласия) звуком, имитацией слова, словом.
19 Выражение согласия (несогласия) звуком, имитацией слова, словом.
20 Выражение благодарности звуком, имитацией слова, словом.

Количес
тво
часов
50
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20

21
22
23
24
25
26

Выражение благодарности звуком, имитацией слова, словом.
Ответы на вопросы словом (говорящие дети).
Ответы на вопросы словом (говорящие дети).
Ответы на вопросы элементарным предложением (говорящие дети).
Ответы на вопросы элементарным предложением (говорящие дети).
Коммуникация с использованием невербальных средств.Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Моя
любимая игрушка.
27 Указание взглядом на объект при ответе на вопрос.
28 Моя любимая игрушка. Ответы на вопросы с помощью графического символа.
29 Указание взглядом на объект при выражении согласия.
30 Указание взглядом на объект при выражении несогласия.
31 Моя любимая сказка, песня и пр. Выражение мимикой удовольствия.
32 Моя любимая сказка, песня и пр. Выражение мимикой неудовольствия.
33 Моя любимая игра, сказка, песня. Выражение жестом своих желаний.
34 Выражение мимикой приветствия (прощания).
35 Привлечение внимания звучащим предметом.
36 Обращение за помощью с использованием звучащего предмета.
37 Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа.
38 Выражение благодарности с предъявлением предметного символа.
39 Моя любимая игра. Обращение за помощью с предъявлением предметного символа.
40 Мои желания. Приветствие (прощание) с предъявлением предметного символа.
41 Мои желания. Выражение согласия (несогласия) с использованием графического символа.
42 Мои желания. Выражение удовольствия (неудовольствия) с использованием графического символа.
43 Мои желания. Выражение благодарности, своих желаний с использованием графического символа.
44 Мои желания. Выражение своих желаний с использованием графического символа.
45 Мои желания. Приветствие (прощание), обращение за помощью с использованием графического символа.
46 Привлечение внимания с использованием графического символа.
47 Мои желания с использованием графического символа..
48 Приветствие с использованием графического символа.
49 Прощание с использованием графического символа.
50 Обращение за помощью с использованием графического символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
52
21

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа).
Понимание близких по звуковому составу слов (бабушка, дедушка).
Понимание простых по звуковому составу слов (тётя, дядя).
Понимание близких по значению слов (учитель, воспитатель).
Узнавание (различение) имён.
Узнавание (различение) имён членов семьи.
Узнавание (различение) имён учащихся класса.
Приветствие сверстника (узнавание). Узнавание (различение) имён педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет: стол, стул.
Понимание слов, обозначающих предмет: шкаф, кровать.
Подбор картинок, предметов к заданному слову.
Понимание обобщающих понятий: мебель.
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: зайка (мягкий, пушистый, маленький).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: мишка (большой, мягкий).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: машинка (большая, маленькая, легковая, грузовая).
Игрушки нашего класса. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кукла (большая, маленькая, красивая,
новая, старая).
Подбор картинок, предметов к заданному слову.
Понимание обобщающих понятий: игрушки.
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: яблоко (большое, маленькое, вкусное, румяное, красное,
жёлтое, зелёное, сочное).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: груша (большая, маленькая, зелёная, жёлтая, сочная, вкусная).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: банан (длинный, жёлтый, мягкий, вкусный).
Понимание обобщающих понятий: фрукты.
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: помидор (большой, маленький, круглый, красный, жёлтый,
спелый, зелёный, незрелый).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: огурец (длинный, овальный, зелёный, сочный).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: лук (большой, маленький, жёлтый, фиолетовый, злой)
Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову.
Понимание обобщающих понятий: овощи.
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кофта, рубашка (красивая, любимая, белая, цветная).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: брюки (штаны), юбка (длинные (ая), короткие(ая), тёплые(ая),

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

лёгкие (ая), тёмные (ая)).
Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: куртка
(зимняя, осенняя, тёплая, холодная, цветная).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: шапка, шарф (тёплый (ая), пушистый(ая), вязаный (ая)).
Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову. Понимание обобщающих понятий: одежда.
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: тарелка (глубокая, мелкая, железная, деревянная, глиняная).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: ложка (большая, маленькая, чайная, железная, деревянная).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: стакан (стеклянный, пластмассовый, большой, маленький).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кружка (большая, маленькая, железная, глиняная).
Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову.
Понимание обобщающих понятий: посуда.
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: воробей (маленький, серый).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: ворона (большая, чёрная).
Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову.
Понимание обобщающих понятий: птицы.
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: заяц (маленький, трусливый, белый, серый).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: волк (большой, серый, голодный, злой).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кошка (пушистая, лысая, маленькая, ласковая, домашняя).
Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: собака (злая, добрая, домашняя).
Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову.
Понимание обобщающих понятий: животные.
Понимание слов, обозначающих состояния (громко, тихо).
Понимание слов, обозначающих состояния (быстро, медленно).
Понимание слов, обозначающих состояния (хорошо, плохо).
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов обозначающих состояния (весело, грустно).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, спать).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»в 3 классе.
№
п/п

ТЕМА УРОКА

Количес
тво
23

Коммуникация
1
Коммуникация с использованием вербальных средств.Приветствие взрослого. Установление контакта с собеседником.
2
Приветствие взрослого. Установление зрительного контакта с собеседником. Учёт эмоционального контакта собеседника.
3
Приветствие товарища. Установление зрительного контакта с собеседником.Учёт эмоционального контакта собеседника.
4
Приветствие сказочных персонажей звуком, имитацией слова, словом.
5
Реагирование на собственное имя. Привлечение к себе внимания звуком, имитацией слова, словом.
6
Приветствие собеседника звуком, имитацией слова, словом. Выражение своих желаний звуком, имитацией слова, словом.
7
Обращение с просьбой о помощи звуком, имитацией слова, словом.
8
Выражение согласия (несогласия) звуком, имитацией слова, словом.
9
Выражение благодарности звуком, имитацией слова, словом.
10 Ответы на вопросы словом (говорящие дети). Указание взглядом на объект при ответе на вопрос.
11 Ответы на вопросы двусоставным предложением (говорящие дети). Указание взглядом на объект при выражении согласия.
12 Учимся задавать вопросы звуком, имитацией слова, словом.
13 Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником.
14 Поддержание диалога на заданную тему, соблюдая очерёдность в диалоге.
15 Коммуникация с использованием невербальных средств.Указание взглядом на объект при выражении своих желаний.
16 Моя любимая вещь.
17 Указание взглядом на объект при выражении несогласия.
18 Выражение благодарности с предъявлением предметного символа. Мои желания.
19 Выражение благодарности, своих желаний с использованием графического символа. Моя любимая игра.
20 Мои желания. Приветствие (прощание) с предъявлением предметного символа. Мои желания. Приветствие (прощание),
обращение за помощью с использованием графического символа.
21 Мои желания. Выражение согласия (несогласия) с использованием графического символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
22 Импрессивная речь.Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тётя).
23 Понимание близких по звуковому составу слов (бабушка, дедушка).
24 Понимание близких по значению слов (учитель, воспитатель).
25 Узнавание (различение) имён: собственное имя, имена членов семьи.
26 Узнавание (различение) имён учащихся класса, педагогов.
27 Понимание слов, обозначающих предметы по теме: посуда, мебель.
28 Понимание слов, обозначающих предметы по теме: одежда, обувь.

часов
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
1
1
1
1
1
1
1
24

29 Понимание слов, обозначающих предметы по теме: игрушки, школьные принадлежности.
30 Понимание слов, обозначающих предметы по теме: продукты питания.
31 Понимание слов, обозначающих предметы по теме: овощи-фрукты.
32 Понимание слов, обозначающих предметы по теме: животные, птицы.
33 Понимание слов, обозначающих предметы по теме: транспорт.
34 Понимание слов, обозначающих предметы по теме: бытовые приборы.
35 Понимание слов, обозначающих действие предмета: пить, есть.
36 Понимание слов, обозначающих действие предмета: сидеть, стоять, бегать. играть, гулять.
37 Понимание слов, обозначающих действие предмета: учиться, писать, рисовать, лепить, клеить.
38 Понимание слов, обозначающих действие предмета: спать, отдыхать.
39 Понимание слов, обозначающих признак предмета: цвет.
40 Понимание слов, обозначающих признак предмета: величина.
41 Понимание слов, обозначающих признак предмета: форма.
42 Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
43 Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тётя, баба и др.)
44 Называние собственного имени.
45 Называние имён членов семьи.
46 Называние имён учащихся класса, педагогов.
47 Называние (употребление) слов, обозначающих предмет из изученных тем.
Чтение и письмо
48 Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Буква а.
49 Графические действия с использованием элементов графем: лепка.
50 Графические действия с использованием элементов графем: обводка.
51 Графические действия с использованием элементов графем: штриховка.
52 Графические действия с использованием элементов графем: печатание (прописывание).
53 Узнавание (различение) образов графем (букв). Буква у.
54 Графические действия с использованием элементов графем: лепка, обводка, штриховка.
55 Графические действия с использованием элементов графем: печатание (прописывание).
56 Узнавание (различение) образов графем (букв). Буква о.
57 Графические действия с использованием элементов графем: лепка, обводка, штриховка.
58
Графические действия с использованием элементов графем: печатание (прописывание).
59 Узнавание (различение) образов графем (букв). Буква м.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25

60
61
62
63
64
65
66
67
68

Графические действия с использованием элементов графем: лепка, обводка, штриховка.
Графические действия с использованием элементов графем: печатание (прописывание).
Повторение: буква м.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Буква с.
Графические действия с использованием элементов графем: лепка, обводка, штриховка.
Графические действия с использованием элементов графем: печатание (прописывание).
Узнавание (различение) образов графем (слогов): ау, уа, ам, ас, ум, ус, ом, ос.
Графические действия с использованием элементов графем: лепка, обводка, штриховка.
Графические действия с использованием элементов графем: печатание (прописывание).

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование учебного материала по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»в 4 классе.
№
ТЕМА УРОКА
п/п
Коммуникация
1
Коммуникация с использованием вербальных средств Установление контакта с собеседником.
2
Установление контакта с собеседником.Реагирование на собственное имя.
3
Приветствие.Учёт эмоционального состояния собеседника.
4
Привлечение к себе внимания звуком, имитацией слова, словом.
5
Выражение своих желаний звуком, имитацией слова, словом.
6
Обращение с просьбой о помощи звуком, имитацией слова, словом.
7
Выражение согласия (несогласия) звуком, имитацией слова, словом.
8
Выражение благодарности звуком, имитацией слова, словом.
9
Ответы на вопросы словом (говорящие дети). Указание взглядом на объект при ответе на вопрос.
10 Ответы на вопросы двусоставным предложением (говорящие дети). Указание взглядом на объект при выражении согласия.
11 Учимся задавать вопросы звуком, имитацией слова, словом, предложением.
12 Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником.
13 Поддержание диалога на заданную тему, соблюдая очерёдность в диалоге.
14 Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе
на вопрос.
15 Выражение мимикой согласия (несогласия). Указание взглядом на объект при выражении несогласия.
16 Выражение мимикой удовольствия (неудовольствия).

Кол-во
часов
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26

17 Выражение мимикой приветствия (прощания).
18 Выражение мимикой благодарности, своих желаний.
19 Выражение жестом согласия (несогласия), приветствия (прощания).
20 Выражение жестом удовольствия (неудовольствия).
21 Выражение жестом благодарности, своих желаний.
22 Вступление в диалог всеми возможными средствами коммуникации.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
23 Импрессивная (экспрессивная) речь. Понимание (называние) слов по теме семья: мама, папа, дядя, тётя, бабушка, дедушка,
брат, сестра.
24 Понимание (называние) близких по значению слов учитель, воспитатель, имена.
25 Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: посуда, мебель.
26 Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: одежда, обувь.
27 Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: игрушки, школьные принадлежности.
28 Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: продукты питания.
29 Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: овощи-фрукты.
30 Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: животные, птицы.
31 Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: транспорт.
32 Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: бытовые приборы.
33 Понимание (называние) слов, обозначающих действие предмета: пить, есть, сидеть, стоять, бегать. играть, гулять.
34 Понимание (называние) слов, обозначающих действие предмета: учиться, писать, рисовать, лепить, клеить, спать, отдыхать.
35 Импрессивная (экспрессивная) речь. Понимание (называние) слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо,
быстро, медленно).
36 Понимание (называние) слов, обозначающих признак действия, состояния (хорошо, плохо, весело, грустно).
37 Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (я, ты, он, она).
38 Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (мой, твой, его, её).
39 Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (вы, ваш).
40 Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (мы, наш, они, их).
41 Понимание (называние) слов, обозначающих число, количество предметов (один-пять, второй…).
42 Понимание (называние) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под).
43 Понимание (называние) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (из, за, перед).
44 Понимание простых предложений.
45 Называние простых предложений.

1
1
1
1
1
1
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27

46

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Называние собственного имени, имён членов семьи
посредством напечатанного слова.
47 Называние имён учащихся класса, педагогов посредством напечатанного слова.
Чтение и письмо
48 Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих собственное имя, имена членов семьи.
49 Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена учащихся класса, педагогов.
50 Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов.
51 Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов.
52 Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов.
53 Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов.
54 Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов.
55 Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак действия, состояния
56 Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.Различение звуков
окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука, направления звука, силы звука.
57 Имитация звуков, узнавание звучащего предмета по звуку.
58 Дифференциация неречевых звуков. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками.
59 Узнавание (различение) образов графем (букв). Буква а, о, у (повторение).
60 Узнавание (различение) образов графем (букв). Буква м, с, х (повторение).
61 Графические действия с использованием элементов графем. Выкладывание из цветных полосок (счётных палочек и т.п.)
буквенных знаков н, п, т, и, ш.
62 Графические действия с использованием элементов графем: печатание (прописывание) буквенных знаков н, п, т, и, ш.
63 Узнавание (различение) образов графем (букв) н, п, т, и ,ш. .
64 Узнавание (различение) образов графем: ау, уа, ам, ас, ум, ус, ом, ос, ах, ох, ух.
65 Узнавание (различение) образов графем : ан, он, ун, ин.
66 Узнавание (различение) образов графем: ап, оп, уп, ип.
67 Узнавание (различение) образов графем: ат, от, ут, ит.
68 Узнавание (различение) образов графем: аш, ош, уш, иш.

1
1
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».