Приложение 1 к ООП НОО
утверждена приказом директора
МАОУ СОШ п. Азанка № 129
от 29.08.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»
( ФГОС НОО, 4 класс)
п. Азанка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС. Планируемые
результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов
учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от
изучаемого модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представление о нравственных идеалах и
ценностях религиозных и светских традициях народов России. Формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознания
роли православия, светской этики в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнера по деятельности, принимать ее , согласовывать усилия для достижения
поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход,
основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена
информацией, обсуждения разных точек зрения и т.п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих
обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают
естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать
как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё
это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению.
Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни,
связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы
нравственно ценного поведения
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
2
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в
жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разной мировозренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших
школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма),
российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в
Российской Федерации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
3
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Регулятивные УУД:
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом
4
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность
умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
5
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в России;
раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность,
сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели,
патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства;
умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской
(гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к
Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного
наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь
к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные,
народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о
роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей
(семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота
родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских
традиционных семейных ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской
государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать
нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
6
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской
гражданственности и патриотизма в истории России;
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России,
российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России;
приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской)
этике.
Воспитательный потенциал курса реализуется через:
- приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым
в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и
ценностей;
- историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности обучающихся
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
7
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения
к себе, окружающим людям и жизни в целом.)
8
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе культурно-исторического, системно-деятельностного, личностноориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, возрастосообразности.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон
(Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы
морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России.
Место ОРКСЭ в учебном плане: ОРКСЭ изучается в 4 классе, один час в неделю (34 ч)
Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы
светской этики»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема курса
Количество
часов
Россия — наша Родина
1
2
Этика и её значение в жизни
человека. Нормы морали.
Нравственные ценности,
идеалы, принципы
8
Государство и мораль
гражданина. Основной Закон
1
3
1.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
Информационно-методическое сопровождение субъектов Российской
Федерации по введению учебного курса ОРКСЭ осуществляется через
федеральный портал л www.orkce.
org .
Федеральный центр
информационнообразовательных
9
(Конституция) в государстве
как источник российской
гражданской этики
4
ресурсов http:// fcior. edu ;
Единая коллекция цифровых
Образцы нравственности в
культуре Отечества, народов
России. Природа и человек
5
5
Праздники как одна из форм
исторической памяти
2
6
Семейные ценности. Этика
семейных отношений
1
7
Трудовая мораль.
Нравственные традиции
предпринимательства
2.
8.
Что значит быть нравственным
в наше время. Методы
нравственного
самосовершенствования
7
9
Этикет
4
Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России
3
10
Итого:
образовательных ресурсов http:// school- collection. edu
Информационно-методическое сопровождение субъектов Российской
Федерации по введению учебного курса ОРКСЭ осуществляется через
федеральный портал л www.orkce.
org .
Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов http:// fcior. edu ;
Единая коллекция цифровых
34
образовательных ресурсов http:// school- collection. edu
10
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС – 34 ч
№ п/п
Тема
Россия — наша Родина
.1
Россия – наша Родина. Роль культурных традиций в жизни
народов России, значение культурных традиций в жизни
человека, семьи, народа, общества. Культура и религия.
Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали.
Количество часов
1
1
8
Нравственные ценности, идеалы, принципы
2.
Этика и её значение в жизни человека.
1
3.
Нормы морали.
1
4.
Нравственные ценности, идеалы, принципы.
1
5.
Составление текстов-рассуждений на темы добра и зла,
моральных ценностей, идеалов.
1
6.
Значение нравственности в жизни человека, семьи, народа,
общества, государства.
1
7.
«Золотое правило» этики.
1
8.
Рассуждение на морально-этические темы.
1
9.
Образцы нравственности в культурах разных народов
1
Государство и мораль гражданина. Основной Закон
(Конституция) в государстве как источник российской
1
11
гражданской этики
1
0
Государство и мораль гражданина. Основной Закон
(Конституция) в государстве как источник российской
гражданской этики.
Образцы нравственности в культуре Отечества, народов
России. Природа и человек
1
5
11
Нравственные нормы жизни в обществе.
1
1
2
Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России.
Нравственные нормы на примерах образцов поведения людей,
исторических и литературных героев, защитников Отечества в
истории России и современности.
1
1
3
Бережное отношение к природе и личная ответственность за это
каждого человека.
1
1
4
Составление текстов-рассуждений на тему «Образцы
нравственного поведения в культуре Отечества».
1
1
5
Гуманисты России. Писатели-гуманисты.
1
Праздники как одна из форм исторической памяти
2
1
6
Праздники как одна из форм исторической памяти народа,
общества, их значение для укрепления единства народа,
общества.
1
1
7
Российские праздники (государственные, народные,
религиозные, семейные), День народного единства, День
защитников Отечества и др. Праздники в своём регионе,
местности проживания.
1
Семейные ценности. Этика семейных отношений
1
12
1
8
Семейные ценности и этика семейных отношений. Семья,
отношения в семье на основе взаимной любви и уважения,
любовь и забота родителей о детях, любовь и забота детей о
нуждающихся в помощи родителях, уважение старших.
Семейные традиции народов России.
Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства
1
2
1
9
Трудовая мораль, нравственные традиции трудовой
деятельности, предпринимательства в России.
1
2
0
Трудолюбие, честный труд, уважение к труду, к трудящимся
людям, результатам труда (своего и других людей).
1
Что значит быть нравственным в наше время. Методы
нравственного самосовершенствования
7
2
1
Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные
поступки свои и других людей.
1
2
2
Соотнесение нравственных норм с анализом личного опыта
поведения.
1
2
3
Составление текстов-рассуждений на тему «Образцы
нравственного поведения людей в современной жизни».
1
2
4
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Нравственный выбор.
1
2
5
2
6
2
7
Методика создания морального кодекса в школе.
1
Нормы морали. Образование как нравственная норма.
1
Методы нравственного самосовершенствования.
1
13
Этикет
2
8
2
9
3
0
3
1
4
Этикет. Правила поведения в обществе.
1
Нравственные нормы и правила этикета.
1
Этика и этикет. Целесообразность правил этикета.
1
Необходимость соблюдения правил этикета в разных
ситуациях. Народные пословицы и поговорки.
1
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России
3
3
2
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
1
3
3
Российская светская этика, духовно-нравственная культура
многонационального народа России, их значение в жизни
человека, семьи, российского общества.
1
3
4
Сопоставление понятий «патриотизм», «Отечество»,
«многонациональный народ России», «служение», соотнесение
определений с понятиями.
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
14
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/ Шемшурина А.И., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс/ Шемшурина А.И., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.uchportal.ru Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование,
программы
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные
ЦОР по различным предметам начальной школы.
http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы размещены по предметным областям.
http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы.
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
https://uchi.ru/ «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические
вебинары по дистанционному обучению.
https://resh.edu.ru/Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видео-лекции, упражнения и
тренировочные занятия, методические материалы для учителя.
15
https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов.
16