Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
План внеурочной деятельности
основной образовательной программы основного общего образования
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы п. Азанка
на 2025 - 2026 учебный год
I пояснительная записка
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются совокупность
всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной
образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания
и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в
школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного
образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента
образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности
широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность
образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности
конкретным содержанием.
План внеурочной деятельности на ступени основного образования обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, определяет общий и
максимальный объем нагрузки учащихся в рамках внеурочной деятельности, состав и
структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Нормативно-правовой и документальной основой Плана внеурочной деятельности
обучающихся 5 – 9 классов являются:
1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральном Законе от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
3. Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
4. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями);
5. Приказе Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования» (с
изменениями);
6. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
7. Санитарных правилах СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП
2.4.2.3648-20);
8. Санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021. №2
(далее – СанПиН 1.2.3685-21).
План составлен в целях:
-создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
-создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося,
-создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на
социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих
инициатив.
Основные принципы плана:
-соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями
учебной деятельности;
-опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
-опора на ценности воспитательной системы школы;
-свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
- соответствие обеспеченности учебно-методическими источниками;
- учет познавательных потребностей учащихся и социального заказа родителей;
- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
План отражает основные цели и задачи, стоящие перед МАОУ СОШ п. Азанка.
Цель внеурочной деятельности:
развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся,
приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы
время, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа
жизни.
План внеурочной деятельности способствует решению следующих задач:
1. выполнение Федерального государственного образовательного стандарта по
базисным дисциплинам основного общего образования;
2. обеспечение качества основного образования;
3. развитие личности как субъекта творческой деятельности;
4. создание условий для формирования социального, психологического, физического
здоровья учащихся.
5. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном
взаимодействии с социумом.
6. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
7. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования
здорового образа жизни.
8. формирование функциональной грамотности обучающихся основной ступени
образования;
Программы
внеурочной деятельности в основной школе направлены на
создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих
формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка,
освоения основных социальных ролей, норм и правил, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в
свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской
ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в
новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
При конструировании плана учитывались предложения педагогического коллектива
образовательного учреждения, учащихся и их родителей (законных представителей), а
также специфика и направленность образовательного учреждения. Выбрана модель плана
с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их
благополучия в пространстве общеобразовательной школы.
Внеурочная деятельность основана на оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательного учреждения предполагает, что в её реализации принимают
участие педагогические работники данного учреждения: учителя-предметники, педагоги
дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, педагог –
психолог, а также педагог-библиотекарь.
Координирующую роль выполняет классный руководитель, который:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность учащихся.
II Реализуемые направления внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в
том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); на
внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности - от 1 до 2
часов.
«Юный картограф»
Цель курса: углубление знаний, развитие разносторонних интересов, склонностей и
профессиональной ориентации школьников в области создания карт и методов
картографического изображения.
Форма проведения: кружок.
«Вопросы экономики»
Цель курса: развитие экономического мышления, потребности в получении
экономических знаний, способности к личному самоопределению и самореализации.
Форма проведения: практикум.
Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование
возможностей
организаций
дополнительного
образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении; На внеурочную деятельность по
развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и
интересов, самореализации обучающихся еженедельно от 1 до 2 часов.
«Успешный старт»
Цель курса: формирование у школьников навыков эффективного взаимодействия в
команде, развитие коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции.
Форма проведения: курс.
«Россия – мои горизонты»
Цель
курса:
формирование
готовности
к
профессиональному
самоопределению обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Форма проведения: профминимум.
Вожатский отряд «Новое поколение»
Цель курса: общественное воспитание учащихся, содействие личностному развитию
и процессам трудовой и социальной адаптации учащихся, оказание социальнопедагогической поддержки и организации отдыха, досуга, занятости детей и подростков в
каникулярное и внешкольное время, развитие детского общественного движения.
Форма проведения: объединение.
Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных
объединений, организаций и других; на деятельность ученических сообществ и
воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов,
при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического
коллектива или общешкольных мероприятий за 1 - 2 недели может быть использовано до
20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности).
Волонтерский отряд «Северное сияние»
Цель деятельности отряда — консолидация усилий учащихся и педагогического
коллектива школы в позитивном влиянии на детей и подростков при выборе ими
жизненных ценностей.
Форма проведения: объединение.
Совет первых
Цель деятельности совета - дать возможность ученикам-активистам влиять на
развитие движения, принимать участие в стратегическом планировании и продвигать свои
инициативы.
Форма проведения: объединение.
Внеурочная
деятельность
по
учебным
предметам
образовательной
программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании,
а
также
учитывающие
этнокультурные
интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
«Футбол для всех»
Цель курса: содействие всестороннему развитию личности посредством
формирования физической культуры обучающихся с использованием средств футбола,
формирование у подрастающего поколения потребности в ведении здорового образа
жизни.
Форма проведения: кружок.
«Основы военной подготовки»
Цель курса: формирование патриотического воспитания и начальной военной
подготовки обучающихся через формирование целостного представления о военной
службе в Вооружённых силах Российской Федерации.
Форма проведения: военные сборы.
«Программирование в Python»
Цель курса: формирование у учащихся базовых и продвинутых навыков
программирования, освоение алгоритмического мышления и решение задач различной
сложности с использованием языка программирования Python.
Форма проведения: практикум.
Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в
творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом
историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
«Рукодельница»
Цель курса: Развитие творческих способностей школьников, детского сплоченного
коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи,
взаимовыручки. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого
человека, любви к родному краю и себе.
Форма проведения: кружок
Школьный театр
Цель курса: эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие воспитанников,
воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к
искусству театра и актёрской деятельности.
Форма проведения: творческая мастерская
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие "Разговоры о
важном".
Один час в неделю 5-9 классов рекомендуется отводить на внеурочное занятие
"Россия мои горизонты".
III Распределение объема часов
Наименование курса
Количество часов в
неделю
V VI VII VIII I
X
Всего
неделя год
Обязательная часть
«Разговор о важном»
1
«Юный картограф»
1
1
1
1
1
«Вопросы экономи»
1
«Успешный старт»
1
«Россия – мои горизонты»
Вожатский отряд «Новое поколение»
1
0,5
5
170
1
34
1
34
1
34
1
0,5
34
17
1
34
1
34
1
0,5
1
34
17
34
0,5
17
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
«Рукодельница»
1
Футбол для всех
Школьный театр
Основы военной подготовки
1
1
0,5
«Программирование в Python»
Волонтерский отряд «Северное сияние»
1
0,5
Совет первых
1
Итог 5,5
6,5
6,5
1
8,5
9
30
34
357
ООО не более 1750 часов за 5 лет обучения на уровне основного общего образования. В год - не
более 350 часов. Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.