Приложение 1 к ИАОП
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129 от 29.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционного курса «Сенсорное развитие»
(ФГОС ОВЗ НОО, 1-4 классы)
п. Азанка
1. Пояснительная записка
Данная программа коррекционно-развивающего курса направлена на создание условий в освоении АООП НОО детьми с расстройством
аутистического спектра варианта и разработана на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
2. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022
г. N 1026;
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598);
5. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
6. Распоряжение
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 10.08.2021 № Р-183 «Об утверждении методических рекомендаций по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и
консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в
свои
семьи
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
7. Распоряжение
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в
общеобразовательных организациях».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
9. Распоряжение
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации».
10. Постановление
Правительства
Свердловской
области
от
22.01.2014
№ 23-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Доступная среда».
11. Распоряжение
Правительства
Свердловской
области
04.07.2019
№
319-РП
«О
реализации
мероприятий
по
поддержке
образования
детей
с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области в рамках федерального проекта «Современная школа»
национального проекта «Образование».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 13.08.2021 № 805-Д «Об утверждении Порядка
получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими
возраста
18
лет,
в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области».
13. . Нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области
образования;
14. Устава МАОУ СОШ п.Азанка;
15. Учебного плана МАОУ СОШ п.Азанка.
16. Адаптированная образовательная программа МАОУ СОШ п.Азанка
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью
познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной
степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Сенсорное
развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность
восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств
информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» входит в часть
формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного
учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с РАС УО, которая
рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и
внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей развития личности детей и расширения границ их взаимодействия с
окружающей средой. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют
необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их
дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной
дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками,
что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Целью коррекционного курса является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия
на сохранные анализаторы.
Задачи:
Развитие и коррекция зрительного восприятия;
Развитие и коррекция слухового восприятия;
Развитие и коррекция кинестетического восприятия;
Восприятие запаха;
Восприятие вкуса;
Расширять психосоциальные и эмоциональные компетенции через обогащение чувственного познавательного опыта.
Содержание коррекционного курса.
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение
диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические,
речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе
обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать
получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:
Первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов.
Второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Рабочая программа включает следующие разделы:
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся
игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося
(справа, слева от обучающегося). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по
вертикали, по кругу, вперед или назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета
объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным
перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл,
клейстер, пластмасса, бумага, вода), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий,
густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное
(вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый),
влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе).
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий,
сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов
(горький, сладкий, кислый, соленый).
Введение в Программу раздела «Зрительное восприятие» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия
обучающихся с РАС, а именно: зрительные образы у таких детей обеднены, неустойчивы, в них проявляется обобщенное узнавание,
отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, неадекватность представлений об окружающем мире, что, безусловно, негативно
влияет на формирование навыков чтения и письма. Индивидуальные особенности зрительного восприятия и зрительной памяти во многом
определяют характер коррекционной работы с данной категорией детей, основанной на принципах постепенного усложнения. Целостное
представление об объекте возникает у ребенка в результате зрительного обследования: сначала дети вычленяют основные элементы объекта,
затем его детали, определяют их соотношение, положение в пространстве, а после отмечают изменения в самом объекте или его
расположении. Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют упражнения и
игры на определение изменений в ряду предметов, нахождение в нем лишнего, различий между двумя сходными сюжетными картинками и
т.д. Особое внимание уделяется согласованию обследующих движений рук и глаз ребенка, прослеживанию взглядом движений руки, а в
дальнейшем и движущихся объектов в пространстве. Активизация зрительных функций повышает возможность формирования
практических навыков и умений у ребенка с ОВЗ, а значит, способствует более полному овладению разными видами деятельности, которые
значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. Учитывая, что у детей с РАС формирование слухового восприятия,
различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет некоторые трудности, в содержание
курса включен раздел «Слуховое восприятие», в котором специально подобранные дидактические игры дают ребенку возможность
научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с
сигналами и т.д., а значит – корректировать слуховое восприятие. В силу того, что дети с РАС слабо осознают возможности обонятельного,
осязательного, слухового и вкусового анализаторов, они нуждаются в последовательной работе по обучению познанию особых свойств
предметов и явлений. Использование дидактических игр, направленных на развитие обоняния, вкусовых ощущений, восприятия
температурных различий, различения ощущений тяжести от разных предметов в рамках раздела «Восприятие особых свойств предметов
через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует закреплению навыков дифференциации
предметов (веществ) и явлений через овладение дополнительными перцептивными действиями по их восприятию и знакомство с новыми
свойствами, в конечном итоге – обогащению представлений школьников об окружающем мире во всем многообразии свойств, качеств,
вкусов, запахов и наполнению его новыми эмоциональными переживаниями.
Следует отметить, что деление учебного материала на представленные разделы достаточно условно, так как на каждом занятии в
течение учебного года будем работать одновременно над развитием различных видов восприятия, моторики и графомоторных навыков. За
основу коррекционного занятия берется один, ведущий раздел изучаемой программы, определяются цели и задачи по данному разделу, но
при этом обязательно используются задания на закрепление пройденного ранее, прямо или косвенно связанные с основной темой.
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на
расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические,
физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В
дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и
перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Примерные планируемые результаты освоения коррекционного курса.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции,
позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и
соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Требования
устанавливаются к результатам:
- личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания и его применению.
Личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и
находить выход из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
умение классифицировать предметы по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;
знание основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
различение основных цветов спектра (красный, зеленый, синий, желтый, черный, белый);
знание основных размеров и величин (большой – маленький);
умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
умение соотносить звук с его источником;
уметь локализовывать неподвижный и перемещающийся источник звука;
способность различать и узнавать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый);
способность различать объект по запаху (приятный – неприятный);
умение определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре: гладкий – шершавый, холодный –
теплый - горячий, тяжелый - легкий);
умение соотносить предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
умение составлять сериационные ряды предметов по разным признакам; ∙ умение фиксировать взгляд на предмете (статичном и
движущемся).
Возможные личностные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
умение целенаправленно фиксировать взгляд (на говорящем взрослом, на предмете);
умение использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
умения выполнять задание в течение определенного периода времени;
умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.);
рост заинтересованности учащихся в учебной деятельности, повышение познавательного интереса к занятиям;
повышение самостоятельности и самоорганизации;
сформированность предпосылок учебной деятельности (умение принимать цель, следовать ей в процессе решения учебной задачи,
взаимодействовать с педагогом в ходе выполнения задания, принимать и использовать помощь);
пропедевтика формирования основ общения, учебной коммуникации (с помощью жестов или карточек).
Базовые учебные действия (БУД):
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
2. Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке, предмете;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги, пластилина, глины;
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука в руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному
курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Описание места коррекционного курса в учебном плане МАОУ СОШ п.Азанка
В учебный план АООП НОО МАОУ СОШ п.Азанка включен коррекционный курс «Сенсорное развитие» 2 часа в неделю
продолжительность занятия не более 25 минут итого 68 часов в год.
Участники программы: программа рассчитана для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с
РАС умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Раздел
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Зрительное
восприятие
(22 ч.)
Тема
Диагностика, обследование
Фиксация взгляда на лице человека/неподвижном
светящемся предмете
Фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном напротив ребенка, справа/слева от него
Прослеживание взглядом за близко расположенном
движущимся предметом ) по горизонтали, вертикали, по
кругу, вперед, назад)
Прослеживание взглядом за удаленным движущимся
предметом
Узнавание и различие цвета объекта, его формы, величины.
Нахождение отличительных и общих признаков двух
предметов
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Дидактическая игра «Какой детали не хватает?»
Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Слуховое
восприятие
(22 ч.)
20
21
22
23
24
25
26
27
Кинестетическое
восприятие
(16 ч.)
28
29
30
31
32
Восприятие запаха
(4 ч.)
Восприятие вкуса
(4 ч.)
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Глазодвигательные упражнения
Локализация неподвижного источника звука,
расположенного на уровне уха, плеча, талии
Прослеживание за близко расположенным
перемещающимся источником звука.
Локализация неподвижного удаленного источника звука
Различение речевых и неречевых звуков
Соотнесение звука с его источником
Нахождение объектов, одинаковых по звучанию
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон,
звук, гудение, жужжание)
Дидактическая игра «Откуда звук?»
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей
среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин)
Различение речевых и музыкальных звуков
Дидактическая игра «Кто голос подает?»
Соприкосновение с различными поверхностями (с водой,
крупой, деревом, металлом, бумагой и т.д.)
Ориентация в пространстве (положение тела)
Движения и позы верхних и нижних конечностей по показу
Движения и позы головы по показу
Выразительность движений. Имитация повадок зверей
Различение материалов по характеристикам (температура,
фактура, влажность и т.д.)
Различие природных и искусственных запахов (запах
фруктов, травы, парфюмерии)
Дидактическая игра «Что так пахнет?»
Дифференциация основных вкусовых ощущений (сладкий,
кислый, соленый, горький)
Дидактическая игра «Определи на вкус»
Итого:
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
5
2
2
2
2
3
2
2
2
2
68 часов
№
.
0
1
2
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ:
« СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
0 б. – не владеет
1 б. – частично владеет
2 б. – в полной мере владеет
ФИ ученика
Предметные результаты
Сентябрь
фиксирует взгляд на лице человека
фиксирует взгляд на неподвижном светящемся предмете
фиксирует взгляд на неподвижном предмете, расположенном напротив
ребенка, справа и слева от него
следит взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по
горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад)
следит взглядом за движущимся удаленным объектом
узнаёт и различает цвета объекта.
локализирует неподвижного источника звука, расположенного на уровне
уха, плеча, талии.
следит за близко расположенным перемещающимся источником звука.
локализирует неподвижного удаленного источника звука. Соотносит звук
с его источником
находит объекты, одинаковые по звучанию.
адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения
человека
адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл,
клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре
(холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий,
густой, сыпучий
Январь
Май
3
адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
4
адекватная реакция на давление на поверхность тела
5
адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное)
6
адекватная реакция на положение частей тела
7
адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами
поверхностей
8
различение материалов по характеристикам (температура, фактура,
влажность, вязкость).
ого:
0 – 15 баллов – низкий уровень достижения предметных результатов
16 – 34 балла – средний уровень достижения предметных результатов
35 - 50 баллов – высокий уровень достижения предметных
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда:
1. Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом
цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной
длины и ширины);
2. Игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи,
кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
3. Оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-записей для релаксации,
звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
4. Разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии
и др.). Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является
необходимой предпосылкой их успешного обучения.