План ВД по форме СОО (2025-2026)

Приложение
к образовательной программе
среднего общего образования
План внеурочной деятельности
основной образовательной программы среднего общего образования
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы п. Азанка
на 2025 - 2026 учебный год
I пояснительная записка
Внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций Федерального
государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного
учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит
перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для
обучающихся.
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием:
воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный
процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной
деятельности: учебную и внеурочную.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются введение понятия
Внеурочной деятельности школьников, как совокупности всех видов деятельности
школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой
образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития
интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе,
позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного
стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса
являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий,
направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в
процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
План внеурочной деятельности на ступени среднего образования обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, определяет общий и
максимальный объем нагрузки учащихся в рамках внеурочной деятельности, состав и
структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Нормативно-правовой и документальной основой Плана внеурочной деятельности
обучающихся 10-11 классов являются:
1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации»;

2. Федеральном Законе от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
3. Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022г. №732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413» (с изменениями);
5. Приказе Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования» (с
изменениями);
6. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
7. Санитарных правилах СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.2.3648-20);
8. Санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021. №2
(далее – СанПиН 1.2.3685-21).
Целевая направленность,
образования

стратегические

и

тактические

цели

содержания

План составлен с целью:
-создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
-создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося,
-создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на
социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих
инициатив.
Основные принципы плана:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями
учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
- соответствие обеспеченности учебно-методическими источниками;
- учет познавательных потребностей учащихся и социального заказа родителей;
- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами;

- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
План отражает основные цели и задачи, стоящие перед МАОУ СОШ п. Азанка.
План внеурочной деятельности способствует решению следующих задач:
1. выполнение Федерального государственного образовательного стандарта по
базисным дисциплинам среднего общего образования;
2. обеспечение качества среднего общего образования;
3. развитие личности как субъекта творческой деятельности;
4. создание условий для формирования социального, психологического, физического
здоровья учащихся.
5. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном
взаимодействии с социумом.
6. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
7. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования
здорового образа жизни.
Программы
внеурочной деятельности в старшей школе направлены на
создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих
формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка,
освоения основных социальных ролей, норм и правил, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в
свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской
ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в
новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и
запросов обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся план внеурочной деятельности в образовательной организации
модифицируется в соответствии с социально-экономическим профилем.
В реализации принимают участие педагогические работники данного учреждения:
заместитель директора школы по воспитательной работе, классные руководители, учителяпредметники, советник директора по воспитанию, социальный педагог, педагог – психолог,
а также педагоги Центра «Точка Роста» и дополнительного образования.
Координирующую роль выполняет классный руководитель, который:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность учащихся.

При организации внеурочной деятельности используются программы линейных
курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество
часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя).
Программы линейных курсов реализуются при использовании таких форм
внеурочной деятельности как школьная спортивная секция, кружки в Центре «Точа Роста»,
курсы внеурочной деятельности – до 4 часов в неделю.
Использование разнообразных форм и типов занятий (экскурсии, индивидуальные
занятия, конференции, спортивные соревнования, спортивные секции, проектная
деятельность, социальные проекты, и др.), обеспечивает интерес школьников и достижение
планируемых результатов.
При организации внеурочной деятельности используются возможности организаций
и учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для
продолжения внеурочной деятельности используются возможности летней детской
площадки.
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение
планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной
программы школы.

II Реализуемые направления внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела ООП СОО
и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной
организации в сфере внеурочной деятельности и включает:
 план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников),
в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов;
юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках "Российского
движения детей и молодежи (Движение первых)");
Совет первых
Цель: содействовать подрастающему поколению в реализации инициативы,
самостоятельности и ответственности в социально значимой общественной деятельности
по созиданию и защите интересов Отечества, а также в самореализации и гражданском
становлении детей и молодёжи в контексте российской идентичности.
Форма проведения: Объединение.
«Школа волонтера»
Цель: духовно-нравственное и гражданское воспитание обучающихся, активизация
их профессионального самоопределения, развитие интереса к будущей профессии и к
самому себе как потенциальному или реальному субъекту профессиональной
деятельности.
Форма проведения: Кружок.
 план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные
олимпиады по предметам программы среднего общего образования).
«Трудные вопросы в курсе экономики»
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в
рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Форма проведения: метапредметный курс.
«Успешный старт»
Цель курса: сформировать у школьников навыки эффективного взаимодействия в
команде, развить коммуникативные, лидерские качества и активную жизненную позицию.

Форма проведения: курс.
«Комплексная работа с текстом»
Цель курса: формирование умения учащихся работать с информацией,
представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм), и решать учебные задачи на
основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.
Форма проведения: метапредметный курс.
«Трудные вопросы в курсе истории»
Цель курса: углубление представлений учащихся по предмету, повторение и
систематизация знаний, подготовка к экзамену по истории через детальное рассмотрение и
разносторонний анализ трудных вопросов истории России.
Форма проведения: метапредметный курс.

III Распределение объема часов
Наименование курса

Количество
часов в неделю
X
XI

Обязательная часть
«Разговоры о важном»

1

«Россия – мои горизонты»

Всего
неделя год

1
1

«Трудные вопросы в курсе экономики»

1

«Успешный старт»
1
«Комплексная работа с текстом»
1
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Совет первых

2

«Школа волонтера»
«Трудные вопросы в курсе истории»

2

1

1
Итог 9

9

14

2

68

1

34

1

34

1
2

34
68

2

68

2
1

68
34
408

СОО Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на
уровне среднего общего образования составляет не более 700 часов. Объем недельной
нагрузки не должен превышать 10 часов.
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие "Разговоры о
важном".
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие "Россия – мои
горизонты".

На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно
расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на
обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа.
В 10 классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся
образовательной ситуации выделено больше часов, чем в 11 классе.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детскоюношеских общественных объединениях, созданных в образовательной организации и за
ее пределами;
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным
традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих
объединений, благотворительных организаций;
через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения,
в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства
с общественными организациями и объединениями.
отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает
подготовку личности к общественной жизни);
отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к
трудовой деятельности).
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и
запросов обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся план внеурочной деятельности в образовательной организации
модифицируется в соответствии профилем: социально-экономическим.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от
профиля) предполагает:
организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах
образовательной организации;
проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного
процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного
обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной
организации.
В весенние каникулы 10 класса организуются поездки в организации
профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных планов
обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в рамках часов,
отведенных на организацию жизни ученических сообществ, проводятся коллективные
обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия

обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных организаций.
Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям.
В рамках реализации социально-экономического профиля в осенние (зимние)
каникулы 10 класса организуются экскурсии на производства. В ходе познавательной
деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и
коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого
полугодия 10 класса осуществляется подготовка к экскурсиям в рамках часов, отведенных
на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10 класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и
производственными
организациями
обеспечиваются
профессиональные
пробы
обучающихся в социально-экономической сфере (приоритет отдается структурным
подразделениям экономического профиля), организуются социальные практики
(обеспечивающие пробу себя обучающимися в сфере профессиональной коммуникации с
широким кругом партнеров), реализуются групповые социальные и экономические
проекты (например, предпринимательской направленности).
Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся, предусматривается подготовка и
защита групповых проектов ("проект профессиональных проб", "предпринимательский
проект", "социальный проект").
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11 классе) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив
старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по
территории России, организация "зрительского марафона" (коллективное посещение
кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение
выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.